Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Проблема конфликта в теории. Рассматривая проблему конфликта в обозначенный период, имеет смысл разграничить поле исследования по следующим основаниям:
а) западная и отечественная ветви социологии конфликта и
б) анализ двух основных парадигм в западной конфликтологии.

Работа содержит 1 файл

Социология и Политология.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

Например, если составляется карта конфликта между  двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного  подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Имеется пять стилей разрешения конфликтной ситуации:

1) уклонение  - уход от конфликта;

2) сглаживание  - такое поведение, как будто  нет необходимости раздражаться;

3) принуждение  - применение законной власти  или давление с целью навязать  свою точку зрения;

4) компромисс - уступка  до некоторой степени другой  точке зрения;

5) решение проблемы - стиль, предпочитаемый в ситуациях,  которые требуют разнообразие  мнений и данных, характеризуется  открытым признанием разницы  во взглядах и столкновение  этих взглядов для того, чтобы  найти решение приемлемое для  обеих сторон.

Некоторые предложения  по разрешению конфликта:

1. Определите  проблему в категориях целей,  а не решений.

2. После того, как проблема определена, определите  решения, которые приемлемы для  обеих сторон.

3. Сосредоточьте  внимание на проблеме, а не  на личных качествах другой  стороны.

4. Создайте атмосферу  доверия, увеличив взаимное влияние  и обмен информацией.

5. Во время  общения создайте положительное  отношение друг к другу, проявляя  симпатию и выслушивая мнение  другой стороны, а также сводя  к минимуму проявление гнева  и угроз. 

Политология

      Тема 18. Политическая культура 

      1. Политическая культура: понятие, структура, функции. 

   Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

   В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и  идеях;

б) аффективную  ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении  политических объектов;

в) оценочную  ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые  обычно предполагают использование  применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

   В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

   Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

   Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

  1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  2. является продуктом естественно-исторического развития общества;
  3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
  4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Политическая  культура выполняет в обществе определенные функции:

  • идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
  • ориентации, объясняя смысл политических явлений;
  • адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
  • интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
  • коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
 
 
 
 

2. Типология  политической культуры. 

   Развитие политической культуры  неотделимо от ее формирования  в условиях конкретных национальных  государств. В масштабах современного  мира выделяют политические культуры  в зависимости от их национальных  особенностей – французскую,  испанскую, румынскую, украинскую  – которые складываются под  влиянием исторического пути  развития народа, специфики национального  характера, развития национальной  государственности. Общие типологии  в политической науке были  созданы на основе сравнения  не отдельных признаков политической  культуры, а качественных характеристик  системного плана. Среди таких  классификаций наиболее широкое  распространение получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры: 

  1. Патриархальный тип политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных.
 
  1. Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни.
 
  1. Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом.
  2. Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории,а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры.
  3. Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень согласованности между членами общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения.

   В целом же следует заметить, что уровень политической культуры зависит в первую очередь от уровня общей культуры, условий и качества образования, воспитания, образа жизни, силы внутренних мотивов, уровня развития общества. 

3. Особенности  российской политической культуры. 

   Анализируя феномен политической культуры, следует постоянно иметь в виду два принципиальных обстоятельства. Первое: понятие культуры, в том числе и политической культуры, свободно от ценностных нагрузок. Нет никаких высоких и примитивных культур, не может быть больше или меньше культуры, одна культура не есть ступенька по отношению к другой.         Культура - это совокупность, система мнений, позиций, ценностей, господствующих в данном обществе или данной социальной группе. Второе: вопрос об использовании западной социальной науки при исследовании незападного, а следовательно, и российского, общества, о том, можно ли применять к русской жизни концепцию политической культуры, корректно ли в научном плане с помощью этой концепции описывать нашу действительность, остается открытым.

   Современная социальная наука (в том числе и политическая наука) в своих лучших и высших проявлениях отражает реальности западного (то есть капиталистического) общества с присущей ему дифференциацией на экономическую, политическую и культурно - идеологическую сферы, с характерным для него обособлением власти от собственности, религии от политики, церкви от государства , государства от гражданского общества и т.д. Но эта современная наука оказывается в затруднении при попытках описать и объяснить неевропейские, некапиталистические реалии: к примеру, структуры, где власть и собственность не обособились друг от друга (рабовладение, коммунизм), где религия и политика суть интегральные аспекты единого целого (ислам) и т.д.

   Очевидных истин в понимании политической культуры России нет; то, что считается изначально известным, на самом деле требует изучения. Предмет, методы и критерии всегда должны корректироваться и проверяться. Хотя, конечно, воспользоваться приемами, методами, наработками концепции политической культуры можно и даже нужно.

   Специфические методы и приемы, сама модель политической культуры позволяют более адекватно понимать политическое измерение русской культуры и в перспективе открывают принципиально новые возможности для отечественной политологии.

   Российская политическая культура характеризуется резким дисбалансом современных и традиционных ориентаций, что является следствием попытки силовой, революционной замены традиционных коллективистских ценностей на ценности либерально-индивидуалистические. Провал на уровне больших социальных групп столь грандиозного мероприятия, потребовавшего радикального переоснащения всех сфер жизни общества без учета фактора длительности привыкания людей к иным экономическим и психологическим реалиям, автоматически повлек за собой снижение и без того критически низкого уровня, по терминологии Г.Алмонда, “почтительности” граждан по отношению к власти. Недоверие и презрение к закону, выход за пределы правового поля становятся нормой политико-экономического бытия как отдельных граждан, так и самих властных структур.

Неспособность власти решать задачи, основываясь  на принципах справедливости, стала  причиной деполитизации масс. Тенденция преобладания ценностей неучастия и пассивности становится все более угрожающе стабильной. Отсутствие интереса к политике у всех слоев населения независимо от уровня образования напоминает доперестроечное время и ярко контрастирует с состоянием политической эйфории и, как теперь уже стало очевидным, несбывшимися надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе в начале 1990-х гг.

Информация о работе Социальный конфликт