Современная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.
Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной “иерархии проблем”, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией…………………………………………………………………….….5
2. Основные философские школы религиозной философии……………7
2.1 Неотомизм………………………………………………………………7
2.2 Экзистенциализм……………………………………………………….8
2.3 Философско-религиозная антропология………………………….…10
2.4 Креационизм…………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………….....15

Работа содержит 1 файл

Философия контр раб.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

     При всех различиях между собой религиозные  экзистенциалисты не мыслят существование  божественного вне акта веры, т.е. отвергают догматическое постулирование существования Бога как предпосылки  веры, Божественное реально существует лишь в акте веры. Вне устремления  к трансценденции происходит деградация человеческой реальности.

     В концепции немецкого экзистенциалиста М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как  чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как  проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед ничто. Хайдеггер стремится переосмыслить европейскую философскую традицию, которая рассматривала чистое бытие как нечто вневременное.

     Хайдегер переосмыслил феноменологический метод Гуссерля и приложил его к исследованию экзистенции, которую интерпретировал как "интенциональноё бытие", "бытие в мире". Феноменологический метод позволил превратить экзистенциализм в систематическую онтологию, описывающую реальность.

     Религиозный экзистенциализм зовет человека от мира к богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое, "трансцендентное" из-мерение бытия. Самоуглубление есть вместе с тем и расширение границ индивидуального Я.

     Немецкий  философ Н. Гартман, противопоставляя материальное бытие как преходящее, эмпирическое идеальному бытию как  надисторическому, проводит различие между способами их познания. Сообразно этому он понимает онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев бытия – неорганического, органического, духовного.

     Экзистенциализм отвергает правомерность рассмотрения бытия как такового, бытия чего-то объективного. Бытие оказывается  в экзистенциализме инструментальным полем или горизонтом возможностей, в пределах которого существует и  развивается человеческая свобода. 

     
    1. Философско-религиозная  антропология
 

     Одной и основ школы философско-религиозной  антропологии является творчество Гельмута Плеснера.

     Плеснер стремится к всестороннему охвату феноменов человеческого существования, подчеркивая, что если философская  антропология хочет постичь человека во всей его полноте, то ей следует рассмотреть природную сферу, располагающуюся на одном уровне с личностной жизнью.

     В методологическом отношении Плеснер  стремится к выявлению базисной структуры человека посредством  анализа феноменов его существования, а затем движется вновь к феноменам  с целью их обоснования на основе выявленной базисной структуры.

     Хотя  Плеснер и не соотносит сущность человека с богом, современные философско-религиозные  антропологи интенсивно используют теорию особой космической ситуации человека или отдельные положения  этой теории, по-своему интерпретируют характеристики человеческого бытия.

     Заимствование ими тех или иных положений  философско-антропологической теории Плеснера происходит благодаря тому, что определение образа человека осуществляется в направлении идеалистического философствования.

     При рассмотрении идейно-теоретических  истоков современной философско-религиозной  антропологии необходимо упомянуть  и обратиться к творчество Арнольда Гелена. "Антропология Гелена, - пишет исследователь его творчества Петер Янсен, - оказала сильное воздействие на философскую антропологию как в виде принятия ее центральных положений".

     Гелен отказывается от выведения человека из животного царства, так как он считает, что подобные теории нельзя считать антропобиологическими, потому что они не объясняют особого положения человека. Он прежде всего стремится к выявлению таких антропологических категорий, которые позволяют постичь человека как некое психофизически нейтральное существо.

     В вопросе философско-религиозной  антропологии Гелен занимает двойственную позицию. С одной стороны, он воздерживается от метафизических и философско-религиозных суждений, в работах Гелена отсутствует построение, которое можно было бы считать философско-антропологическим указанием на существование бога, но, с другой стороны, Гелен предлагает биоантропологическое объяснение факта религиозной жизни человека.

     В современных философско-религиозных  антропологических концепциях широко используются как сама геленовская идея о человеке как особом проекте природы, так и другие теоретические наблюдения.

    1. Креационизм
 

     За 140 лет, прошедших со дня опубликования  книги Дарвина "Происхождение  жизни", эволюционная теория глубоко  укоренилась в мышлении и жизни  общества. Альтернативой эволюционизму  является научная теория происхождения  мира, носящая название креационизма.

     Креационизм исходит из исторической достоверности  всей Библии, включая и первые одиннадцать  глав книги Бытия, говорящих о  творении Вселенной и человека, и  утверждает, что естественнонаучные знания и открытия о происхождении  этого мира, жизни, геологических  эпохах и т.д. объясняются креационно-потопной моделью намного лучше и с меньшим количеством неразрешимых противоречий, чем эволюционной. 

 

      Заключение 

     Итак, из всего вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы:

  • Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.
  • Религия, с точки зрения философии (точнее, онтологии, чей предмет составляют «наиболее общие сущности и категории сущего»), относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания (наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией), т. е. отображения мира в сознании человечества.

     Перечислим  основные проблемы, рассматриваемые  современной религиозной  философией.

  • На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование?
  • Проблема человека занимает заметное место в классической религиозной философии. Проблема человека тесно связана с этической проблематикой. В религиозной этике идет также борьба традиционализма и новых подходов. Проблема добра и зла всегда стояла в центре религиозной философии.

     В истории только что  завершившегося XX века можно выделить несколько направлений в религиозной философии.

     Это неотомизм - наиболее развитое течение (М.де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон); современные варианты креационизма, предоставляющие доказательства бытия Бога, религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении, неоавгустинизм и неосхоластика, протестантская неоортодоксия, диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер), религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель), теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер) и т.п.  

 

      Список использованной литературы 

  1. Д. В. Альжев История и теория религий. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008 -160с.
  2. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.
  3. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993, - 244с.
  4. История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. - 155с.
  5. А.Ф. Малышевский. Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. –М.: Просвещение, 2005, - 256с.
  6. Краткая философская энциклопедия - М., Прогресс, 1994.
  7. В. А. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980. - 309 с.
  8. Современная западная философия. Словарь. М., Прогресс, 1993.
  9. А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.- 816с.
  10. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.
  11. Философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.

Информация о работе Современная религиозная философия