Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:23, реферат
Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
I.Предисловие…………………………………………………………2 стр.
II.Предпосылки возникновения софистов………………………..…2 стр.
III.Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV.Суть деятельности софистов……………………………………..4 – 6 стр.
V.Два исторических периода софистики…………………………..6 – 8 стр.
VI.Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII.Библиографический список…………………………………………10 стр.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Карельский государственный
педагогический университет»
------------------------------
Факультет
«Технологии и
предпринимательство»
РЕФЕРАТ
«Софистика
и софисты»
Выполнил: Утенкова И. П.
Гру
III курс
При
Петрозаводск
2009
ПЛАН
Софизмы
и софисты
I. Предисловие. |
Софизм (от греческого
sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка),
умозаключение или рассуждение, обосновывающее
какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд
или парадоксальное утверждение, противоречащее
общепринятым представлениям. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V вв. до н.э., достигших большого искусства в логике. |
II. Предпосылки возникновения софистов.
В IV - V в. до н.э. падение нравов в древнегреческом обществе было продолжением множества факторов социальной и политической жизни греков. Главными из таких факторов были: распространение в Афинах законотворческой практики, приведшей к противоречию законов писаных и не писаных, к спорам о гражданской доблести, добродетели, еще один из важных факторов – бесконечные войны, которые приводили к столкновению греков не только с врагами, но и со своими согражданами; росла масса праздных граждан, требовавших от государства «хлеба и зрелищ»; росло число рабов, что само собой не делало политику полиса демократической.
В этот период в Древней Греции появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространение мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.
III. Происхождение софистов.
География мест, откуда происходят софисты, очень разнообразна. Города редко повторяются, но в основном, это города областей Малой Азии: Карии, Киликии, Мисии, Каппадокии, Памфилии и т.д. Однако, чтобы стать софистом, нужно было учиться в известных софистических центрах. Здесь вне конкуренции оказываются Афины, Смирна и Эфес. Завершив обучение, софисты редко возвращались в свой родной город, а избирали местом преподавания один из этих известных центров.
Имущественное положение софистов было достаточно высоким. Согласно тексту сочинения Флавия Филострата «Жизнеописания софистов» часть софистов унаследовали довольно большое состояние, как Александр Пелоплатон и Руф из Перинфа. Далее Филострат говорит о большой сумме денег, которую привез с собой в Афины из Египта Прокл, о богатстве Дамиана, о приличном состоянии Гермократа, о богатстве Полемона. Однако, вне конкуренции находится, конечно же, Герод Аттик, унаследовавший от отца огромное состояние и приумноживший его настолько, что мог соперничать с императорской казной.
Однако, как правило, софист не просто был богат. Филострат пишет о Полемоне, что он не просто богат, у него лучший в Смирне дом, огромная свита, серебряная упряжь и тому подобное, ему важно красиво показать свое богатство. Другой софист , Адриан, преподававший риторику в Афинах, ведет себя подобным же образом: "Он исполнял обязанности кафедры в Афинах с большим великолепием, носил очень дорогую одежду, украшал себя дорогими геммами, и ездил на лекции в экипаже с серебряной уздечкой". Свое богатство демонстрировал и Дамиан из Эфеса.
Кроме наследственного состояния, источником богатства софистов была их профессиональная деятельность. Здесь, конечно, важна не только плата, которую вносили обычные ученики софиста. Она была не настолько высока, чтобы составить огромное состояние. Стоимость лекций зависела от многих факторов. Софисты, о богатстве которых мы хорошо знаем, и для которых лекции не были источником дохода, легко могли от него отказаться. Скопелиан снижал плату несостоятельным ученикам, а Дамиан учил некоторых бесплатно. Однако, была и обратная тенденция. Если слушатели были богаты, то они могли платить довольно значительные суммы за каждую лекцию. Самой большой суммой Герод расплатился с Полемоном, 250 тыс. драхм. Однако, это все же экстраординарный случай. Это, в сущности, и не плата за лекцию, а демонстрация, жест для публики.
Лучший способ для софиста показать свое богатство - оказать своему городу какие-либо благодеяния. В основном, это строительная деятельность. Филострат сообщает о строительстве Никета, Антиоха из Эг, Гераклида Ликийского, Дамиана Эфесского и, конечно, Герода Аттика. Однако в этом перечне мы встречаем все те же имена Герода Аттика, Дамиана Эфесского, и некоторые другие. Их не так много. Вовсе не все софисты были способны в такой степени тратить собственные средства на нужды города. Показателен случай с Лоллианом Эфесским, который отвечал в Афинах за снабжение хлебом, и когда в государственной казне не оказалось денег, чтобы расплатиться за привезенный из Фессалии хлеб, он собрал нужную сумму со своих учеников, а затем вернул им эти деньги, понизив плату за занятия. Такой маневр говорит скорее о его популярности, чем о богатстве.
IV. Суть деятельности софистов.
Наиболее известна деятельность старших софистов, к которым относят Протагора из Абдеры, Горгия из Леонтип, Гиппия из Элиды и Продика из Кеоса.
Так, Гиппий и Продик приобрели себе славу искусных дипломатов, а Горгий был главой посольства и славился яркими речами, обращёнными к народному собранию. Софисты имели большой успех у широких слоёв населения – у них было множество поклонников, всегда готовых слушать их речи с не ослабляемым интересом. Например, Платон в своём диалоге "Протагор" говорит о том, что прибытие Протагора в Афины произвело настоящую сенсацию: к нему толпами стекались знатные люди, которых он" завораживал" своими речами. Но в собственном смысле учеными софисты не были. Умение, которое должно было быть достигнуто с их помощью, заключалось в том, что человек научался иметь в виду многообразные точки зрения.
Таким
образом, в связи со всем вышесказанным
можно отметить, что
софистика чрезвычайно близка риторике.
И софистика, и риторика возникают в Греции
в период расцвета демократии, когда спорные
вопросы из области физической борьбы
переносятся на арену красноречия. Однако
здесь возникает парадокс: хотя софистика
была порождена демократией, она в то же
время подрывала один из фундаментальных
принципов последней – принцип равенства.
Таким образом, софистика оказалась трудно
совместимой с демократией и, соответственно,
с желаниями "демоса" – народа, что,
возможно, стало одной из определяющих
причин того, что она не смогла устойчиво
закрепиться в существовавшем в то время
обществе.
Риторика была главным предметом преподавания
софистов и имела в основном практическое
применение, ориентируясь на судебное
делопроизводство. В то время начинают
составляться руководства по красноречию,
как судебному, так и политическому и художественному.
Но суть деятельности софистов много шире для нас, чем простое обучение искусству красноречия. Они несомненно явили собой греческое просвещение, образовывая народ, и в то же время давая ему «духовную культуру вообще»: стремились способствовать достижению нравственности, присутствия духа, любви к порядку, способности ума ориентироваться во всяком деле. Софисты вели активную политическую деятельность. Греческие города часто поручали даровитым и разносторонне образованным софистам вести свои иностранные дела.
Они занимались математикой (например, Антифонт или Протагор), поэзией, музыкой, астрономией и т. д. Весьма знаменательно, что, опираясь на свое убеждение о важности речи, они способствовали формированию тогдашнего языкознания. Протагор, например, первым начал определять род имен существительных, разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи. Продик был известен своими рассуждениями о синонимах.
Важно
отметить, что софисты первыми
обратились к проблеме человека через
его самоопределение и
Добродетель у софистов означает достоинство, добротность, совершенную организацию чего-либо. Они считали, что согласовать между собой писаные и не писаные законы в конечном итоге может только личность, которая должна сама обнаружить и сама развить в себе добродетель и осознать собственную уникальность.
Софисты считали, что гражданские установления, часто насилуют человека, и он вынужден вести себя вопреки естественным свойствам. Поэтому они стремились перевести жизнь обычного грека в царство самосознания, что выразил Протагор, сказав о человеке как универсальном мериле себя и всего окружающего. Мысль, что человек есть мера всех вещей, остается одной из самых глубоких в истории духовной культуры.
Софисты пропагандировали не только научимость этой добродетели, другой стороной их деятельности был скептицизм. Они учили сомневаться, считая при этом, что «для мышления опасны не абсурды, а страхи перед ними». Эти мыслители показали, что суть образования состоит не в том, чтобы накапливать знания, а в том, чтобы вырабатывать свою позицию по отношению к ним.
Рассматривая
роль софистов в общественной жизни
Древней Греции, нельзя не сказать
об одном очень важном обстоятельстве,
а именно о том, что явились
по сути первыми представителями
интеллигенции не только в своей
стране, но и в истории человечества.
Софистов, также как и их противника Сократа,
можно назвать деятелями древнегреческого
Просвещения, программой которого является
свобода в религии и морали, политике и
науке, искусстве и культуре, провозглашаемая
от имени разума.
Безусловно, софистика
не появилась спонтанно; в связи с этим
необходимо отметить, что интерес к "разуму"
характерен вообще для духа философии
того времени: наблюдается тенденция некоторого
отхода от натурфилософии и обращения
к человеку на основе древнего принципа
"Познай самого себя".
Таким образом, становится
очевидным, что корни
софистики кроются большей частью именно
в общественной обстановке того времени.
Однако, кроме связи истоков софистики
с общественно-политическим развитием
страны, нельзя не сказать о, несомненно,
возникавших в процессе эволюции философских
учений зачатках
некоторых её составляющих. Например,
уже Гегель видел в Анаксагоре
предшественника софистов, поскольку
этот "древний" философ, в отличие
от своих предшественников, выдвигал в
качестве первовещества "разум",
ставший впоследствии символом эпохи
просвещения. Однако, не смотря на
приведённое обстоятельство, Анаксагор
остаётся материалистом, поскольку "разум"
в его понимании материален.
Софистика, как показывает
научное исследование этого течения,–
явление далеко не однозначное. Хотя этот
термин вошёл в обиход в значении искусно
вводящего в заблуждение рассуждения,
само по себе слово"софист" означало
просто "мудрец" и до середины IV века
не имело никакого одиозного оттенка.
Изменением значения слова история обязана
противникам софистов, среди которых наиболее
известными являются Сократ, его ученики
Ксенофонт и Платон, а также Аристофан,
высмеивавший софистику в своих комедиях.
Появление подобных врагов
софистики было связано, прежде всего,
с тем, что духу античности было чуждо
использование "мудрости" в качестве
средства к существованию. Так, Сократ
считал, что философ, преподающий
бесплатно, волен беседовать с кем угодно,
тогда как тот, кто берёт деньги за уроки,
становится, в определённом смысле, рабом
своего ученика. Сами софисты не придавали
большого значения подобного рода доводам.
Чтобы привлечь к себе учеников, они активно
использовали разного рода рекламу, например,
по словам Исократа, обещали приблизить
своих учеников к богам.
Кроме того, некоторые
софисты, например Гиппий и Горгий, одевались
в пурпурные одежды, что также делалось
для того, чтобы привлечь к себе
внимание.