Смысл учения Будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

В своей основе, буддизм религией не является. В отличие от христианства или
ислама, это в первую очередь практическое учение. Не налагающее обязанностей
и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения
жизни.

Содержание

Введение 3
Жизнь Будды и начало формирования учения 4
Сущность учения Будды 8
Смысл учения Будды 15
Заключение 19
Список используемых источников 20

Работа содержит 1 файл

Филосифия docx.docx

— 56.24 Кб (Скачать)

Отсутствие постоянства  в мировой и земной жизни составляет одну из максим

учения Будды и, по его  мнению, есть величайшее из всех зол  – это «огонь, пожирающий весь мир».

Его слова, когда он касался  этой максимы, поражают своей безнадежностью и горьким, печальным тоном. Будда говорит: «Сложное должно рано или поздно распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают одно за другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения. Быстрая река течет и не возвращается, солнце безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествовавшей жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии возвратить его прошедшую жизнь. Утром мы видим какой-нибудь  предмет, к вечеру уже его не находим. Зачем гнаться за призрачным счастьем?»

Но и смерть не освобождает  человека от мира страданий и постепенного изменения,

- он вновь возрождается  к новой жизни и вновь умирает,  и так без конца вращается колесо перерождений, и от этого круговорота есть одно только прибежище и защита – нирвана. Слово «нирвана»  происходит от глагола «нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в качестве прилагательного «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного – «исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений. Нирвана – это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни. Тем самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны нелегко. Достигший ее называется архатом (в санскрите «архат» - заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость). Буддизм корректирует понятие брахмана – это именно тот, кто достиг состояния нирваны, архат.

О нирване в буддизме говорится  много, но довольно неясно, иносказательно.

Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна – есть причина достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана также беспричинна, как и пространство.

Она от века. Она никем  не сотворена и ничем не обусловлена. Нирвану нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием.

Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений». К нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий; к ней должны быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель для всех людей. «Нирвана – вода жизни, утоляющая жажду пожеланий, это лечебница, врачующая от всякого рода страданий».

Итак, Будда, придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил, что для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его до основания, «погасить в нирване».

Но каким же образом  можно было достигнуть этого состояния  совершеннейшего покоя?

Познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и лежавших в основании его

учения.

     Первая истина: жизнь есть страдание: «рождение  – страдание, старость –страдание, болезнь – страдание, смерть  – страдание, разлука с приятным  –страдание, неполучение чего-либо  желаемого - страдание». Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему не знакома.

    Вторая «благородная  истина» говорит о происхождении  страдания. Будда видит корень страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.

    Третья истина: страдание имеет причину, а раз так, то возможно прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».

   Четвертая «благородная  истина» говорит о «пути», ведущем  к освобождению

от страдания. Это высокий «восьмеричный путь».

Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь – должное понимание четырех истин, истинная решимость – воля преобразовывать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами, правильная речь – воздержание ото лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, истинное действие – не причинение зла живому, воздержание от воровства, истинный образ жизни –привычка жить честным трудом, правильное усилие – борьба с соблазнами и дурными мыслями, правильное  направление мысли – понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму.

    

        Направление мысли имеет 4 ступени:

  1. Сосредоточение   своего чистого и незамутненного ума на осмыслении и истолковании истин; 
  2. Вера в истины, тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает и достигается душевное спокойствие и радость; 
  3. Освобождение  от радости, в частности и от ощущения своей телесности вообще; 
  4. Состояние полной невозмутимости и безразличия, т.е. состояние нирваны.

 

Познанием «благородных истин» можно достигнуть вечного покоя, мудрости, просвещения, нирваны. Кроме познания этих четырех истин, люди для достижения нирваны должны освободиться от следующих «десяти цепей», приковывающих к существованию:

       От заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны;

       От сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений;

       От убеждения в том, что разные религиозные обряды – молитвы, жертвы,

почитание религий и прочие обряды и церемонии – ведут  к спасению;

      - От чувственных страстей и желаний;

      - От ненависти и недоброжелательства к своим близким;

     - От любви к земной жизни;

      -  От желания будущей жизни на небе;

      - От гордости;

      - От высокомерия;

      - От неведения.

Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по учению Будды, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства, совершенства Будды и вместе с тем нирваны. Низшие степени совершенства, присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от 10 цепей, но близко стоявшим к достижению совершенного познания, давали этим людям знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).

Но этого совершенства может достичь незначительная часть  людей, а именно тех, которые решатся покинуть мирскую жизнь; большая же часть, преданная суетной мирской жизни, не в состоянии достичь совершенства, а может только, в зависимости от свершенного, улучшить или ухудшить свою будущую жизнь и, следовательно, приблизить или удалить блаженную минуту вечного успокоения в нирване, и только в редких случаях и при особенно благоприятных условиях человек, ведя мирской образ жизни, мог достичь степени анагамина. Будда признает верование браминов в переселение душ и в соединенный с этим верованием закон воздаяний. Им он придавал только нравственное значение. Всякое существование зависело от дел, добрых или злых, совершенных в предыдущие рождения.

Буддийское представление  о бытии как страдании усугубляется тем, что Будда принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому – к новым страданиям. Этот закон воздаяний обусловливался моральным порядком вещей (кармой), законом связи причины и следствия.

Будда придавал большое значение личности человека, его воле – всякий человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий. В одном из изречений Будда советует дорожить формой благородного человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая достается  в удел существу редко, через тысячелетия.

Будда отвергал первобытный  идеалистический пантеизм (он не признавал  божества как чего-то неизменного, как и остальные существа) и все источники браминского религиозного учения – Веды с их объяснениями, всю браминскую теологию с ее запутанной софистической диалектикой, с ее многообразной обрядностью и жертвоприношениями.

Будда признавал в душе  творческую силу, так сказать смысл  существования всякого бытия – она может нисходить до степени души существа животного и даже растительного царства и уничтожиться в нирване, смотря по заслугам. В этом заключалась догматическая  часть учения Шакьямуни.

Теперь аскетика или нравственность Будды: вместо продолжительных, тяжелых покаяний и  жестоких истязаний браминов, Будда ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным образом, в соблюдении нравственной чистоты.

Будда установил правила  аскетики, которые  необходимы для  достижения возрождения:

      Охранять  жизнь всякого живого существа  и не причинять ему никакого  зла;

      Уважать чужую собственность;

      Быть целомудренным,  правдивым, воздержанным в питье  и еде (Будда запрещает пить спиртные напитки и советует принимать пищу в определенное время дня и, по возможности, раз в день);

      Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений;

       Воздерживаться от всякого рода украшений, мазей и т.п.

От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще соблюдения двух следующих:

       Спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;

       Жить в добровольной бедности.

Отсюда видно, что Будда, ясно сознавая, что не все люди способны отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался дать им  нравственные правила, стремящиеся сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и внушить людям живое и искреннее сострадание к их ближним и тем смягчить, по крайней мере, их горести и печали.

Будда учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть неизбежного  зла для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дала милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.

Добрым, совершаемым без  всякой своекорыстной цели, делам  Будда придавал  большое значение и относился с презрением к людям, поступающим хорошо только на словах.

Ради облегчения участи людей  он, кроме того, давал весьма практические и очень полезные для обыденной жизни советы, например, рассаживать по сторонам дорог целебные травы, садить деревья, разводить рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники находили плоды для утоления голода и тень для отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные дома и т.п.

Одна древняя надпись  гласит: «Воздерживайся от всякого  зла, твори добро, обуздывай свои мысли»,- в этих немногих  словах, можно сказать, заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике. В нем он проповедовал те начала человеколюбия и братства, которые существовали как бы в зародыше и в законах Ману, но были там совершенно подавлены началом каст. Провозгласив равенство людей по происхождению в  смысле общедоступности спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей для всех горькой участи бытия, Будда сильно поколебал авторитет каст.

     Будда преследовал только одну цель – цель спасения человечества путем его

нравственного улучшения.

Будда положительно отказывался  решать некоторые метафизические вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь существа, есть ли начало мира или нет и т.д.

На подобные вопросы он отвечал, что они не имеют отношения  к нравственным обязанностям человека, что драгоценным и скоротечным временем надо  дорожить и

не следует тратить  его на подобные рассуждения, а необходимо готовиться к достойной встрече смерти. «Представьте себе человека, - говорил он, - раненного в грудь стрелой. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертоносное орудие. Неужели раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В какой цвет и какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены? Неужели он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему грозит непременная смерть?»

Будда очень редко произносил длинные речи, что было результатом  его долгой

отшельнической жизни, большая  часть которой прошла в безмолвном созерцании; в

большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но сильных  афоризмах

(сутры), украшая их поэтическими  сравнениями и аллегориями. Своим афоризмам он часто придавал числительную форму, что сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего  безотносительно к

субъекту следует вывод  о не абсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему  освобождения человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне сходный) человека богу.

Социальная роль буддизма определяется основными положениями  его догматики. Какие бы формы не принимал буддизм в своем развитии, его центральным принципом является религиозная идея необходимости освобождения от пут «земного» существования. Всякая связь, в том числе, любая социальная, рассматривается буддизмом как зло. Отрешенность буддизма от всего окружающего, его индивидуалистичность, определяют его глубокую асоциальность.

С этим связано устранение последователей буддизма от борьбы за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы.

Информация о работе Смысл учения Будды