Смысл жизни человека как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

На вопрос о смысле человеческого существования разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность должна решить и будет решать его по-своему.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Жизнь……………………………………………….………………………. 7
3. Счастье – смысл жизни человека…………………………………………12
4. Заключение………………………………………………………………….15
5. Список использованной литературы………………………………………18

Работа содержит 1 файл

философия нов .docx

— 44.04 Кб (Скачать)

Да, деньги значительно  расширяют свободу наших действий. Да, свобода – одна из важнейших  потребностей человека. Но самый интерес  жизни человеческой не в свободе  как таковой, но в самозабвенном  служении свободно выбранной цели. Едва человек становится вполне свободным, тут же является вопрос: что ему  с этой свободой делать? Свобода  сама по себе, не дает жизни никакого содержания. И содержание, и смысл, и интерес к жизни дает присутствие  в ней чего-то горячо любимого и  стремление к этому любимому приблизиться.

Чем обуславливается  счастье? При всем разнообразии ответов  на этот вопрос, можно вычленить  один общий ответ, с которым трудно не согласиться: счастье человеческое обуславливается теми же успехами и  неудачами, которые человек встречает  на пути желанной цели. Успехи делают его  счастливым, неудачи – огорчают. А разные мнения о счастье от того, что разные люди преследуют в жизни  разные цели.

Можно ли назвать  осмысленной жизнь, протекающей  «от зарплаты до зарплаты»? Это –  не жизненная цель, а только средство к достижению цели. Автомобиль существует не для того, чтобы его заправлять бензином и ремонтировать. Его обслуживают  для того, чтобы он перевозил людей  или груз.

Можно ли назвать  счастливой жизнь людей, добывающих свое счастье и деньгами, и бицепсами, где угодно и какими угодно средствами.

Чревоугодник ищет счастья в изысканном и обильном обеде. И вот он пьет свое счастье  и попадает в больницу с ожирением  или инфарктом. У пьяницы счастье  в стакане. Его счастье строиться  не истерзанных родительских сердцах, на слезах жены, на загубленном здоровье детей, на собственном истраченном  здоровье. Вот так и получается, что люди строят счастье на чьем-то горе, страдании, на слезах.

Наверное, на вопрос, в чем смысл жизни и как  обрести счастье верный ответ  надо искать не в телевизоре, не в  рекламных проспектах, не у друзей, и даже не у родителей, хотя они, конечно, более чем кто-нибудь другой желают счастья своим детям – но и  они ошибаются. На мой взгляд, единственно  верный ответ вопрос о смысле жизни, счастье может дать только Бог. Цель, поставленная Богом перед человеком  – жизнь вечная, смыслом же вечной жизни является вечное богопознание и богоуподобление. И в этих-то богопознании богоуподоблении и  находит душа человеческая единственное прибежище и спасение от неизбежных при погоне за иными идеалами горестей пустоты и разочарования. Любые  другие цели – достижимы, а значит, исчерпываемы и преходящи; и  только эта – вечна, а значит, всегда желанна: стремление стать совершенным, как совершенен Бог. Причем, чем ближе  к этой цели продвигаешься, тем она  становится желанней. И эта вечная жизнь ожидает каждого из нас  не по ту сторону смерти. Она всегда, на то она и вечна.

4. Заключение 

В заключение хочется  сказать, что независимо от того, как  человек определил свой путь, нашел  свой смысл жизни, уже самое искание  этого смысла делает человека достойным  названия его Человеком, личностью. В разные годы своей жизни, в разные эпохи развития человеческого общества в обществе доминировали различные  взгляды на смысл жизни. Эти взгляды  в личном отношении можно свести к совершенствованию человека, воспитанию личности, в общественном - к сопряжению личных интересов и интересов  общества, устроению удовлетворенности, благосостояния всего общества.

Хочется повториться, что определить личностный смысл  жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути и большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое; это значит, наконец определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С.Л. Рубинштейна, всё это бесконечно превосходит всякую учёность и связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.

Приемлемо и допустимо  одно самое главное - это постоянный рост личности, самосозидание, стремление к физическому интеллектуальному, эмоционально-чувственному и духовному совершенствованию. Кто может реализовать себя в жизнь, кто может придать свой смысл жизни? Только личность. Сила личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности - симптом её слабости, социальное порождение невежества, страха и эгоизма. Сила личности, напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила личности - синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом. Сила личности аккумулируется в течение всей жизни, она собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на основных ²китах²: желании преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии. Ибо каждое испытание, постигшее сильную личность, одновременно и подстёгивает и предостерегает. А что такое самоконтроль? Самоконтроль - это сознательное, творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне. Испытания создают огромное поле деятельности для тренировки в самоконтроле - когда, например, раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть - добродетелью, коварство великодушием, жестокость - милосердием, нетерпимость - состраданием, скепсис - надеждой, безделье - инициативностью. Мудрее преодолеть семь смертных грехов: гордыню, измена-ложь, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень и приблизиться к четырём главным добродетелям: благоразумие, храбрость, умеренности во всём, справедливости. Нелепо опровергать старую, еврейскую пословицу, ум ржавеет от злости. Доктор Ганс Селье обнаружил, что самым мощным источником физиологических симптомов стресса являются негативные мысли и чувства. Основную защиту от этих симптомов Селье видит в позитивных эмоциях. Любовь, вера, отвага, благодарность и доверие активизируют деятельность щитовидной железы и повышает жизненную энергию. Высшее счастье давать любовь: тот, кто любит счастливее того, кто любим, лучше давать, чем брать. Эгоистичный, неспособный к любви человек, обрекает себя на безрадостное одиночество и изоляцию.

Понимает истинный смысл жизни лишь тот человек, который добивается поставленной цели, ибо он может дерзновенно мыслить  и действовать без малейших колебаний, а не жалкое существо, с потребностями, ограниченными плотскими вожделениями. Не надо уходить от действительности, надо учиться жить в ней. Никто  ещё не нашёл смысл жизни в  наркотиках, безудержном пьянстве, разврате, сексе, жадности, корысти, похоти властвования, зависти, злобности, склонности к насилию, что в целом приводит к разрушению личности, нравственному  и физическому страданию. Философия  же жизни уводит человека из его  отупляющей колеи обыденности, нелепости  личного бытия, от необходимости  заботы о хлебе насущном, от вечного  унижающего осторожничания в жизни, что обращает жизненную энергию  в прах, от общепринятых житейских ²правд,² понятий; мысли философов подвигают человека к свободе; свободным же человеком называется не участник борьбы за свободу, но тот, кто умеет хотеть, действовать, дерзать сам. С другой стороны, свобода налагает на человека жёсткую ответственность перед законом, обществом, каждому следует помнить, что для разумных и свободных людей закон - это Бог, для неразумных - удовольствие.

             Уместно вспомнить Соломона:

Избегай наслаждений, они порождают тоску

Что прекраснее всего - гармония

Что сильнее всего - мысль

Что лучше всего - блаженство.

 

  1. Список использованной литературы:
 
 

1.Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

2.Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2

3.Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003

4.Кант И. Соч. в 6 т. Т.5. – М.: Мысль, 1966

5.Морев И.В. В защиту веры и особенно православной. Протии неверия и религиозного заблуждения. – 2 изд., перераб. – Нижний Новгород: Ред.-изд. Центр Нижег. Епархиального упр., 1993

6.Моруа А. «Байрон. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку о науке жить.» – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

7.Новый мир 2002 №2, с. 154-166, Галина Муровник «Ибо прах ты и в прах возвратишься» Размышления о феномене смерти в научном и богословском аспектах.

8.Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.: Республика, 1994

свящ. Александр Захаров. Слово о счастии. САТИСЪ, 1998

9.Франк С.Л. Смысл жизни.- -М.: ООО «Издательство АСТ, 2003. – (Философия. Психология).

10.«Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 

Информация о работе Смысл жизни человека как философская проблема