Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:14, контрольная работа
В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.
Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной “иерархии проблем”, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке
Введение……………………………………………………………………3
1. Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией…………………………………………………………………….….5
2. Основные философские школы религиозной философии……………7
2.1 Неотомизм………………………………………………………………7
2.2 Экзистенциализм……………………………………………………….8
2.3 Философско-религиозная антропология………………………….…10
2.4 Креационизм…………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………….....15
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Юридический факультет
Специальность
030501 «Юриспруденция»
Контрольная работа
по дисциплине: Философия
на тему: «Современная
религиозная философия»
Студент _2_курса
заочного отделения
ГРУППЫ № 0102 | |
ФИО: Большакова О.М. | |
«_____»___________________2011 года | |
Проверил преподаватель
ФИО |
Великий Новгород
2011год
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Основные проблемы, рассматриваемые
современной религиозной
2.
Основные философские школы
2.1
Неотомизм………………………………………………………
2.2
Экзистенциализм………………………………………
2.3
Философско-религиозная
2.4
Креационизм…………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, "метафизика народа", т.е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде всего богословие, а также история и философия - каждая под своим особым углом зрения.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.
Религия, с точки зрения философии (точнее, онтологии, чей предмет составляют «наиболее общие сущности и категории сущего»), относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания (наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией), т. е. отображения мира в сознании человечества.
Если
язык – это универсальная оболочка
общественного сознания, то религия,
точнее, мифолого-религиозное сознание
человечества – это общий родник
самых глубоких и жизненно важных
смыслов общественного
Актуальность. Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос.
Если мы зададимся вопросом: "Какова сущность религиозной мысли?", то мы увидим, что и она, и связанная с нею философия принадлежат к традиционалистическому, догматическому типу сознания. Но это вовсе не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая направление, в котором развивалась религиозная идея той или иной эпохи, вооружая ее аргументами, представлениями об общечеловеческих ценностях, философы мировых религий (православия, католичества, протестантизма, ислама) и других вероисповеданий могут стать влиятельными мыслителями - примером могут служить Августин Блаженный и Фома Аквинский (именно он положил начало филосифии томизма).
Но
философские учения подобной силы возникают
не только в эпохи, когда религия
была доминирующей идейной силой. В
XX веке к “классикам” философии относятся
немало представителей религиозной мысли.
Это католические философы Ж. Маритен,
Э. Жильсон, Г. Марсель; в исламском мире
хорошо известны имена Джемала ад-Дина
ал-Афгани, поэта и философа Мукаммада
Икбала. Нельзя не вспомнить русских религиозных
философов конца XIX – первой половины
XX столетия В. Соловьева, Н. Бердяева, С.
Булгакова.
В
понимании задач философии
Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной “иерархии проблем”, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке.
Идеологи официального католичества, включая философов, активно выступали и выступают на арене идейной борьбы, и поворот к новому развитию религиозной идеи – одна из причин, объясняющих выдвижение религиозных мыслителей в ряды ведущих философов ХХ века. Притом всё это были высокопрофессиональные философы, знатоки истории философии, талантливые авторы. К тому же почти все они - яркие социальные критики. Именно их усилиями был осуществлен в религиозной мысли нашего столетия – опять-таки при упорном сопротивлении ортодоксов - “антропологический поворот”, т.е. превращение проблемы человека в наиважнейшую проблему философии. Однако внимательный анализ произведений неортодоксальных религиозных философов показывает : они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и конечной целью философствования сохранения понятия бога, а также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозного сознания. В этом, как ни покажется странным, также заключен один из источников влияния крупных религиозных философов на современную философскую мысль.
Новый, более гибкий подход к проблеме науки и религии выражен, например, в принятом 2-м Ватиканским собором (1965) документе (Конституции) “Церковь в современном мире”, а также в последующих работах католических идеологов. Религиозная философия все шире и все активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы общества, человека, науки. Это одна из примет обновления религиозной мысли.
На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? Большинство религиозных мыслителей исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительно существования бога и опровергать аргументы атеистов относительно его не существования. А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.
Проблема человека занимает заметное место в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои философские системы раздел о человеке. "Нельзя представить себе спасения человека и человечества от обрушившихся на них в ХХ веке бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать сверхъестественный порядок (т.е. бога), не верить в бессмертие души".
Проблема
человека тесно связана с этической
проблематикой. В религиозной этике
идет также борьба традиционализма
и новых подходов. Проблема добра
и зла всегда стояла в центре религиозной
философии. История религиозной
мысли накопила множество ответов
на трудный для нее вопрос :если
мир сотворен и управляем мудрым и благим
богом, то как это согласуется с бедствиями
и злом? Или как "оправдать" бога,
если существует зло? Особенно радикальных
позиций придерживаются философы, которые
остро ставят проблемы свободы и социальной
справедливости - это относится, например,
к очень популярному сегодня движению
латиноамериканских религиозных мыслителей,
получившему название "теология освобождения".
В истории только что завершившегося XX века можно выделить несколько направлений в религиозной философии.
Это
неотомизм - наиболее развитое течение
(М.де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон); современные
варианты креационизма, предоставляющие
доказательства бытия Бога, религиозная
антропология, учение о человеке, его месте
в мире и его назначении, неоавгустинизм
и неосхоластика, протестантская неоортодоксия,
диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер),
религиозный экзистенциализм (П.Тиллих,
М.Бубер, Г.Марсель), теология "смерти
Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер) и т.п.
Ниже мы рассмотрим некоторые из этих
философских движений.
Неотомизм как направление - детище официального католичества, и, как следует из самого этого слова, своим предшественником имеет томизм. В широком смысле томизм - это название системы, которая следует учению св. Фомы Аквинского в философских и теологических вопросах. В более узком смысле этот термин относится к взглядам, которых придерживается томистская школа. Возвращаясь к неотомизму, можно сказать, что это - томизм на современном этапе, который берет начало в последней четверти XIX века. Именно к этому времени в силу объективных причин произошло возрождение схоластицизма. Именно тогда, в 1879 году, папа Лев XIII издал энциклику Aeterni Patris ("Отцу вечному"), посвященную христианской философии и имевшую в качестве подзаголовка - "В целях возрождения в католических школах христианской философии согласно духу ангелического доктора философии св. Фомы Аквинского".
Философия и теология в неотомизме неразрывно связаны. Говоря о неотомизме, как о влиятельном течении в философии католицизма, эту философию нельзя отрывать от положений христианской веры, "употребления разума в религиозных целях".
Основным
разделом философии неотомизма является
учение о бытии. Ее предмет и основная
категория - бытие - понимаются неоднозначно,
поскольку неотомизм исходит
из признания сверхъестественного
и материального, вторичного по отношению
к сверхъестественному, миров. Дать определение
бытия, согласно неотомизму, невозможно.
Бытие - это "абсолютно первое понятие",
о котором лишь можно сказать, что оно
обладает существованием. С одной стороны,
бытие предстает как абстракция общих
свойств материальных и нематериальных
объектов, с другой - как Бог. Поэтому учение
неотомизма о бытии выступает и как учение
о свойствах явлений природы, и как учение
о бытии Бога.
В
истории философии понятие “
Экзистенциальное мышление развертывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения основной проблемы. Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания.
Это существование (экзистенция) трактуется как нечто соотнесенное с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь существования с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого существования. Однако конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь.
Основное онтологическое определение экзистенции - "бытие между", его дал Кьеркегор. Религиозные экзистенциалисты (Бердяев, Ясперс, Марсель, Тил-лих) определяют природу иного как "трансценденцию", открывающуюся в акте веры. Божественное трактуется в духе "апофатичесокй теологии", не признающей никаких позитивных определений божества. Определение трансцеденции через отрицание особенно характерно для Хайдегера, у которого трансценденция выступает как "ничто". У христианских мыслителей (Бердяева, Марселя) характеристика трансценденции носит отпечаток ценностей веры: веры, надежды, любви; так например, по Марселю, Бог есть "абсолютное Ты" - самый интимный и надежный друг. У близкого иудаизму Шестова заметны отзвуки ветхозаветных настроений.