Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:25, контрольная работа
В контрольной работе рассматриваются религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.
Введение ……………………………………………………..………………. 3
ГЛАВА 1. Сократовская философия ..............………………….… 4
1.1 Становление философских взглядов Сократа ……….……………………. 4
1.2 Демон Сократа ……………………………………………….……………… 7
1.3 Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни ………….………….. 8
1.4 Добродетель в понятии Сократа ………………………………….………. 12
1.5 Самопознание в понимании Сократа ……………………………..………..14
1.6 Сократовская концепция знания и познания ………………….…………. 15
1.7 Вопрос бытия в философии Сократа …………………………….……….. 17
1.8 Политико-правовые взгляды Сократа …………………………….……… 18
ГЛАВА 2. Философский метод Сократа ………………………. 21
Заключение ……………………………………………...……………….. 25
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….………… 27
ПЛАН
Введение ……………………………………………………..………………. 3
ГЛАВА 1. Сократовская философия ..............………………….… 4
1.1 Становление философских взглядов Сократа ……….……………………. 4
1.2 Демон Сократа ……………………………………………….……………… 7
1.3 Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни ………….………….. 8
1.4 Добродетель в понятии Сократа ………………………………….………. 12
1.5 Самопознание в понимании Сократа ……………………………..………..14
1.6 Сократовская концепция знания и познания ………………….…………. 15
1.7 Вопрос бытия в философии Сократа …………………………….……….. 17
1.8 Политико-правовые взгляды Сократа …………………………….……… 18
ГЛАВА 2. Философский метод Сократа ………………………. 21
Заключение ……………………………………………...……………….. 25
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….………… 27
ВВЕДЕНИЕ
Сократ – великий античный мудрец, "олицетворение философии", как
назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли.
Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.
Сократ открыл мораль. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.
Актуальность данной темы заключается в том, что люди не перестают интересоваться историей рассмотрения основных философских взглядов Сократа и его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В контрольной работе рассматриваются религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.
Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
ГЛАВА
1. СОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.1
Становление философских
взглядов Сократа
Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.
Необходимо
несколько слов сказать о времени,
в котором жил Сократ. Современная
ему афинская демократия утеряла
свои простые, суровые и красивые
идеалы, которые были в первой половине
5 века до н.э. В это время Афины
жили грабительскими войнами, демократия
вырождалась. Сократ же в самой гуще
народа вел беседы, и своими с
виду простыми вопросами ставил в
тупик сторонников
Ему принадлежит выдающееся
В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.1 И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского "Федона", молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели.
Сократ
действительно явился тем мыслителем,
который в хаотической путанице
софистики отделил истинное от неистинного,
свет от темноты. Почва, на которой он
стоит, у него с софистами общая.
И его принципом является отрицательная
власть субъективного, не обусловленная
никаким внешним объектом, свободная
от ограниченного и определенного,
которые считаются прочной
Сомнение – «я знаю то, что ничего не знаю», – должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию – «познай самого себя». Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.2
В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности.
Сократ увидел, что человек внутренне "не пуст". Отсюда и знаменитое "Познай самого себя". Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.
Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: "сам бог обязал человека жить, занимаясь философией". Философия – вот истинный путь к Богу. Философия – это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к освобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух и концепция Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать "я знаю только то, что ничего не знаю". Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа - человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.
Сам Сократ не оставил сочинений, он не брал денег со своих учеников, не заботился о семье. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе.
Сократ говорил, что главная задача мудрости в том, чтобы различать
добро
и зло; то же самое и мы, в чьих
глазах нет безгрешных, должны сказать
об умении различать пороки, ибо
без этого точного знания
нельзя отличить добродетельного
человека от злодея. Среди других прегрешений
пьянство представляется Сократу пороком
особенно грубым и низменным. Он считал,
что в других пороках больше участвует
ум; существуют даже пороки, в
которых, если можно так выразиться,
имеется оттенок благородства, есть
пороки, связанные со знанием,
с усердием, с храбростью,
с проницательностью, с ловкостью
и хитростью, но что касается пьянства,
то это порок насквозь телесный и
материальный. Поэтому самый грубый
из всех ныне существующих народов
- тот, считал Сократ, у которого особенно
распространен этот порок. Другие
пороки притупляют разум, пьянство же
разрушает его и поражает тело.
1.2
Демон Сократа.
Известно, что Сократ считал,
будто его сопровождает
некий демон (гений), который,
по сведениям Платона, дает
ему советы, останавливает его,
когда он хочет совершить
"неправильный" поступок, а по
мнению Ксенофона, активно
побуждает его к действиям.
Одни исследователи видят в
демоне Сократа метафору, которой
он иронически прикрывал свои
собственные совесть, разум
Плутарх, например, объяснял феномен сократовского демона тем, что душа, проникая в плоть, становится иррациональной. Наиболее же чистая, рациональная, интеллектуальная часть души у некоторых как бы остается над телом, поднимаясь вверх над головой человека. Интеллект у таких людей как бы оказывается вне плоти и говорит с телом извне.
Сократ
отождествил благо со знанием,
но ведь и сам Сократ стал нравственным
символом для поколений вовсе
не потому, что в своей жизни
он руководствовался доводами рассудка,
но только благодаря своему "демону".
1.3
Религиозные взгляды
и понятие о загробной
жизни
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно – нравственного мировоззрения.
О боге он говорил: «Что он есть, я не знаю; я знаю, чем он не является». Материю он определял как субстанцию, возникающую и уничтожающуюся; идеи как неразложимую субстанцию, мысли Бога. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, – необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали.
Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же – это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу – к божественному разуму. Высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека. "Они, – говорил Сократ о богах, – вложили в нас разум, посредством которого мы судим о предметах ощущения и, передав их памяти, узнаем, что и как полезно, и вообще придумываем средства наслаждаться полезным и избегать вредного. Они дали нам способность передачи, посредством которой, именно – посредством слова, мы наделяем друг друга всем хорошим, составляем общества, издаем законы и пользуемся государственной жизнью" – воспоминания Ксенофонта о Сократе.
Человек,
по Сократу, был бы вообще лишен разума
и знания, если бы в нем, наряду со
смертным телом, не было бы бессмертной
души. Именно благодаря божественной
душе человек приобщается к
Информация о работе Сократ как олицетворение истинного философа