Смысл учения Будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

В своей основе, буддизм религией не является. В отличие от христианства или
ислама, это в первую очередь практическое учение. Не налагающее обязанностей
и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения
жизни.

Содержание

Введение 3
Жизнь Будды и начало формирования учения 4
Сущность учения Будды 8
Смысл учения Будды 15
Заключение 19
Список используемых источников 20

Работа содержит 1 файл

Филосифия docx.docx

— 56.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл учения Будды

 

Будда жил 2450 лет  назад в передовой для своего времени культуре Северной Индии. После  достижения Просветления в течение 45 лет он радостно делился этим знанием  со своими чрезвычайно талантливыми учениками. Тогдашние условия были идеальными: его Учение смогло пройти проверку жизнью и широко распространиться. Вот почему его мудрость и методы в изобилии доступны и сегодня. Сложилось  три важных канона буддийских учений: тибетский (включающий Кангьюр и  Тенгьюр), китайский и палийский. Кангьюр состоит из 108 томов, которые  содержат 84 000 различных поучений. Это  прямые слова Будды, записанные после  его смерти учениками, обладавшими  отличной памятью. Тенгьюр – это  дополнительные 254 тома текстов, в которых  опытные ученики Будды объясняют  его слова. Тексты Кангьюра и Тенгьюра были переведены на тибетский язык в период с VII по XIV век. Покидая свое тело в возрасте восьмидесяти лет, Будда  сказал: «Я могу умереть счастливо. Ни одного поучения я не спрятал  от вас в кулаке. Все, что может  принести вам пользу, я передал. Будьте сами себе путеводным светом». Такие  утверждения свидетельствуют о  том, что поучения Будды ориентированы  на человеческую зрелость и осмысленную  жизнь. Когда его спрашивали, почему и чему он учит, Будда отвечал  с той же прямотой: «Я учу потому, что вы, как и все существа, хотите быть счастливыми и избегать страданий. Я учу тому, каким все является на самом деле».

Невероятная обширность его поучений стала основой для  возникновения и развития многих школ. Все, чему он учил, нацелено на то, чтобы тело, речь и ум существ  сравнялись с телом, речью и умом Будды. Ступенчатый путь его практики раскрывает человеческий потенциал. Поскольку  эти поучения охватывают весь спектр возможностей ума и построены  на опыте, а не на вере, недостаточно просто пересказать их содержание. Уникальный вклад Будды в мировое  знание становится понятным только в  сравнении с другими религиями  и   мировоззрениями.

Многие люди на Западе видят  в буддизме одну из разновидностей философии. Это в определенной степени  верно, ведь буддизм совершенно логичен. Ясность и свобода мысли –  это свойства хорошо развитого ума, и они постоянно прибавляют в  силе по мере того, как человек приближается к его постижению. Если учение способствует полному раскрытию возможностей человека, и в первую очередь логического  мышления, – почему бы не назвать  его философией? 

Другие спросят, не является ли буддизм психологией. Практикующие буддисты, получившие правильные наставления, нередко сообщают об ощутимых результатах  даже после непродолжительной тренировки: в частности, появляется намного больше спокойствия, удовлетворенности и внутренней силы. Это заставляет людей предположить, что поучения Будды представляют собой один из видов психологии. Что здесь можно сказать? Цель этой замечательной науки вполне ясна: улучшить повседневную жизнь человека. Все школы психологии желают, чтобы общество получало определенную пользу от каждого индивидуума, чтобы никто при этом не страдал и не слишком обременял остальных на протяжении тех семидесяти или девяноста лет, которые сегодня проживает большинство западных людей.

В некоторых областях, где  Учение Будды приносит те же результаты, на относительном уровне цели психологии и буддизма совпадают. Но в целом  буддизм идет намного дальше: он показывает, что ни одно из обусловленных  умственных состояний не бывает неизменным, что ни на какие мимолетные вещи нельзя полагаться окончательно. Если мы готовы доверять зеркалу за картинками и океану под волнами, буддизм  покажет нам то, что присутствует за мыслями и между ними, давая  опыт самого вневременного осознавания. Только постижение этого проливает  свет на качества, которые могут  помочь существам стойко проходить  через старость, болезни, потери и  даже смерть.                                  В принципе Будда вывел свою «психологию» за пределы переживаемого потока причинности. Он доказал, что абсолютная сущность ума, свойственная всем живущим, пуста от любых характеристик, которые могли бы ограничивать ее во времени и пространстве. Своим примером он демонстрировал, что, вне всяких сомнений, поток физических и умственных переживаний, с которым отождествляют себя люди, в основе своей непостоянен и нереален. Он объяснял, что обусловленный, относительный ум, который воспринимается существами как «я», есть лишь поток меняющихся впечатлений, скрепляемых иллюзией эго. Это иллюзорное эго, в сочетании с другими концепциями, с безначальных времен создает мир и определяет наше восприятие. Будда учил, что события и переживания, истоки которых невозможно найти в этой жизни, происходят из действий прошлых воплощений. Соответственно, сегодняшние мысли, слова и поступки человека, если они не преобразованы или не очищены, определяют будущее, в котором человек родится потом. Этот всеобъемлющий принцип причины и следствия называется кармой и объясняет, почему внутренние и внешние обстоятельства жизни существ столь разнообразны.                   Глубокое понимание того, что все переживают последствия своих собственных мыслей, слов и поступков, приносит ясность относительно пути и цели. С ним деятельность человека может начаться на зрелом уровне независимости и уверенности в себе. Не каждому легко принять это знание, особенно в трудной ситуации. Однако Будда никому не грозил назидательно пальцем. Он учил тому, что причиной страдания является не зло, а базовое неведение, которое не позволяет существам видеть самих себя как часть целого. Удаляя это неведение, устраняешь негативное и, следовательно, устремляешься к непреходящему счастью, которое является целью каждого из нас. Так что и психология, и буддизм меняют людей. Но психология ограничивается повседневной, обусловленной сферой жизни, а буддизм преодолевает любую переживаемую двойственность, показывая сущность ума как вневременную и никем не созданную. Доказывая, что внешние и внутренние миры непостоянны и пусты от какой-либо неизменной сущности, можно расслабленно наслаждаться и теми и другими. Учение указывает на самого переживающего, на богатство воспринимающего ума. Будда вдохновляет людей на понимание того, что комфортное и бессодержательное существование не может быть смыслом жизни – им должно быть полное раскрытие всех возможностей, что является неизмеримо более увлекательной задачей. С буддийской точки зрения мы всегда были запутанны, потому что ум, подобно глазу, не может видеть сам себя. А Учение Будды – это зеркало, позволяющее уму узнать свою неотъемлемую, вневременную сознательную сущность, постигнуть самого себя как единство субъекта, объекта и действия. Это понимание, однажды обретенное, никогда не теряется. Все Учение Будды нацелено на природу ума и дает пути к ее полному пробуждению. Если искать любое вневременное и неразрушимое сознание, которое смотрит на мир нашими глазами, осознавая и воспринимая все вещи, мы не найдем ничего прочного, существующего, действительного. Вот почему Будда утверждает, что сущность ума пуста. В его время говорили «пуста от чего-то». Это помогало объяснять, что осознавание не материально, не имеет отличительных особенностей. С таким термином люди не спутали бы пустоту с «ничем» или с черной дырой. А поняли бы, что переживающий не имеет ни размера, ни веса, ни ширины, ни длины, ни высоты; что ум – это не вещь, которая могла бы распасться на части или исчезнуть. Современный математик, наверное, определил бы сущность ума как нейтральный элемент объектов. Физик говорил бы об изначально присущем потенциале, а ремесленник сказал бы, что «это не вещь». Любовник или воин, который воспринимает мир как продолжение своих органов чувств, переживал бы ум как открытое пространство.          Указание на пустотную сущность является источником глубокого доверия. Хотя тела умирают, а мысли приходят и уходят – то, что все переживает, не является ни рожденным, ни созданным. Поэтому ум вне смерти, распада или увядания. По сути, он подобен пространству: вневременное вместилище, которое дает возможность всему появляться, содержит все это в себе, знает и соединяет явления. Нет внешней силы, в которую надо было бы верить. Каждый человек сам ответственен за свою ситуацию и за свое развитие. Будда своим примером воплощает окончательную цель, которой может достичь каждый. Лучше узнав нашу сущность благодаря его поучениям, мы получаем подлинное Прибежище и стабильную поддержку на повседневном уровне, с начала пути и до Просветления. Индокитае, за исключением Вьетнама, и на Цейлоне разумной целью буддийских практик видится состояние, называемое Освобождением. Это означает удаление иллюзии устойчивого индивидуального «я». С другой стороны, северные школы буддизма стремятся к полному Просветлению, полному удалению любых двойственных представлений. Это окончательная цель, для достижения которой нужны высокие философские и психологические поучения Будды – так называемый Великий путь, и в особенности методы Алмазного пути, где по мере нашего развития вместе с эффективностью средств возрастает важность гуру, или ламы, нашего доверенного друга. Учение Будды являются ключом к продолжительному счастью. Посредством этого знания он проявляется как наш учитель, защитник и друг. Применяя его советы, можно избегать страданий, развиваться в полной мере и помогать другим. Будда сам выбрал название, которое лучше всего описывает его Учение: Дхарма на санскрите, или Чё на тибетском языке. Вот как этот термин переводится на Западе: «Каким все является».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Будда как метафизик смотрел  на жизнь и ее явления сквозь призму субъективного

мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к отрицательному,

безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь и, как результату этого взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду, что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в бездействии и сне, а в энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к развитию нравственных идеалов человека и в уничтожении всего, что противодействует этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной точки зрения, создал нравственное учение, высший идеал которого состоит  в подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении мысли и чувства.

Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни  и, особенно на культуру принявших его стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных комплексов, совокупность которых и образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья.

В своей основе, буддизм  религией не является. В отличие  от христианства или

ислама, это в первую очередь  практическое учение. Не налагающее обязанностей

и обязательств, а всего  лишь показывающее один из возможных  путей постижения

жизни.

Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Мы вынуждены

кушать по несколько раз  в день, но как часто мы пользуемся знаниями из мудрой

книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила здоровье?

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Буддизм: четыре благородных истины. М., Экмо – Пресс. 1999г.

2.     Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.

3.     Карягин К. Будда. Конфуций. СПБ.1998г

4.     Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. М., Юрайт. 2002г.

5.     Учение Будды. Элиста. 1992г

6.      http://www.buddhism.ru


Информация о работе Смысл учения Будды