Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:20, доклад

Описание работы

Главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово "социальный" берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает.

Работа содержит 1 файл

социальная философия.docx

— 26.37 Кб (Скачать)

К настоящему времени  многими российскими философами и социологами принимается такое  представление о дифференциации социальных общностей в экономически развитых странах: все общества этих стран подразделяются на три большие  группы. Первая группа - это высший, или правящий, класс. В нее включаются собственники основных средств производства и капитала, а также лица, занимающие ведущее положение в управлении фирмами, государственными структурами, и т.д. (Ранее общепринятым обозначением этой группы служил термин "буржуазия".) Вторая группа - это класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства или располагающих ею в ограниченных масштабах, занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства. Ранее эта общность именовалась как "рабочий класс" или "пролетариат", а в ее состав включались наемные работники, занятые физическим трудом в отраслях материального производства. Сюда входят теперь и служащие, сферой приложения труда которых в основном являются услугопроизводящие отрасли. Третья группа - средний класс, занимающий промежуточное положение между первой и второй группами. К их числу относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих. Ведущими тенденциями в развитии средних слоев в последние десятилетия явились: рост численности мелких предпринимателей, значительный рост численности интеллигенции, усложнение их социального состава и рост мобильности. 

Сопоставляя крупные  социальные общности экономически развитых стран и России, исследователи  отмечают, что общая направленность эволюции социальной структуры в  России во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Так, в России формируется  правящий класс (высшие государственные  служащие, крупные бизнесмены), обретает контуры класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также растет численность среднего класса, объединяющего  мелких предпринимателей, интеллигенцию, служащих среднего звена. Вместе с тем, имеются и свои особенности в  России: усиление социального неравенства, поляризация населения, маргинализация социальных слоев и т.д. 

Многие исследователи  социальной структуры общества стали  применять в своем анализе  понятие "страты" - обозначение  социальных слоев меньшего масштаба, чем классы (понятие "страты" вошло  в научный язык социологов США  и западноевропейских стран уже  давно, а в России - лишь с конца 80-х годов). Понятие "страт" способно охватить собой значительно большее  количество социальных общностей, чем  понятие "класс", более многосторонне  охарактеризовать социум и, что особенно важно, более конкретно проследить динамику, мобильность социальной структуры. 

Одним из родоначальников  теории социальной стратификации и  социальной мобильности почти единодушно признается русский философ и  социолог П. А. Сорокин, высланный из России в 1922 году (его основополагающий труд по этой проблеме - "Социальная мобильность" - вышел в США в 1927 году, вторым, дополненным, изданием - в 1959 году). 

П. А. Сорокин подчеркивал: "Социальная стратификация - это  дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом  ранге. Она находит выражение  в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном  распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди  членов того или иного сообщества" [1]. В этом высказывании, что надо заметить, слово "классы" употребляется  не в том значении, как оно характеризовалось  выше и принято сейчас у нас, а  в смысле "социальный слой", "социальный страт". Об этом говорит и сам  автор. Далее П. А. Сорокин пишет  о стратификации общества: "Любая  организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы "плоской" и в которой все  ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов - миф, так никогда и  не ставший реальностью за всю  историю человечества. Данное утверждение  может показаться отчасти парадоксальным, и все-таки оно верно. Формы и  пропорции расслоения могут различаться" [2]. Не составляют исключения и демократические  страны, где якобы главенствует равенство  людей. Даже в процветающих демократиях  социальная стратификация отнюдь не меньше, чем в недемократических  обществах. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. П. А. Сорокин  детально проанализировал три основные формы стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. В  каждой из них он выделил по нескольку  страт и показал взаимопереплетенность  трех основных форм. Получалась довольно сложная картина социальной стратификации  общества. 

1 Сорокин П. А.  Социальная и культурная мобильность  // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация.  Общество. М., 1992. С. 302. 

2 Там же. С. 304. 

Во многих работах  западных социологов, стремившихся продолжать разработку проблемы стратификации, оказались  вовлеченными в орбиту рассмотрения самые разные страты, выделенные по разным основаниям. Если берут собственность, то отношения к ней подразделяются на отношения владения, отношения  пользования и отношения распоряжения. В то же время если когда-то страт  собственников состоял из отдельных  лиц, то в XX столетии правомочия собственника уже дифференцируются: они связаны  и с отдельными лицами, и с коллективами, с акционерными фирмами, число которых, между прочим, увеличивается (так, в  Англии пайщиков фирм - свыше 20% населения, в 80-е годы их число выросло с 3 до 11 млн человек, в числе которых 2 млн рабочих). Считается более правильным, если социальные общности будут подразделяться по таким критериям, как профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, обладание политической властью (или близость к ней), по культурному уровню или образованию, стилю и образу жизни и т.п. В итоге в составе того или иного общества могут иметь место десятки стратов. Если же учесть, что индивид может быть и в страте предпринимателей, и одновременно в страте художников, т. е. в разных стратах, то картина социальных общностей может выглядеть действительно весьма и весьма сложной. 

Весьма ценным оказалось  для исследователей социальной структуры  представление П. А. Сорокина о социальной мобильности. Он понимал под этим процессом любой переход индивида или социального объекта, т. е. всего  того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной  социальной позиции в другую. Он показал, что существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример тому - перемещение некоего индивида с одной фабрики на другую с сохранением при этом своего профессионального статуса (если брать социальные объекты, то - автомашина, мода, идеи коммунизма и т.п.). Под вертикальной мобильностью имеются в виду те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. (Наша аналогия вертикальной мобильности - механическое движение лифта вверх и вниз; социального движения - научный сотрудник - академик, банкир - бухгалтер завода). По П. А. Сорокину, есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других, менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта (страта) (наша история недавнего прошлого с ускоренным созданием новой партии, ставшей "правительственной", подтверждает сказанное). Соответственно и нисходящие течения, по П. А. Сорокину, также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга (рейтинга, скажем мы) на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги. Согласно П. А. Сорокину, социальная мобильность (как и социальная стратификация) является непременным атрибутом социальной сферы общества. 

Концепция социальной стратификации и социальной мобильности  не устраняет, с нашей точки зрения, а дополняет концепцию классового подразделения общества. Она способна конкретизировать макроанализ структуры  общества и более точно определять изменения, происходящие в обществе. Сама же она выступает своего рода мезотеорией (от греч. mesos - средний, промежуточный) на пути к конкретным социальным теориям  и методам (типа "социология трудового  коллектива", "социология семьи", "социология спорта", "социология молодежи" и т.п.). Будучи теоретическим по отношению к фактологическим и эмпирическим по отношению к теоретическому (классы, нации и т.п.), мезотеоретическое знание позволяет не только полнее объяснять, но и точнее предсказывать, прогнозировать изменения в структуре общества и при необходимости управлять соответствующими процессами в социальной структуре общества.

Информация о работе Социальная философия