Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:26, дипломная работа
Целью работы явилось установление различий в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек и выявления взаимосвязей в этих различиях.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение теоретических аспектов проблемы различий в поведении в конфликтных ситуациях;2) организация исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.
Введение
Еще древние философы считали, что конфликт существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни и представляет собой ее часть.
В наше время существует множество определений конфликта, мы же приводим определение отражающее все его необходимые свойства:
конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
Умение избирать правильную стратегию поведения в конфликте для достижения положительного результата является чрезвычайно важным для адаптации личности в социуме.
Нас привлекла проблема недостаточного исследования вопроса гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.
Целью нашей работы явилось установление различий в поведении в конфликтных ситуациях у юношей и девушек и выявления взаимосвязей в этих различиях.
Объект исследования – личность в конфликтной ситуации.
Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение теоретических аспектов проблемы различий в поведении в конфликтных ситуациях;2) организация исследования по выявлению гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации.
Для решения задач было проведено исследование с использованием методики по оценке поведения в конфликтной ситуации Дж. Г. Скотт.
Было опрошено 14 студентов ВУЗа. Средний возраст – 18 лет. Самый большой возраст – 19 лет, самый маленький – 17.
Для обработки данных исследования был использован t-критерий Стьюдента.
Глава 1.
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта.
1.1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии
В литературе выделяются
три основные модели поведения личности
в конфликтной ситуации: конструктивную,
деструктивную и
№ п/п |
Модель поведения |
Поведенческие характеристики личности |
1 |
Конструктивная |
Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна. |
2 |
Деструктивная |
Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения. |
3 |
Конформистская |
Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов. |
Каждая из этих моделей
обусловлена предметом
Давая общую оценку приведенным
выше моделям поведения, отметим, что
желательной и необходимой
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
1.2. Стратегии поведения в конфликте
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса – Киллмена она соотносится с качественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.
Графическая двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса – Киллмена представлена на рисунке.
При анализе конфликта на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
Особое место в оценке
моделей стратегий поведения
личности в конфликте занимает ценность
для нее межличностных
На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса – Киллмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рисунке.
1.3. Характеристика основных стратегий поведения
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки собственных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используется власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта проявления:
а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в данном случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет некоторое
сходство со стратегией принуждения. Это
сходство заключено в выборе между
ценностью предмета конфликта и
ценностью межличностных
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.
- Иногда в такой стратегии
отражается тактика
- Уступка может стать причиной
неадекватной оценки предмета
конфликта (занижение его
- Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально – психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Компромиссная стратегия
поведения характеризуется
Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
- Компромисс нельзя
- Иногда компромисс
может исчерпать конфликтную
ситуацию. Это наступает при изменении
обстоятельств, вызвавших
- Компромисс может
принимать активную и
Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» близко
по своему содержанию к понятию «консенсус».
Сходство их заключается в том, что
и компромисс и консенсус отражают
взаимные уступки субъектов социального
взаимодействия. Поэтому при анализе
и обосновании стратегии
Стратегия сотрудничества
характеризуется высоким
Анализирую эту стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
- Особое место в
выборе данной стратегии занима
Информация о работе Современные тенденции преодоления гендерной ассиметрии