Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:33, реферат
Софисты - от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток» - в широком смысле представляет древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком смысле — это философская школа, представители которой (в основном греки V—IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги.
Но среди софистов быстро появились "мудрецы" особого рода. Объективная истина их не интересовала. Главное, чему они учили - это искусству побеждать противника в спорах и в тяжбах, поскольку умение говорить и убеждать в народных собраниях и судах становится необходимым условием успешной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛЯТИВИЗМ КАК ОСНОВА ФИЛОСОФИИ СОФИСТОВ 5
ГЛАВА 2. СТАРШИЕ СОФИСТЫ 7
2.1. Протагор 7
2.2. Горгий 8
2.3. Гиппий 11
2.4. Антифонт 12
2.5. Продик 12
ГЛАВА 3. МЛАДШИЕ СОФИСТЫ 14
3.1. Алкидам 14
3.2. Трасимах 14
3.3. Критий 15
3.4. Калликл 17
ГЛАВА 4. КРИТИКА СОФИСТИКИ ПЛАТОНОМ И АРИСТОТЕЛЕМ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра теории и истории государства и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История политических и правовых учений»
на
тему: «Софисты
и их воздействие на
античное мировоззрение»
Выполнила: студентка 3-го курса очной
формы обучения юридического
факультета,
группа Ю093 Магомедова З.
М.
Проверил:_____________________
Оценка:_______________________
Подпись ______________________
« » _____________ 2012 г.
г. Люберцы
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛЯТИВИЗМ КАК ОСНОВА ФИЛОСОФИИ СОФИСТОВ 5
ГЛАВА 2. СТАРШИЕ СОФИСТЫ 7
2.1. Протагор 7
2.2. Горгий 8
2.3. Гиппий 11
2.4. Антифонт 12
2.5. Продик 12
ГЛАВА 3. МЛАДШИЕ СОФИСТЫ 14
3.1. Алкидам 14
3.2. Трасимах 14
3.3. Критий 15
3.4. Калликл 17
ГЛАВА 4. КРИТИКА СОФИСТИКИ ПЛАТОНОМ И АРИСТОТЕЛЕМ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Во второй половине 5 века до н.э. в условиях античной рабовладельческой демократии оживляется духовная жизнь в Греции. Прежде всего, это замечается в Афинах, каждый гражданин которых живо ощущал потребность в знании. Затем этот интерес проникает в самые отдаленные уголки греческого общества: все хотели знать о результатах, добытых наукой. Если раньше науку культивировали лишь в узких кругах, то теперь она вовлекается в практическую и общественную жизнь. Своими открытиями и изобретениями она входит во всеобщее сознание, прежде всего, посредством литературных произведений. Вместе с тем, всеобщей любознательности и жажде просвещения скоро нашлось и другое удовлетворение - появились люди, взявшие на себя труд сообщать народу о достижениях науки. Это были софисты - платные учителя мудрости.
Софисты - от др.-греч. «умелец, изобретатель, мудрец, знаток» - в широком смысле представляет древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека; в узком смысле — это философская школа, представители которой (в основном греки V—IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги.
Но среди софистов быстро появились "мудрецы" особого рода. Объективная истина их не интересовала. Главное, чему они учили - это искусству побеждать противника в спорах и в тяжбах, поскольку умение говорить и убеждать в народных собраниях и судах становится необходимым условием успешной деятельности. Поэтому слово "софист" со временем приобрело предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение любыми путями доказывать свою правоту, умение представлять черное - белым, а белое-черным, холодное - горячим, а горячее - холодным и т.д. В основном, негативная репутация софистов появилась и поддерживалась в течение долгого времени с легкой руки трех наиболее знаменитых философов: Сократа, Платона и Аристотеля. Однако для того, чтобы разобраться, кто такие на самом деле были софисты, надо отойти от навязанного ими понимания этого философского направления, восстановив действительный его смысл.
Итак, софистами называли выдающихся людей, которые давали уроки мудрости за плату, а слово "софист" означало "мудрец". Они были распространителями греческого просвещения. Путешествуя по всей стране, софисты передавали ученикам научные сведения в различных областях знания, вырабатывали у них способности к различной деятельности, практичности, умению вести общественные и государственные дела. Кроме того, они обучали математике, физике, астрономии, музыке и т.п.
Их
с радостью принимали и хорошо
платили за услуги. Софисты сыграли
положительную роль в духовном развитии
своей родины. Они -теоретики, риторики.
Велики их заслуги и в области формальной
логики. Даже нарушая законы мышления,
они способствовали открытию логических
законов. В философии софисты привлекли
внимание к проблеме человека и общества.
В гносеологии софисты сознательно поставили
вопрос: в состоянии ли наше мышление познать
действительный мир, т.е. вопрос о познаваемости
мира? На этот вопрос софисты ответили
отрицательно: объективный мир непознаваем.
Фактически, они были первыми агностиками
("а" - отрицание, "гносис" - знание),
отрицавшими объективную истину.
Учение о том, что все в мире относительно - это релятивизм. В гносеологии (учении о познании) он означает, что истина относительна, что она зависит от выбранных позиций: от условий, места и времени, обстоятельств, человека. Поэтому те из софистов, которые стояли на позициях субъективного релятивизма, не без основания полагали, что истина у каждого своя. Как кому кажется, так оно и есть на самом деле. Со временем, в области этики релятивизм некоторых софистов, строящих свои доказательства на обмане, перерастает в аморализм, поскольку согласно их учению нет, и не может быть объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно, то и хорошо, то и благо.
В своих произведениях Платон высмеивает софистов как лжецов и шарлатанов, которые ради выгоды готовы поступиться истиной. Так, в диалоге "Эвтидем" он выводит двух братьев - софистов, которые ловко запутывают простодушного человека. Они спрашивают у него:
- Скажи-ка, есть у тебя собака?
-И очень злая.
-А есть ли у нее щенята?
-Да, тоже злые.
-И их отец, конечно, собака же?"- на что следует утвердительный ответ. Далее выясняется, что и отец щенят принадлежит этому же человеку. Следует вывод: "Значит, этот отец - твой, следовательно, твой отец-собака, и ты брат щенят".
В этом примере прослеживается умение софистов четко ориентироваться в выборе точек зрения. Они очень ловко, хотя и весьма произвольно, переносили отношения между одними вещами на другие, переходили с одних наблюдательных позиций на другие.
Если в первый период своего существования философия стремилась получить объективное знание о мире, то с появлением софистов происходит переход к осмыслению человека. Обладая энциклопедической ученостью и пользуясь искусством красноречия, софисты обосновывали самые необычные воззрения или опровергали самые непоколебимые истины. В лице софистов философская мировоззренческая мысль Древней Греции сыграла выдающуюся роль, открыв субъективную истину, открыв новое направление в теории познания. Там, где появлялись софисты, исчезал догматизм традиции. Но отвергнув поиск объективной истины, они деформировали тем самым познание в целом. При незначительной способности к самостоятельному творчеству всю свою энергию софисты направляли на популяризацию уже известных знаний.
Софистов принято делить на старших и младших. Среди старших называют Протагора, Горгия, Антифонта, Гиппия, Продика и др. Все они современники элеата Зенона и Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа. В учениях софистов не было единства. Их взгляды отличались даже по основным вопросам.
Протагор (ок. 481-411 до н. э.) – он происходил из Абдер, и существует предположение, что был учеником Демокрита. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. «Протагор говорит, что материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Говорят также, что основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому».
Материализм Протагора связан также с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.
В
теории познания Протагор отстаивал
сенсуализм. На его основе он приходит
к определенному
Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания».
Учение Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Спасаясь от гонений за вольнодумство, Протагор бежал из Афин и во время переправы в Сицилию утонул.
Горгий (ок. 483—373 до н. э.), наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла, а также знаком с учением элеатов и взглядами Демокрита. И хотя он несколько раз бывал в Афинах, большую часть своей жизни прожил в Лариссе и Фессалии. Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».
Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящиеся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.
Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.
Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские фигуры» («горгиевы фигуры»). Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.
Информация о работе Софисты и их воздействие на античное мировоззрение