Современная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.
Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной “иерархии проблем”, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Основные проблемы, рассматриваемые современной религиозной философией…………………………………………………………………….….5
2. Основные философские школы религиозной философии……………7
2.1 Неотомизм………………………………………………………………7
2.2 Экзистенциализм……………………………………………………….8
2.3 Философско-религиозная антропология………………………….…10
2.4 Креационизм…………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………….....15

Работа содержит 1 файл

Философия контр раб.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

Негосударственное  образовательное  частное учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

Юридический факультет

Специальность 030501 «Юриспруденция» 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине: Философия

              на тему: «Современная религиозная философия» 
 
 
 

  Студент _2_курса заочного  отделения

ГРУППЫ № 0102

  ФИО: Большакова О.М.
  «_____»___________________2011 года
  Проверил  преподаватель

ФИО

 
 

Великий Новгород

2011год 
 

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Основные проблемы, рассматриваемые  современной религиозной философией…………………………………………………………………….….5

     2. Основные философские школы религиозной  философии……………7

     2.1 Неотомизм………………………………………………………………7

     2.2 Экзистенциализм……………………………………………………….8

     2.3 Философско-религиозная антропология………………………….…10

     2.4 Креационизм…………………………………………………………..12

     Заключение………………………………………………………………..13

     Список  литературы…………………………………………………….....15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     Введение 

     Религия являет собой важный и необходимый  феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, "метафизика народа", т.е. его философия  как неотъемлемый компонент его  мировоззрения. Изучением религии  занимается прежде всего богословие, а также история и философия - каждая под своим особым углом зрения.

     Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.

     Религия, с точки зрения философии (точнее, онтологии, чей предмет составляют «наиболее общие сущности и категории  сущего»), относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания (наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией), т. е. отображения мира в сознании человечества.

     Если  язык – это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось  все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания (такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука).

     Актуальность. Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос.

     Если  мы зададимся вопросом: "Какова сущность религиозной мысли?", то мы увидим, что и она, и связанная с  нею философия принадлежат к  традиционалистическому, догматическому типу сознания. Но это вовсе не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая направление, в котором развивалась религиозная идея той или иной эпохи, вооружая ее аргументами, представлениями об общечеловеческих ценностях, философы мировых религий (православия, католичества, протестантизма, ислама) и других вероисповеданий могут стать влиятельными мыслителями - примером могут служить Августин Блаженный и Фома Аквинский (именно он положил начало филосифии томизма).

     Но  философские учения подобной силы возникают  не только в эпохи, когда религия  была доминирующей идейной силой. В  XX веке к “классикам” философии относятся немало представителей религиозной мысли. Это католические философы Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель; в исламском мире хорошо известны имена Джемала ад-Дина ал-Афгани, поэта и философа Мукаммада Икбала. Нельзя не вспомнить русских религиозных философов конца XIX – первой половины XX столетия В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова. 

 

     
  1. Основные проблемы, рассматриваемые  современной религиозной  философией
 

     В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию  как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что  вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки  является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.

     Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит  в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной “иерархии проблем”, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке.

     Идеологи  официального католичества, включая  философов, активно выступали и  выступают на арене идейной борьбы, и поворот к новому развитию религиозной  идеи – одна из причин, объясняющих  выдвижение религиозных мыслителей в ряды ведущих философов ХХ века. Притом всё это были высокопрофессиональные философы, знатоки истории философии, талантливые авторы. К тому же почти  все они - яркие социальные критики. Именно их усилиями был осуществлен  в религиозной мысли нашего столетия – опять-таки при упорном сопротивлении  ортодоксов - “антропологический поворот”, т.е. превращение проблемы человека в наиважнейшую проблему философии. Однако внимательный анализ произведений неортодоксальных религиозных философов  показывает : они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и конечной целью философствования сохранения понятия бога, а также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозного сознания. В этом, как ни покажется странным, также заключен один из источников влияния крупных религиозных философов на современную философскую мысль.

     Новый, более гибкий подход к проблеме науки  и религии выражен, например, в  принятом 2-м Ватиканским собором (1965) документе (Конституции) “Церковь в современном мире”, а также в последующих работах католических идеологов. Религиозная философия все шире и все активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы общества, человека, науки. Это одна из примет обновления религиозной мысли.

     На  протяжении всей своей истории, включая  и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и  религиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной  философии все чаще высказывается  такой упрек: если бог действительно  и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? Большинство религиозных мыслителей исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительно существования бога и опровергать аргументы атеистов относительно его не существования. А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.

     Проблема  человека занимает заметное место в  классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии  неизменно включали в свои философские  системы раздел о человеке. "Нельзя представить себе спасения человека и человечества от обрушившихся на них в ХХ веке бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать сверхъестественный порядок (т.е. бога), не верить в бессмертие души".

     Проблема  человека тесно связана с этической  проблематикой. В религиозной этике  идет также борьба традиционализма  и новых подходов. Проблема добра  и зла всегда стояла в центре религиозной  философии. История религиозной  мысли накопила множество ответов  на трудный для нее вопрос :если мир сотворен и управляем мудрым и благим богом, то как это согласуется с бедствиями и злом? Или как "оправдать" бога, если существует зло? Особенно радикальных позиций придерживаются философы, которые остро ставят проблемы свободы и социальной справедливости - это относится, например, к очень популярному сегодня движению латиноамериканских религиозных мыслителей, получившему название "теология освобождения". 

     
  1. Основные  философские школы  религиозной философии
 

     В истории только что завершившегося XX века можно выделить несколько направлений в религиозной философии.

     Это неотомизм - наиболее развитое течение (М.де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон); современные варианты креационизма, предоставляющие доказательства бытия Бога, религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении, неоавгустинизм и неосхоластика, протестантская неоортодоксия, диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер), религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель), теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер) и т.п. Ниже мы рассмотрим некоторые из этих философских движений. 

     
    1. Неотомизм
 

     Неотомизм как направление - детище официального католичества, и, как следует из самого этого слова, своим предшественником имеет томизм. В широком смысле томизм - это название системы, которая  следует учению св. Фомы Аквинского в философских и теологических  вопросах. В более узком смысле этот термин относится к взглядам, которых придерживается томистская школа. Возвращаясь к неотомизму, можно сказать, что это - томизм на современном этапе, который берет начало в последней четверти XIX века. Именно к этому времени в силу объективных причин произошло возрождение схоластицизма. Именно тогда, в 1879 году, папа Лев XIII издал энциклику Aeterni Patris ("Отцу вечному"), посвященную христианской философии и имевшую в качестве подзаголовка - "В целях возрождения в католических школах христианской философии согласно духу ангелического доктора философии св. Фомы Аквинского".

     Философия и теология в неотомизме неразрывно связаны. Говоря о неотомизме, как о влиятельном течении в философии католицизма, эту философию нельзя отрывать от положений христианской веры, "употребления разума в религиозных целях".

     Основным  разделом философии неотомизма является учение о бытии. Ее предмет и основная категория - бытие - понимаются неоднозначно, поскольку неотомизм исходит  из признания сверхъестественного  и материального, вторичного по отношению  к сверхъестественному, миров. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие - это "абсолютно первое понятие", о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. Поэтому учение неотомизма о бытии выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. 

     
    1. Экзистенциализм
 

     В истории философии понятие “существование”  употреблялось обычно для обозначения  внешнего бытия вещи, которое в  отличие от сущности вещи, постигается  не мышлением, а опытом.

     Экзистенциальное  мышление развертывается исключительно  в сфере бытия, а все остальные  традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения  основной проблемы. Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания.

     Это существование (экзистенция) трактуется как нечто соотнесенное с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь существования с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого существования. Однако конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь.

     Основное  онтологическое определение экзистенции - "бытие между", его дал Кьеркегор. Религиозные экзистенциалисты (Бердяев, Ясперс, Марсель, Тил-лих) определяют природу иного как "трансценденцию", открывающуюся в акте веры. Божественное трактуется в духе "апофатичесокй теологии", не признающей никаких позитивных определений божества. Определение трансцеденции через отрицание особенно характерно для Хайдегера, у которого трансценденция выступает как "ничто". У христианских мыслителей (Бердяева, Марселя) характеристика трансценденции носит отпечаток ценностей веры: веры, надежды, любви; так например, по Марселю, Бог есть "абсолютное Ты" - самый интимный и надежный друг. У близкого иудаизму Шестова заметны отзвуки ветхозаветных настроений.

Информация о работе Современная религиозная философия