Смысл жизни человека (философский аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:09, реферат

Описание работы

XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно как и в античной философии, вновь появиляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс - в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше - в «воле к власти», английский философ XIX века Милль - в достижении выгоды, пользы, успеха.

Содержание

Введение ………. ..…………………………………………………………..3
Смысл жизни человека в философских учениях Древней Греции ……….5
Смысл жизни человека в европейской философии………………………9
Смысл жизни человека в русской философии ………………………….15
Смысл жизни человека в восточной философии………………………..19
Заключение………………………………………………………………....22
Список использованной литературы…………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Олеся КР.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного  способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира  высшая сила создает все, включая богов. В ряде индийских религий эта сила называется  брахман, в Китае - дао.

     Таким образом, высшая реальность, лежащая  в основе многообразия всех вещей  и явлений и объединяющая их, выступает  в роли Абсолюта как самой природы  с ее вечными и вездесущими законами.

     Философия Древнего Востока и зафиксировала  такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность  природы и человека. Человек  как  одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только  как формируются  нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

     Согласно  восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в  мире истинного знания определенная высокодуховная  личность Учителя  как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных  ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

     Осознавшему иллюзорность  и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока  проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

     Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности  не только за поступки, но также за помыслы и речи.

     Хочется верить и надеяться, что философские  учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Определить  личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что  мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению видного российского мыслителя С.Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.

     «Понятие» смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

     Социальное  положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

     Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003., стр. 256.
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003., стр. 623.
  3. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология/ сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс-Культура, 1994., стр. 592.
  4. Куванин В.А. Философия Вл. Соловьева. - М.: Просвещение, 1988., стр. 385.
  5. Смысл жизни в русской философии, конец XIX начало XX в./ отв. ред. Ф. Замалеев.- С.-Петербург: Наука, 1995., стр. 380.
  6. Мир философии. Книга для чтения в 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М.: Политиздат, 1991. ч.1,2., стр. 624.
  7. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001., стр.704.

Информация о работе Смысл жизни человека (философский аспект)