Современная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету.

Работа содержит 1 файл

дяло.docx

— 58.53 Кб (Скачать)

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так  называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизмаИменно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность  неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость  простого, четкого, связанного с применением  современных научных методов  решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность  неизбежно должны были привести и  действительно привели неопозитивизм  к дискредитации и глубокому  кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые  на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых  обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его  собственной эволюции. С нач. 1950-х  гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной  концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается  течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками  неопозитивизма, в то же время выступает  против неопозитивистской интерпретации  задач методологического анализа  науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию  методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вне научного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная  позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все  это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным  увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм  перестает существовать как философское  течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок, как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.    
 

Структурализм 

Структурализмобщее название ряда направлений в социогуманитарном познании XX в., связанных с выявлением структуры, т. е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Поиск структур осуществляется в разных областях культуры: языке и литературе, социальных установлениях и истории идей, искусствеве и явлениях массовой культуры. Развертывание структуралистской проблематики прошло несколько этапов: 1) становление метода — прежде всего в структурной лингвистике; 2) распространение метода и филос. осмысление этого процесса; 3) «размывание» метода, включение его в социально-политический и культурно-исторический контекст; критика и самокритика С. и переход к постструктурализму. Этап становления методов структурного анализа — 20—50-е гг. В этот период в психологии (гешгальгпсихология), литературоведении (формальная школа в русском литературоведении) и в языкознании (три гл. структуралистские школы в лингвистике: Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская глоссематика и Йельский дескрип-тивизм) происходит выработка метода структурного анализа. Наиболее отчетливо его черты сложились в структурной лингвистике. Для лингвистического С. характерен протест против психологизма, интроспекционизма копозитивистского фактографизма,  также стремление определить структуру языка в отвлечении от его развития (синхрония важнее диахронии) от географических, социальных, исторических обстоятельств его существования (внутреннее важнее внешнего) от частных, не системообразующих свойств элементов (система языка важнее конкретных речевых актов) и т. д. Особое значение при этом имело соединение лингвистики с семиотикой и переход к изучению означающих структур и механизмов. Второй период — 50—60-е гг. связан с распространением методов структурной лингвистики на др. области культуры. В особенно ярких формах этот процесс протекал во Франции, так что именно франц. структурализм теперь прежде всего имеется в виду, когда речь идет о структурализме. Именно в рамках французского структурализма  некоторые приемы анализа языка были использованы для объективного постижения неосознаваемых структур отношений в различных областях социально-культурной действительности. Идея применения метода структурной лингвистики в др. областях культуры  связывается в первую очередь с именем Леви-Стросса. При анализе социального устройства культурной и ментальной жизни первобытных племен Леви-Стросс использует «бинарные аппозиции» (природа — культура, растительное — животное, сырое — вареное), а также некоторые приемы теории информации. Главное для Леви-Стросса — то, что правила браков, терминология родства, тотемизм, ритуалы, маски, мифы и иные социальные и культурные установления представляют собой особого рода языки, что в каждой из этих сфер мы видим нечто вроде обмена сообщениями, информацией (бинарные дробления содержании, их перестановки и взаимозамещения и проч.). Отвлекаясь от исторического (в т. ч. экономического и технического) развития, для первобытных об-в,   по   его   мнению,   не   свойственного, Леви-Стросс ищет то, что было  общим для всех культур и всех  людей, в идее сверхрационализма. Сверхрационализм — это гармония чувственного и рационального начал, утраченная современной европейской цивилизацией, но сохранившаяся на уровне первобытного мифологического мышления. Это последнее стремится к опосредованию фундаментальных противоречий  человеческого бытия (напр., противоречие между жизнью и смертью опосредуется особым персонажем — вороном, питающимся падалью) и восходит от оперирования отдельными предметами к логике чувств, форм и даже элементам логики отношений. Р. Барт распространяет подход Леви-Стросса с экзотических для европейского сознания социальных явлений на предметы и  установления современного европейского общества. Поскольку всякий продукт культуры опосредован разумом, а структурный анализ — это анализ духа по воплощающим его предметностям, постольку структурный анализ имеет неограниченное поле применения. Следовательно, в каждом продукте культуры — феноменах массовых коммуникаций, журнализма, моды, еды, структуры города — можно обнаружить «социологику». Особое место в творчестве Р. Барта, увлеченного самой идеей языка в различных его ипостасях, занимает прочтение и изучение литературы— прежде всего модернистской. Спектр исследовательских экспериментов развертывается от анализа многочисленных перекодировок текста до составления алфавитного словаря «фрагментов любовных речей» и др. приемов «наслаждения текстом». Сходные мыслительные установки обнаруживаются у Лакана, позиция которого складывалась в стремлении вернуться к подлинному Фрейду от множества гуманизированных или, наоборот, приспособительски-прагматических его истолкований. Главной мыслью Лакана, предопределившей научное Развитие его концепции психоанализа, стала мысль о сходстве или аналогии между структурами языка и механизмами действия бессознательного. Языковый материал выступает как объект анализа, а исправление языковых нарушений — как симптом излечения больного; именно опора на язык, на работу с означающими должна придать психоаналитическим процедурам научность и объективность. На основе трактовки бессознательного как языка Лакан не только формулирует задачи психоаналитической терапии, но и строит целую культурологическую концепцию. Согласно этой концепции, уровень символического, или, иначе, сфера, где происходит взаимодействие означающих, полностью определяет возможности мысли, языка, истории, человеческой жизненной практики: символическое абсолютно господствует и над «реальным» и над «воображаемым», поскольку реальное, как таковое, нам вообще не дано, а воображаемое — во многом иллюзорно и субъективно. Стадия зеркала Лакана, именно сопоставление бессознательного с языком создает возможность рационального постижения бессознательного, позволяет сделать  его научным объектом. Фуко развивает установки структурного анализа на материале истории идей. Он анализирует синхронные срезы культурной «почвы», пространственные очертания позитивных «полей» в отвлечении от динамики развития познания, исследует специфику познавательных установок как различного рода означающих механизмов, преобладающих в тот или иной культурный период. Анализ познавательных практик структурализма  позволяет вычленить основные категориальные элементы его построений, а именно: структуру, язык, бессознательное. Стадия зеркала структуралистов, структура объективнее истории, ибо история — это «мифология прометеевских обществ», а ее претензии на особый уникальный контакт с реальностью беспочвенны, ибо она не опирается на «действительные» факты, а отбирает их сообразно той или иной схеме и доступна осмыслению лишь в той мере, в какой умопостигаемы ее синхронные срезы. Вывод таков: структура объективнее, важнее и «первичнее» истории. Предпочтение языка субъекту — следствие той же установки на объективность познания, ибо структуры языка трактуются как пример объективных структур, отвлеченных от осознания и переживаний говорящего, от специфики конкретных речевых актов. Соответственно и любое другое знание объективно в той мере, в какой оно выявляет на различном социально-культурном материале структуры, подобные языковым. Наконец, бессознательное — это также необходимое условие объективного познания (в частности, познания сознания): бессознательное есть то, что, находясь вне сознания, дает доступ к сознанию, не приводя к порочному кругу определений сознания через сознание. Следствием такой методологической установки на объективность выступает концепция, к-рую, вслед за Альтюссером, можно назвать «теоретическим антигуманизмом». Она предполагает, что человек, субъект либо вообще выносится за рамки рассмотрения в структурализме, либо трактуется как нечто зависимое, производное от функционирования объективных структур (напр., как «функция дискурсивных практик»). Этот структуралистский тезис, названный тезисом о «смерти человека», вызвал резкую критику. Среди всех названных исследователей лишь один Леви-Стросс называл себя структуралистом, и это не случайно структурализм не был школой, организацией, группой единомышленников, осознанно следующих выработанной программе. Однако между всеми этими исследователями есть проблемная общность, достигшая апогея во второй половине 60-х гг. После майско-июньских событий 1968 г. намечается поворот от классического структурализма с акцентом на объективные нейтральные структуры к анализу всего того, что лежит вне структуры, что относится к ее «изнанке». В обстановке мировоззренческого потрясения и перелома доминантой в обществ, умонастроении становится не поиск объективного знания, а эмоция и аффект, желание и шанс свободного развития, историческая динамика и «географические» перемещения объектов в социокультурном пространстве. Характерный признак этого, третьего этапа структурализма — размыкание структуры в контекст (операция, строго запрещенная «классическим»  французским структурализмом);  при этом знание лишается ореола объективности трактуется как средоточие социальных и политических сил, как воплощение стратегий власти, принуждений и побуждений, как та сфера, применительно к которой правомерно ставить вопрос только о формах, типах, специфике этих стратегий. Этот путь ведет прямо к постструктурализму 70—80-х гг. Философскую специфику структурализма определить нелегко. Есть основания трактовать структурализм  как французскую  разновидность современного позитивизма, хотя и непоследовательного. Сложные отношения связывают структурализм  с рационалистической философской традицией. С одной стороны, в структурализме содержится критика опорных абстракций рационалистической субъективности (например, субъекта, самосознания, суждения), с другой стороны, структурализм развивает рационалистические идеи в новой познавательной и мировоззренческой ситуации. Значительное место в концептуальных построениях структурализма занимают идеи Канта. В состав философской рефлексии структурализма вошло немало идей неорационализма. Развитием своих позиций и подходов структурализм существенно повлиял на общую картину современной философии. В частности, соприкосновение и полемика со структурализмом дали импульс для поисков объективности и изучения языка в феноменологии и существенно определили облик современной герменевтики. Воздействие структуралистского подхода усилило проблематизацию узкоэмпиристских схем в современных вариантах позитивизма. Плодотворным было воздействие структуралистской программы на исследования структур разума и структур власти в рамках Франкфуртской школы. 
 
 

Постструктурализм  (реже — неоструктурализм) — общее название ряда подходов в философии и социогуманитарном познании 70—80-х гг. (гл. обр. Франция, отчасти — США), связанных с критикой и преодолением структурализма, или, как иногда утверждается, с попыткой выполнения нерешенных задач структурализма (постструктурализм как «вторая волна» структурализма). постструктурализм нацелен на осмысление всего «неструктурного» в структуре, на выявление апорий и парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, на преодоление структуралистского историзма и лингвистического редукционизмапостроение новых моделей смыслообразования, создание новой практики «открытого» чтения, преодолевающей герменевтические и аналитические модели истолкования, и др. Главные представители постструктурализма - Деррида, Делёз, Бодрийар, Лиотар, К. Кастори-адис, Ж. Кристева, ряд американских литературоведов, испытавших влияние Деррида (Миллер, Блум, де Ман и др.); к постструктурализму нередко относят Р. Барта периода «политической семиологии» и Фуко периода «генеалогии власти». Подобно структурализму, постструктурализм не образует организационного единства и не имеет общей программы, хотя определенная общность проблемного поля и подходов к проблемам между вышеназванными авторами, безусловно, существует. Многие из работ, которые можно считать программными для постструктурализма, вышли в свет еще в 60-е гг. (например, «О грамматологии»). В 70-е гг. постструктурализм сосуществовал как со структурализмом, так и с «новыми философами», оказывая большое влияние на леворадикальную интеллигенцию, особенно студенчество. Однако только в 80-е гг., уже после смерти ведущих представителей структурализма, постструктурализм приобретает полную концептуальную самостоятельность и некоторые независимые организационные формы (в 1983 г. при участии Деррида и Ж. Фая в Париже был организован Международный философский колледж). Рубеж, отделяющий структурализм от постструктурализма — майско-июньские события 1968 г. Этот период характеризуется обострением чувствительности - интеллектуала — философа, ученого, художника — к социальным противоречиям. Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснить социальные катаклизмы, изменяется место гуманитарной культуры в обществе (число людей с университетским дипломом растет, а их роль ослабевает). Индивидуальное Я потрясено столкновением с реальностью массового революционного действия и одновременно с вездесущностью анонимных механизмов власти и социального принуждения, дискредитирующих саму идею поиска объективности. На место экзистенциалистского индивидуального субъекта и структуралистского субъекта как точки пересечения речевых практик постструктурализма ставит коллективное Я (Мы), малую группу единомышленников. Она бессильна против «демонизма власти», не способна и не пытается ее захватить, но ставит целью повсеместное изобличение и описание очагов власти, фиксацию ее стратегий. Такая позиция позволяет группе сохранить человеческое, жертвуя J индивидуальным. Постструктурализм возник первоначально из осмысления известной сентенции периода майских событий: «Структуры не выходят на улицы». Коль скоро нечто важное, однако, свершается (кто-то строит баррикады и оспаривает существующий порядок), значит, самое главное в структуре — не структура, а то, что выводит за ее пределы. Способов показать «изнанку структуры» в постструктурализме — множество. Так, за рамками структуры как статической упорядоченности находится история, динамика; за рамками структуры как взаимосоотнесенности «бинарных оппозиций» остаются тексты, преодолевающие дихотомический принцип, или же вовсе некая нерасчлененность, слитность («магма» у Касториадиса); за рамки структуры как законосообразности выходят случай, шанс, событие, свобода; за рамки структуры как логического построения — аффекты, тело, жест; за рамки структуры как нейтрального, объективного, познавательного— власть, отношения господства и подчинения и т. д. Все эти грани и аспекты «изнанки структуры» не рядоположны и неравнозначны. Среди ориентации внутри П. особенно важны две — с акцентом на текстовую реальность и с акцентом на политическую реальность. Девиз одной — «вне текста нет ничего» (вариант: «нет ничего, кроме текста» — Деррида),   другой—« все в конечном счете— политика» (Делёз). Между этими утверждениями нет противостояния, но есть взаимосцепления. Более того, у этих подходов единая онтологическая («нео метафизическая») основа— желание как самая гл. сила, от которой зависят все проявления индивидуальной и социальной жизни. Желание — это непреложная, предельная, нередуцируемая реальность, именно она в конечном счете и определяет все неструктурное в структуре: «Изнанка структуры есть чистое бытие желания» (С. Леклер). Этот переход от программы структурализма к программе постструктурализма отчетливо прослеживается в смене доминант в концепции Фуко: от  «археологии знания»  60-х гг. к «генеалогии власти» 70-х и далее— к   анализу   «человека   вожделеющего» («желающего») в работах 80-х гг. Одной из главных задач постструктурализма становится критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла,   единства,   полноты   и   проч., в П. противопоставлены идеи различия и множественности. Наиболее последовательно и ярко эта разновидность постструктурализма представлена у Деррида. Его первая цель — опровергнуть метафизику; но сделать это не может лишь мысль, замкнутая на самое себя, сросшаяся со знанием, рациональностью, опирающаяся на науку и философию в их взаимном обосновании. Для того чтобы «перехитрить» метафизику, приходится нарушать междисциплинарные перегородки  и   политические  запреты,   выходя на уровень тела, действия, события, языка в его особом повороте, позволяющем увидеть за  антитезой речи  и письма (или иначе — сущности и явления, света и тьмы, наличия и отсутствия   и   т.   п.)   то общее, что делает возможной саму антитетичиость: в случае речи и письма это «архиписьмо» как предусловие всякой речи и письма, всех вообще дискурсивных различений в культуре. Внутри поля возможностей, где нет четко очерченных дисциплин, где соседствуют фрагменты истории и моральной философии, эпистемологии и социологии, политики и художественной практики (в первую очередь — современной литературы), означивание становится неожиданностью, событием, а не предсказуемым результатом внутрисистемных взаимодействий. Операции «разборки» и «сборки», или — иначе — деконструкции, в работах Деррида придают постструктурализму «методологическую» определенность (самого слова «метод» представители постструктурализма избегают). Главная задача деконструкции — «раздразнить и выманить наружу конфликтующие силы значения» (Б. Джонсон), показать в любого рода текстах значимость элементов внесистемных, маргинальных, т. е. деталей, не замеченных или же осознанно замолоченных сначала автором текста, а потом читателями, которые оставили нам свидетельства своих прочтений в виде собственных текстов. Так, всякий текст живет среди откликов, «перекличек», «прививок», «следов» одного текста на др. След важнее и первичнее любой системы: это отсрочка во времени и промежуток в пространстве; отсюда столь существенный для Деррида глагол «differer», означающий одновременно «различать» и «отсрочивать» и соответствующий неографизм «differ-Апсе» («различение»), Все эти нарушения структурности и системности — следы пространственных «кочевий» («номадизм» Делёза / Гваттари} — наводят на мысль, что структура либо не существует вовсе, либо она существует, но не действует, либо, наконец, действует, но в столь измененном виде, что именно «поломка», а не «правильное» ее функционирование становится «нормой». Система размыкается и «входит в контекст», приобретая тем . самым то «внешнее» измерение, которое в структурализме целиком устранялось в пользу внутренней грамматики взаимосвязанных  элементов.   Поскольку он может безгранично расширяться, постольку зависящее от контекста значение оказывается совершенно неопределенным. Под давлением контекста в тексте   размываются   границы   «внешнего» и «внутреннего»: на их место у Деррида и Делёза приходят многообразные мыслительные эксперименты с пространством — всевозможные «складки»,     «выпуклости-вогнутости»,  «вывернутые    наизнанку    полости»    и  прочее.  Происходят и другие деформации принципа структурности: например, произвольность   знака   уничтожается   парадоксальным утверждением «изначального мимесиса» (Деррида), динамикой взаимообмена «подобий» (Бодрийар), хотя «миметические» отношения устанавливаются не между «текстом» и «жизнью», а между различными текстами и составляющими их элементами. В противовес исключению субъекта в структурализме постструктурализм выдвигает тезис о «включенности» («загрузке» или «инвестировании», подобно вложению капиталов) желаний субъекта в процессе значения; на первый план иногда выходит даже внесистемная логика «воображения» (Касториадис). Постструктурализм в сравнении со структурализмом полностью меняет ось опорных усилий в процессе чтения. Для постструктурализма объективность, метод, научность не имеют значения и не выступают как искомые цели. В силе остается характерный и для структурализма «смертный приговор» референции (Бодрийар) и самый решительный протест против репрезентации,  представления как основы всего западного мышления. Но к этим двум отрицаниям добавляется  новое. Это отрицание понятия, концептуальности: понятие отныне уже не может претендовать на схватывание объекта, осмысление реальности; нет и не может быть такого «метауровневого» повествования («нарратива»), которое было бы способно охватить общество, состояние и тем более— его динамику (Лиотар). Сообразно с таким аконцептуализмом меняется характеристика человека в постструктурализме. Если структуралистский субъект был прежде всего «функционером символического порядка», носителем и защитником знания, то субъект в постструктурализме — «безумец, колдун, дьявол, ребенок, художник, революционер, шизофреник», он — «слуга беспорядка», рупор стихий, превосходящих систему, его цель — «свести с ума структурализм, культуру, общество, религию, психоанализ» (Делёз, Гваттари, Ф. Бер-сю). Постструктурализм, однако, не ограничивается чистым отрицанием структурализма, постструктурализм дает доступ к уровням, полностью исключавшимся из рассмотрения в структурализме. Если в триаде Лака на «реальное — воображаемое — символическое» реальное вовсе «исключено из игры», воображаемое трактуется как сфера субъективных иллюзий, а символическое (бессознательный мир означающих) господствует над всем остальным (именно оно, по Лакану, дает доступ к подлинной объективности того или иного социокультурного предмета), то в постструктурализме все обстоит иначе: всеми мыслимыми и немыслимыми средствами субъект прорывается к реальности, к уровню «бытия желаний». Символическое, означающее отрицаются— они агрессивны и навязывают человеческим желаниям чуждые им расщепления, сковывающих «ошейником». «Невозможное реальное» Лакана становится у Делёза и Гваттари машиной, производящей желания, а символическое — извращенным, ложнотеатра-лизованным (мифы, трагедии, Эдип в рамках семейной «сцены») изображением бессознательного. Для Г. Лардро и К. Жамбе лакановское символическое — это «речь метра», «дискурс власти». Подлинно бессознательное, согласно П., чистая абстракция — оно нефигуративно и несимволично. Несмотря на явный противонаучный пафос и введение своеобразной неовиталис-тской схематики (напоминающей о Ницше, Бергсоне, Хайдеггере), противопоставляемой знанию, проблематизация системы в рамках постструктурализма все же не лишена системности и может функционировать как знание, а также истолковываться в эпистемологическом ключе, как бы против этого ни возражали сами постструктуралисты. Если занять по отношению к постструктурализму внешнюю позицию и поставить под сомнения некоторые его проблематизации, то окажется, что проекты структурализма и постструктурализм связаны гораздо теснее, чем это поначалу заметно. В самом деле, ведь и в горизонте структуралистской грамматики могут проявиться отклонения, исключения, маргиналии (будь то «безумие», «тюрьма» или «табу»), а в горизонте постструктурализм— регулярности, хотя обнаруживаются они не на уровне отдельных текстов или действий, а на уровне более широких — между текстовых — пространств. Таким образом,  постструктурализм выглядит как попытка отказа от структурализма при невозможности его действительного преодоления. В самом деле, фундаментальная критика структурализма предполагает выяснение пределов применимости понятия структуры, однако в постструктурализме, этого нет. Постструктурализм заостряет вопрос о путях и судьбах философии. Лишившись гарантий и априорных критериев, философия, однако, заявила о себе как конструктивная сила, непосредственно участвующая в формировании новых культурных объектов, новых отношений между различными областями духовной и практической деятельности. Ее новая роль не может быть понята до конца, пока не пережит до конца этот опыт. Нерешенным, но крайне существенным для ее судьбы остается вопрос: можем ли мы оспорить, проблематизировать разум иначе как в формах самого разума? можем ли мы жертвовать развитой, концептуально проработанной мыслью ради зыбкой, лишь стремящейся родиться мысли — без образов и понятий? В любом случае перед нами простирается важная область приложения умственных усилий: спектр шансов открытого разума. К этому выводу приходит анализ необычной, своеобразной — и всячески подчеркивающей свое своеобразие — мыслительной практики постструктурализма.

Информация о работе Современная философия