Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:26, дипломная работа
Целью работы явилось установление различий в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек и выявления взаимосвязей в этих различиях.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение теоретических аспектов проблемы различий в поведении в конфликтных ситуациях;2) организация исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.
- Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии. При этом стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
1.4. Типы конфликтных личностей
Тип конфликтной Личности |
Поведенческие характеристики |
Демонстративный |
Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов. |
Ригидный |
Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих. Почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательности воспринимает как обиду. Мало критичен к собственным поступкам . Болезненно обидчив. |
Неуправляемый |
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение плохо предсказуемо. Ведет себя агрессивно. Часто в запале не обращает внимание на общепринятые нормы. Высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во всех неудачах обвиняет других. Не может грамотно планировать свою деятельность. Из прошлого опыта извлекает мало уроков. |
Сверхточный |
Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Иногда разрывает отношения с друзьями и знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам. Сдержан в эмоциональных проявлениях. Плохо чувствует реальные взаимоотношения в группе. |
«Бесконфликтный» |
Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Плохо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремиться к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается над причинами своих поступков и причинами поступков окружающих. |
Глава 2. Гендерные различия в поведении в конфликтной ситуации.
2.1. Организация исследования.
Анализ литературы, сформулированный в Главе 1, позволил сформулировать общую концепцию исследования.
Целью нашей работы явилось установление различий в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек и выявления взаимосвязей в этих различиях.
Объект исследования – личность в конфликтной ситуации.
Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение теоретических аспектов проблемы различий в поведении в конфликтных ситуациях;2) организация исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.
Для решения задач было проведено исследование с использованием методики по оценке поведения в конфликтной ситуации Дж. Г. Скотт. Испытуемым предлагалось проставить баллы (от 1 до 5) по четырем указанным категориям («Использую чаще всего», «Владею лучше всего», «Приносит наилучшие результаты», «Чувствую себя при использовании наиболее комфортно») для пяти стилей поведения («Настойчивость», «Уход», «Приспособление», «Компромисс», «Сотрудничество»).
Было опрошено 14 студентов ВУЗа: 7 девушек и 7 юношей; из них: 5 девушек 1-го курса (2-17 лет, 3 – 18 лет), 2 девушек 2-го курса (18 лет), 4 юношей 1-го курса (2 – 17 лет, 2 – 18 лет), 3 юношей 2-го курса (1 – 18 лет, 2 – 19 лет).
Для обработки данных исследования был использован t-критерий Стьюдента. Формула:
- среднее арифметическое по выборке.
Результаты исследования представлены в таблице:
Таблица 1
Гендерные различия в поведении в конфликтной ситуации
В группе девушек |
В группе юношей |
|
| |
Стратегия | ||||
Настойчивость |
64,25 |
60,03 |
1,09 |
|
Уход |
39,25 |
55,7 |
4,5 |
|
Приспособление |
48,55 |
48,58 |
0,007 |
|
Компромисс |
65,7 |
69,25 |
0,9 |
|
Сотрудничество |
82,25 |
66,43 |
2,36 |
Данные, приведенные в Таблице 1, показывают результаты исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтных ситуациях.
Настойчивость. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии настойчивости в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. По этой стратегии мы получили следующие результаты: девушки прибегают к ней в 64, 25% случаев, а юноши в 60, 03%. При подсчете достоверности различий t= 1,09, что при уровне значимости 0,05 говорит о недостоверности различий, т.е. и девушки и юноши в конфликтной ситуации активно отстаивают свою собственную позицию.
Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. Эту стратегию девушки используют в 39,25% случаев, а юноши в 55,7%. Мы подсчитали, что t=4,5, что при уровне значимости 0,05 свидетельствует о достоверности различий. Юноши больше стремятся к взаимной уступке, уклоняясь от участия в конфликте.
Приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. К приспособлению девушки склонны в 48,55% конфликтных ситуаций, а юноши в 48,57%. Различия в данном случае недостоверны. И девушки, и юноши с одинаковой частотой стараются уступать, идти на встречу партнеру.
Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Эта стратегия не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. В качестве основной стратегии компромисс девушки выбирают в 65,7% случаев, а юноши в 69,25%. При подсчете мы получили результаты: t=0,9, при 0,05, т.е. и юноши, и девушки стараются в конфликтной ситуации найти решение, основанное на взаимных уступках.
Сотрудничество. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Стратегия сотрудничества строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Девушки применяют сотрудничество в 82,25% ситуаций, а юноши в 66,43%: t=2,36, при 0,05 – различия достоверны. Это говорит о том, что девушки чаще стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Вывод. Проанализировав результаты исследования, мы можем сказать, что различия в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек 17 – 19 лет являются достоверными в стратегиях сотрудничества и ухода. Стратегия сотрудничества является одной из самых сложных, т.к. включает в себя все остальные стратегии, которые выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Эта стратегия требует значительной пластичности поведения. Девушки намного чаще, чем юноши прибегают к этому стилю поведения в конфликтной ситуации, что говорит об их направленности на сохранение межличностных отношений. В то же время юноши стараются избегать конфликтных ситуаций, выбирая стратегию ухода, т.к. не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий.
Информация о работе Современные тенденции преодоления гендерной ассиметрии