Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:23, реферат
Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
I.Предисловие…………………………………………………………2 стр.
II.Предпосылки возникновения софистов………………………..…2 стр.
III.Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV.Суть деятельности софистов……………………………………..4 – 6 стр.
V.Два исторических периода софистики…………………………..6 – 8 стр.
VI.Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII.Библиографический список…………………………………………10 стр.
V.
Два исторических периода
софистики.
Историю
софистики принято делить на два
периода, первый из которых связан с деятельностью
"старших софистов", а второй – "младших".
К "старшим софистам" относятся
Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин,
Гиппий из Элеи, Продик с Кеоса, а также
Антифонт. "Младшие
софисты" – это Критий, Калликл, Фразимах,
ученики Горгия Алкидам, Ликофрон и Пол.
Софисты не представляли
собой единой группы ни по социально-политической
ориентации (например, Протагор тяготел
к рабовладельческой демократии, а Критий
был врагом демократии), ни по отношению
к предшествующей древнегреческой философии
(Протагор опирался на идеи Гераклита,
Горгийи Антифонт – на идеи элейской школы),
ни по их собственным философским идеям.
Между самими софистами, а также между
ними и их противниками шли горячие споры,
и в качестве предметов этих споров чаще
всегов ыступали две проблемы: с одной
стороны, "природа" и "искусство"
в человеческом обществе, с другой, – человек
и познание.
Горгий (ок.483—373 до н. э.), наиболее вероятно,
был учеником Эмпедокла, а также знаком
с учением элеатов и взглядами Демокрита.
И хотя он несколько раз бывал в Афинах,
большую часть своей жизни прожил в Лариссе
и Фессалии. Он является виднейшим сторонником
релятивизма среди софистов. Его релятивизм
граничит со скептицизмом. Как свидетельствует
Секст Эмпирик, в сочинении «О несущем.
или О природе» Горгий последовательно
приводит три тезиса:
При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов (Элеаты , или элейцы, - древнегреч. философская школа в 5 вв. до н. 8., возникшая в г. Элее (Южн. Италия); Гл. ее представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (вле-ат) и Мелисс с о. Самос (б в. до н. а.). Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий). Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору.
Большое внимание Горгий
Релятивизм проявляется и в произведениях другого представителя старшей софистики — Протагора (ок. 481—411 до н. э.). Он происходил из Абдер, и существует предположение, что был учеником Демокрита. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. «Протагор... говорит, что материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Говорят также, что основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому». Материализм Протагора связан также с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.
Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания».
Наиболее выдающимися
Он утверждал, что «солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами, как египтяне — Нил». С такой же откровенной декларацией атеизма можно встретиться у Фразимаха. Он говорил, что боги не видят людские дела: ибо они не могли бы не заметить величайшее достояние людей — справедливость; мы же видим то, что люди к ней не прибегают.
VI. Значение деятельности софистов.
Значение
деятельности софистов велико не только
для жизни Древней Греции, но и
для мировой науки. Платон в одном
из своих сочинений писал,
что ни Гомер, "первейший из поэтов и
первый из трагиков", ни другие
поэты и художники Древней Греции "не
могут сравняться по своему
воспитательному влиянию с софистами".
Учение софистов занимает весьма
важное место в мировой истории философии,
а их философское наследие
представляет и сегодня огромный интерес
не только с точки зрения
рассмотрения их выводов как определённого
этапа в истории философии, но
и в плане блестящего примера логического,
аналитического мышления.
VII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.