Софистика и софисты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Содержание

I.Предисловие…………………………………………………………2 стр.
II.Предпосылки возникновения софистов………………………..…2 стр.
III.Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV.Суть деятельности софистов……………………………………..4 – 6 стр.
V.Два исторических периода софистики…………………………..6 – 8 стр.
VI.Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII.Библиографический список…………………………………………10 стр.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     
        V. Два исторических периода софистики.

    Историю софистики принято делить на два периода, первый из которых связан с деятельностью "старших софистов", а второй – "младших". К "старшим софистам" относятся Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, 
Гиппий из Элеи, Продик с Кеоса, а также Антифонт. "Младшие софисты" – это Критий, Калликл, Фразимах, ученики Горгия Алкидам, Ликофрон и Пол. 
      Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации (например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии), ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгийи Антифонт – на идеи элейской школы), ни по их собственным философским идеям. Между самими софистами, а также между ними и их противниками шли горячие споры, и в качестве предметов этих споров чаще всегов ыступали две проблемы: с одной стороны, "природа" и "искусство" в человеческом обществе, с другой, – человек и познание. 
          Горгий (ок.483—373 до н. э.), наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла, а также знаком с учением элеатов и взглядами Демокрита. И хотя он несколько раз бывал в Афинах, большую часть своей жизни прожил в Лариссе и Фессалии. Он является виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. Как свидетельствует Секст Эмпирик, в сочинении «О несущем. или О природе» Горгий последовательно приводит три тезиса:

  1. ничего не существует;
    1. если что-то и существует, его нельзя познать;
    1. если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому.

      При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов (Элеаты , или элейцы, - древнегреч. философская школа в 5 вв. до н. 8., возникшая в г. Элее (Южн. Италия); Гл. ее представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (вле-ат) и Мелисс с о. Самос (б в. до н. а.). Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий). Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору.

        Большое внимание Горгий обращал  на риторику и  ее теорию, на влияние словесного воздействия на слушателей. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим инструментом (орудием) человека: «Речь является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и наинезаметнейшим телом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие...» Вклад Горгия в философию не ограничен лишь риторикой,  его релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с элейской философией (Релятивизм - (от лат. relativus — относительный) методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.)         

  Релятивизм проявляется и в произведениях другого представителя старшей софистики — Протагора (ок. 481—411 до н. э.). Он происходил из Абдер, и существует предположение, что был учеником Демокрита. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. «Протагор... говорит, что материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Говорят также, что основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому». Материализм Протагора связан также с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.

           Большинство мыслей Протагора  (как и Горгия) относится прямо  к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания».

          Наиболее выдающимися представителями  младшей софистики являются Фразимах, Крнтий и ученики Горгия Алкидам, Лмкофрон и Полемон. И хотя некоторые софисты были последователями аристократической партии, большинство их (как старших, так и младших) целиком и полностью стояли на стороне рабовладельческой демократии. Их философские воззрения по большей части имели материалистический и атеистический характер. Сохранились  (кроме упоминаемого уже фрагмента из Протагора) мысли Продика, который естественным образом пытался  объяснить возникновение религии.

       Он  утверждал, что «солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами, как египтяне — Нил».  С такой же откровенной декларацией атеизма можно встретиться у Фразимаха. Он говорил, что боги не видят людские дела: ибо они не могли бы не заметить величайшее достояние людей — справедливость; мы же видим то, что люди к ней не прибегают.

 

    VI. Значение деятельности софистов.

   Значение  деятельности софистов велико не только для жизни Древней Греции, но и  для мировой науки. Платон в одном  из своих сочинений писал, 
что ни Гомер, "первейший из поэтов и первый из трагиков", ни другие 
поэты и художники Древней Греции "не могут сравняться по своему 
воспитательному влиянию с софистами". Учение софистов занимает весьма 
важное место в мировой истории философии, а их философское наследие 
представляет и сегодня огромный интерес не только с точки зрения 
рассмотрения их выводов как определённого этапа в истории философии, но 
и в плане блестящего примера логического, аналитического мышления.
 
 

 

VII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 

  1. Чернышев  Б. Софисты. М.: "Ранион", 1929.
 
  1. А.С. Мельникова Cоциальный статус софиста в "Жизнеописании софистов" Флавия Филострата Мнемон Исследования и публикации по истории античного мира. 
    Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. 
     
  2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
 
  1. http://slovarchik.ru/1018/ 
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Софистика и софисты