Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:25, контрольная работа
В контрольной работе рассматриваются религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.
Введение ……………………………………………………..………………. 3
ГЛАВА 1. Сократовская философия ..............………………….… 4
1.1 Становление философских взглядов Сократа ……….……………………. 4
1.2 Демон Сократа ……………………………………………….……………… 7
1.3 Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни ………….………….. 8
1.4 Добродетель в понятии Сократа ………………………………….………. 12
1.5 Самопознание в понимании Сократа ……………………………..………..14
1.6 Сократовская концепция знания и познания ………………….…………. 15
1.7 Вопрос бытия в философии Сократа …………………………….……….. 17
1.8 Политико-правовые взгляды Сократа …………………………….……… 18
ГЛАВА 2. Философский метод Сократа ………………………. 21
Заключение ……………………………………………...……………….. 25
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….………… 27
В земной жизни человек непосредственно не видит образ божий, но ему достаточно и того, что он видит дела богов. Бог, замечает Сократ, "видим в своих великих деяниях, но как он всем этим правит, это вне известности". Невидимо и божественное начало в человеке, его разумная душа, хотя именно она правит телом и действиями человека. Сократ полагал, что душа царствует в нас, но её мы не видим. Вдумываясь во все это, человек не должен презрительно относиться к невидимому; напротив того, должен познавать его действия в явлениях и чтить божественную силу". Причем чтить богов следует так, как это сложилось в данном обществе, принято в соответствующем полисе. Тут Сократ придерживался позиции дельфийского оракула, который на вопрос "Как угождать богам?" ответил: "По городским уставам", т. е. соответственно сложившимся полисным обыкновениям и порядкам. Повсюду же было принято угождать богам "по силам", в меру возможностей каждого.
Сомневаясь
в тех или иных частностях и
деталях предания о загробном
наказании и воздаянии, Сократ вместе
с тем твердо верил в истинность
смысла и сути этого мифа в целом.
Отсутствие бессмертия души, замечает
Сократ, было бы счастливой находкой для
дурных людей: со смертью души они
легко избавлялись бы от присущей
им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно,
неизбежна ответственность
На суде в Аиде души
соответственно их земным провинностям, а за добрые дела получают воздаяния по заслугам. Цель загробного наказания состоит в исправлении и очищении души, с тем, чтобы она могла снова вернуться в земной мир. Если же справедливые судьи Аида – мифологические цари и герои (Минос, Радамант, Эак, Триптолем) – найдут, что те или иные души, отягощенные содеянным ими в земной жизни, окончательно испорчены и неисправимы, например, души святотатцев, злостных убийц многих людей и т. п., то такие души навечно низвергаются в мрачный Тартар – место, схожее с христианским адом. Души людей, совершивших тяжкие, но все же искупимые преступления (например, души раскаявшихся еще при жизни убийц и т. д.), ввергаются в Тартар лишь на время, до тех пор, пока не вымолят себе прощения у своих жертв.
Космос, по Сократу, служит местом обитания богов. Сюда-то, судя по его рассказу, и направляются души философов. Воздаяние им состоит, следовательно, в том, что их души высвобождаются из вечного круговорота и переселения душ, избавляясь окончательно от необходимости новых телесных перевоплощений и связанных с этим мук. Только для истинного философа, к числу которых Сократ, конечно, относил и себя, смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучаться до тех пор, пока не станут чище, совершеннее, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями, которые, скорее, приносят вред, чем пользу, и украшение души подлинными добродетелями и плодами познания - истиной, справедливостью, свободой, мужеством, воздержанностью.4
Сократовский
путь демонстрации мудрости бога сопровождался
разоблачением суетной и ложной
мудрости представителей всех основных
слоев афинского
У
ряда отцов церкви встречается высокая
оценка Сократа как одного из знаменитых
предшественников христианства, боровшегося
против ложных верований и своей
концепцией самопознания и незнания
("я знаю, что ничего не знаю")
подготавливавшего дорогу истинной
вере. Отмечается близость к христианской
философии сократовской мудрости и
сократовской тяги к вечной божественной
истине. Сократ видел, что человек
может приобщиться к
1.4
Добродетель в понятии
Сократа
В
центре всего сократовского
Добродетель, по Сократу,- это божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях. Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения в большинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть, считал Сократ, и истинные мнения, которые находятся как бы между знанием и незнанием. Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться.
Регулирующая
роль знания, по Сократу, безусловна и
абсолютна: "...нет ничего сильнее
знания, оно всегда и во всем пересиливает
и удовольствия, и все прочее"
Этически сориентирована и его теория
познания, гносеология. Нравственно-этический
смысл человеческих поисков истины
и овладения знанием
Истинное познание – познание посредством понятий – доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. "...Человеку,– говорил Сократ, – невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр". Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит, по сравнению с божественной мудростью. Сократовской этике в заметной мере присуще характерное для античных представлений сближение незнания с безумием.
Сократ
различил четыре вида
добродетели: благоразумие, праведность,
стойкость, воздержание. Некоторые,
однако, называют благоразумие
скорее основой, то есть началом
добродетелей. Ведь благоразумие –
это само познание нравов, которое,
как свидетельствует трактат
по этике, называется знанием добра
и зла, то есть оно есть само различение
благого или злого, что и нужно
называть благим или злым само по себе.
Действительно, благо и зло,
проистекающие только из самих
себя, называются так
собственно и субстанциально,
поскольку они самостные
Сократ
обнаружил, что люди употребляют
некоторые понятия, считая их к тому
же самыми важными, но не могут дать
себе в них отчета. Это понятия,
получившие впоследствии название нравственных
(справедливость, мужество и др.). Люди
не знают, что они означают. И сам
Сократ при самом тщательном исследовании
не может найти ничего в мире,
что соответствовало бы этим понятиям.
1.5
Самопознание в понимании
Сократа
Хотя стремление к самопознанию было свойственно ранней греческой философии, лишь Сократ сделал формулу мудрости – "Познай самого себя", основной частью своего учения. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, "каков он по отношению к пользованию собой как человеком" – узнаём из трудов Ксенофонта, написанных о Сократе. – Человек, знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может.
Сократ считал последовательное познание "себя самого" основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии. В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали "прислушиваться к природе", Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Однако речь не идет о некоем, выражаясь по – современному, субъективно – идеалистическом элементе. Даймонион, согласно Сократу, имел божественное происхождение. Он считал, что именно посредством этого "даймониона" боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию.
Древний философ был убежден, что лишь на пути проникновения в свое "Я", в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, правильный выбор ценностей, соответствующий им благой образ мышления и действия.
Итак,
для Сократа смысл человеческой
жизни заключается в
1.6
Сократовская концепция
знания и познания
Сократ считал, что знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считал он, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. "Большинство,– говорил Сократ,– считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать: потому-то (люди) и не размышляют о нем. Несмотря на то что человеку нередко присуще знание, они полагают, что не знание им управляет, а что – либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще – страх. О знании они думают прямо как о невольнике: каждый тащит его в свою сторону" - повествует Платон. В противоположность этому мнению большинства Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума – в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. В природе это проявляется как гармония и целесообразность во всем мироздании; в отдельном человеке как господство разумной души над природным и неразумным телом; в обществе – как господство разумных законов и установлений, как правление знающих. Игнорирование этого, отклонение от правильного пути являются, по Сократу, следствием незнания. Боги в концепции Сократа остаются источником всех знаний, однако в процессе сократовской рационализации по существу меняется сам статус богов: из мифологических существ они во многом превращаются в категории философии и теории познания. Высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека. Ксенофонт писал: "Они,– говорит Сократ о богах,– вложили в нас разум, посредством которого мы судим о предметах ощущения и, передав их памяти, узнаем, что и как полезно, и вообще придумываем средства наслаждаться полезным и избегать вредного. Они дали нам способность передачи, посредством которой, именно – посредством слова, мы наделяем друг друга всем хорошим, составляем общества, издаем законы и пользуемся государственной жизнью"
Но подобная философская
Информация о работе Сократ как олицетворение истинного философа