Современная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету.

Работа содержит 1 файл

дяло.docx

— 58.53 Кб (Скачать)

Современная философия 

     Современная западная философия живет и действует  в совершенно ином мире по сравнению  с тем, в котором выдвигала  и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету. Философы классического времени наряду с  писателями и учеными составляли элиту любого общества его воспитателей, которые учили народ, поднимали  его до своего уровня занимали монопольное  положение в обществе как носители абсолютной истины.

     Все коренным образом изменилось в XX в. Ученые, как и философы и художники, в массе своей перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного или  партийного аппарата, научно-исследовательских  учреждений, газет или журналов, получают зарплату и возможность  реализовывать свои идеи только в  той мере, в какой этого хочет  государство или крупные собственники.

     Особенностями современного общества стали индустрия  сознания и массовая культура. В  обществе появляется мощный аппарат  по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью  средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно и  ежечасно "воспитывают" народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности. Современный философ, в  отличие от классического, имеет  дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, напичканы  различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы "разбудить" человека, заставить  его думать и жить самостоятельно, привить ему вкус к свободе  и независимости. Современная философия прежде всего антиидеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Она пытается убедить людей, что никакие искусственные схемы в обществе и истории не работают, что никакой мировой разум не гарантирует человеку счастливого будущего, что мир вообще устроен не рационально, в нем никогда и ничего у человека не получается. Не осуществились идеалы Французской революции, на ее обломках восторжествовало мещанское буржуазное общество, не осуществились идеалы Просвещения, в мире по-прежнему царят зло, невежество, тирания. Все попытки сделать людей счастливыми, внешне переустраивая общественные порядки, приводили в краху. В России попытки построить коммунистическое общество - общество изобилия и счастья привели к установлению жесточайшей диктатуры.

     Современная философия, как, впрочем, и современная  литература, отказавшись от претензий  на обладание абсолютной истиной, существенно  перестроила образ и стиль  философствования. Теперь чаще всего  это не монолог автора, который  знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях  может раскрыться подлинный смысл  и значимость философского произведения.

     Современная философия считает, что есть только один путь изменения - изменение человеком  самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов  мышления и поведения, стадной морали, веры в потусторонние силы, которые  рано или поздно сделают всех счастливыми, от страха и от душевной и духовной лени.

     Многим  мыслителям XX в. свойственно трагическое  мироощущение, "скорбное неверие" в конечную победу сил разума и  добра. Отсюда и стремление уйти от всяких идеологических и мировоззренческих  проблем, попыток построения всеохватывающих  философских систем. Всякая система, всякая объективная ценность - это  насилие над человеком. Мир, по мнению современных философов, становится полицентричным и полифоничным. Здесь  нет никаких абсолютных систем отсчета, изначальных масштабов, нет никаких  воспитателей и воспитуемых, каждый человек ценен сам по себе, каждый является центром Вселенной. Каждый должен что-то сделать сам с собой, должен осознать абсолютную негарантированность  своего существования (никто не ответственен за него - ни Бог, ни мир, ни общество - за то, что он родился и существует, что он прожил столько-то лет, чего-то добился в этой жизни и т.д.), и в этой негарантированности  обрести смысл своей жизни, найти  свое место и свое дело, которое  за него никто не сделает.

     Современный мир, полагают философы XX в., не существует автоматически. Он неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями своей верой, своей страстью, своими попытками во что бы то ни стало  сохранять в себе человеческий облик.

     В этом смысле современная философия  глубоко демократична в сравнении  с аристократической позицией классической философии. 
 

Аналитическая философия  

   Философию XX в. отличает многопредметность. В связи с этимфилософия XX в. приобретает своеобразные черты, что проявляется в плюрализме (т. е. диалоге и взаимопроникновении различных философских школ и направлений), многообразии философских направлений, расширение круга философских проблем, актуальных для XX в. 

   Третий  этап позитивизма – неопозитивизм  – возникает в 20-е гг. XX в.  К 1950–60-м гг. понятие «неопозитивизм» стало вытесняться понятием «аналитическая философия».

   Родоначальниками  аналитической философии являются Бертран Рассел (1872–1970), Людвиг Витгенштейн (1889–1951), Рудольф Карнап (1891–1970), Мориц Шлик (1882–1936), Отто Нейрат (1882–1945) и др.

   Неопозитивизм, как и две предшествующие стадии позитивизма, начинает свою борьбу за «подлинную» философию с критики  метафизики. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности  рассуждений, излишней усложненности  языка. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована, к ней необходимо предъявлять  требования, сложившиеся в современном  естествознании и математике.

   Нужно отметить, что неопозитивизм неоднороден: как философское течение он состоит  из ряда философских школ и прошел в своем развитии ряд последовательных этапов. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. По мнению философов-неопозитивистов, философия не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.

   Представители логического позитивизма считают, что задача философии сводится к  логическому анализу научных  высказываний и обобщений. При этом неопозитивисты исходят из предпосылок, что все знания выражаются с помощью  языка, состоящего из его элементарных составных частей – простых («атомарных») и сложных, которые, в свою очередь, состоят из простых («молекулярных») суждений. Центральная задача философии  – разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие их позитивно данному опыту человека.

   Логический  атомизм, разработанный Б. Расселом и А. Уайтхедом в книге «Принципы  математики», отождествлял структуру  мира со структурой математической логики. Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся  на три основных категории: 1) логико-математические (аналитические); 2) эмпирические (синтетические); 3) метафизические (научно-неосмысленные). Далее Р. Карнап ввел классификацию  предложений, разделив их на бессмысленные, научно неосмысленные (вне научные), научно осмысленные (научные). Тем самым Р. Карнап ограничил задачу философии логическим анализом языка, его синтаксисом. Синтаксис изучает внутреннюю структуру знаковых систем, правила их построения безотносительно к выполняемым ими функциям. Таким образом, философия оказалась сведенной к теории лингвистических форм, сводом формальных правил, независимых от значения слов и предложений. 

   В дальнейшем, убедившись в ограниченности синтаксического  подхода, неопозитивисты пришли к выводу о необходимости семантического анализа языка. Семантика – раздел языкознания, в котором исследуются  проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знания и знаковых выражений.

   Для проверки научности высказываний логическим позитивизмом был выдвинут принцип  верификации (истинности), т. е. любое теоретическое научное знание подлежит опытной проверке на истинность.

   Например, 2 × 2 = 4 – предложение логико-математического  построения, а предложение «В аудитории 50 человек» – эмпирического типа, поскольку все сидящие в аудитории  могут быть сосчитаны. Все остальные  предложения или ошибочны, т. е. построены  в нарушение правил синтаксиса, или  метафизичны, т. е. научно не осмыслены. Метафизическими являются все те предложения, которые претендуют на то, чтобы представить знание о  чем-то, что находится за пределами  всякого опыта, о реальности, сущности вещей, например, что основой мира является вода и т. д. 

   Таким образом, неопозитивисты истолковывали  истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Однако в ходе исследований выяснилось, что многие высказывания науки невозможно свести к опыту, т. е. подвергнуть  верификации, и что сам принцип  верификации не верифицируем.

   Выход из этого затруднения неопозитивисты пытались найти в замене принципа верификации принципом верифицируемости: предложение истинно в том  случае, если возможна его принципиальная проверка, а затем и этот принцип  был заменен принципом подтверждаемости: возможна частичная эмпирическая проверка.

   Развитие  аналитической философии показало безуспешность попыток устранить  из науки специфические философские  вопросы и свести философию к  методологии научного познания. В последние десятилетия XX в. внутри аналитической философии усиливается интерес к проблемам метафизики, к онтологической, гносеологической и общесоциологической проблематике. Кризис внутри аналитической философии во многом был связан со становлением постпозитивистской  философии. 

Герменевтика   

   Герменевтика  – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений  западной философии XX в. [8]. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтике и библейской экзегетике. В древнегреческой филологии герменевтика – это искусство истолкования текстов, связанное с задачей выявления смысла литературных, религиозных, философских и исторических произведений, понимание которых было затруднено по причине их древности, фрагментарного характера или насыщенности иносказаниями и многозначной символикой. Разработанные в античный период принципы филологической герменевтики используются в библейской экзегетике, где получает развитие аллегорическое истолкование библейских текстов, часто замещающее их буквальный смысл.

   Формирование  герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом и филологом Ф. Шлейермахером (1768–1834), поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, используемых в специфических областях. Герменевтика Ф. Шлейермахера принимает вид универсального метода истолкования, цель которого – понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение.

   Герменевтика  Ф. Шлейермахера носит внеисторический  характер.  
Наряду с диалогом к основным ее принципам относится герменевтический круг. Герменевтический круг у Ф. Шлейермахера – это принцип понимания текста или совокупности текстов, основанный на диалектике части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого.  
С этой точки зрения понимание текста есть движение как бы по кругу от целого к части и от части к целому.

   Вслед за Ф. Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе понимания и истолкования оказал В. Дильтей (1833–1911), обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса – «науки о природе» и «науки о духе», В. Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, которые в отличие от природных явлений обладают неповторимой индивидуальностью и не существуют независимо от человека. Поэтому их изучение не может быть сведением частного к общему, что допустимо в отношении природных явлений, а требует особых способов познания, а именно: понимания и истолкования, т. е. герменевтического метода.

   В ХХ в. в самостоятельную область  знания оформилась философская герменевтика, которую занимают не только методологические вопросы, связанные с анализом сущности и значения гуманитарного знания, но и онтологические проблемы. Одним  из непосредственных источников философской  герменевтики явилась феноменология  Э. Гуссерля (1859–1938). Большое влияние  на становление философской герменевтики оказали идеи М. Хайдеггера (1889–1976), понимающего герменевтику как истолкование языка. Язык, сущность которого наиболее полно проявляется в языке поэтов, рассматривается М. Хайдеггером как выражение бытия, поэтому герменевтика приобретает характер онтологии, становится теорией экзистенциального понимания и истолкования.

Информация о работе Современная философия