Смысл учения Будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:03, реферат

Описание работы

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения буддизма……………………………
1.1 Жизнь Будды и начало формирования учения……………………………
1.2 Понятия, принципы концепции буддизма……………………………….
Глава 2. Смысл учения Будды……………………………………………….
2.1Философский смысл этического учения Будды……………………….
2.2 Четыре благородные истины……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

         Многие легенды повествуют, что Шакьямуни долго обдумывал вопрос, должен ли он поделиться своим знанием с человечеством, скованным цепями неведения и греха. Но движимый состраданием к миру, Будда решился возвестить ему свое учение.

 

1.2 ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ  БУДДИЗМА.

        Основная  идея буддизма, заключающаяся в  утверждении, что "жизнь есть  страдание" и "существует  путь к спасению", не противопоставляет  буддизм другим религиозным системам. Общеизвестно, что человек — существо  социальное. Канонический буддизм  рассматривает человека как обособленный  мир в себе, себя порождающий  и себя же уничтожающий или  спасающий. Чтобы убедиться в этом достаточно познакомиться с сущностью буддизма, которая излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди.  
          Первая истина — "существует страдание". Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь — страдание. Рождение есть страдание, расстройство здоровья — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соприкосновение с неприятным — страдание. Разлука с приятным страдание. Необладание желанным также ведет к страданию. Основным законом мироздания является закон зависимого происхождения, по которому ни одно явление не возникает без соответствующей причины. Однако, исходя из этого закона, установить первопричину любого явления или действия невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир таким, каков он есть. И эта предопределенность социального порядка не может быть изменена усилиями людей.  
           В то же время буддизм утверждает, что основу всех вещей и явлений, как материальных, как и духовных, составляют элементы (дхармы). По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических, биологических и других качеств и находятся в постоянном движении и изменении. Успокоенная дхарма теряет свои качественные отличия и исчезает, как угасающее пламя свечи.

       Буддизм  учит, что объективная реальность  — это лишь бесконечный поток  вечно изменяющихся дхарм, а  посему мир земной представляет  собой случайную игру возбужденных  дхарм, и, следовательно, он  иллюзорен, неустойчив, изменчив. Природа  также находится в постоянном  процессе изменений, как и сам  человек. Возбужденные дхармы  образуют пять форм существования  — скандх, благодаря которым проявляется привязанность к земному: тело, чувства, восприятия и ощущения, импульсы, акты сознания. В общей сложности эти пять форм и создают то, что называется человеком.                        

          Характеристика скандх зависит от деяний человека. Хорошая либо плохая деятельность человека в прошлом определяет вид его рождения (его тело), его социальный статус, психологию и сознание. Эта деятельность образует психические и физические совокупности в его новой жизни в соответствии со всей природой. Иначе говоря, положительные или отрицательные деяния человека, его мысли в данной и предшествовавшей жизни определяют лучшее или худшее новое перерождение.

         Находясь в зависимости от  психических и физических совокупностей,  человек приобретает шесть чувств  познания (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание), благодаря которым  он вступает в контакт с  объектами чувства. Это порождает  у него новые чувства и ощущения, которые вызывают желание, а  желание приводит к привязанности.  Привязанность проходит через  весь жизненный процесс и не  прекращается со смертью существа, ожидающего нового возрождения. 

         Таким образом, человек опять  начинает новую жизнь: вновь  рождается, стареет, умирает, испытав  все виды горя, страдания, тревоги  отчаяния. Он постоянно движется  в кругу рождения и смерти, и это продолжается до тех  пор,пока человек находится в оковах невежества.  
          Все, что человек может осмыслить, понять или оценить, попадает в сферу пяти скандх, из которых складывается его индивидуальность. Винить же за свои страдания некого: виноват ты сам; поэтому смиренно сноси все мучения и старайся избежать их в будущем.

         Пять скандх, в свои; очередь, порождают пять следствии: деятельность, невежество, страсть, желания и карму, которые после гибели старого физического тела являются причиной пяти будущих следствий: нового тела, чувств, восприятии и ощущений, импульсов, сознания. Этот бесконечный процесс перевоплощении называется "колесом жизни", или сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования.

         Последний момент человеком не  осознается, находится вне пределов  его сознания, но очень важен  для понимания категории страдания.  Благодаря своим шести чувствам  познания человек вступает в  контакты с внешней средой. которая оказывает воздействие на пять его скандх, возбуждая их, и тем самым еще более привязывает человека к "колесу жизни", следовательно, увеличивает его страдания.

         Таким образом, согласно буддизму, момент страдания познается не  только на чувственном опыте,  но и заложен в самом процессе  жизни. Поэтому бытие определяется  тремя качествами: непостоянством, страданием, неотделимостью "я"  от других форм жизни.  
Вторая истина — "имеются причины страдания". Человек, пользуясь материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от других. Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, формируя непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое образует карму. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме. Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния". Так как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и поддерживают процесс перевоплощений.  
           Карма — скорее философская, чем физическая категория. Она не ограничена временем и пространством и относится только к этической сфере, являясь результатом потока сознания. Карма может быть космической, национальной, родовой, семейной, индивидуальной. Ее можно назвать законом воздаяния или законом этической причинности, согласно которому каждый пожинает то, что посеял в прошлом. По своей функции карма совпадает с законом заносимого происхождения. Образно говоря, можно сравнить жизненный процесс с рекой, русло которой определено ее кармой. 
         Третья истина — "можно прекратить страдание". Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается из процесса возрождения. Нирвана — конечная цель существования. Разные школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в зависимости от того, как они толкуют природу дхарм 
        Четвертая истина утверждает, что существует путь к прекращению страдания. Это "благородный восьмеричный путь", состоящий из правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного сосредоточения. Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации слова "праведный". Человек, следующий этим путем, становится тем самым на "путь Будды".  
Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется "срединным путем". Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведийской религии с ее культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами — отшельниками древней Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название — "срединный".  
       Человек, пожелавший следовать по этому пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него единственные убежища в этой жизни — это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.  
        Однако мудрость достигается не с помощью анализа и наблюдений, а благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию истины.         

         В дальнейшем данная идея получила  разработку и оформление в  буддийской концепции идеального  правителя — чакравартина. Во-вторых, в жестких условиях сословно-кастового изоляционизма буддизм оставлял угнетенным массам надежду возродиться в будущей жизни в более хороших условиях путем неукоснительного соблюдения социально-этических норм поведения или вступления в религиозную общину. Это способствовало росту популярности буддизма среди широких слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.СМЫСЛ УЧЕНИЯ БУДДЫ.

1.1 ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ БУДДЫ.

           В этом разделе мы вкратце  разберем некоторые наиболее  важные положения философии буддизма  о человеке и мире, лежащие  в основе буддийской этики.  Часть этих положений с достаточной  ясностью изложена самим Буддой. Мы остановимся на следующих  четырех: а) теории зависимого  происхождения, б) теории кармы,  в) теории изменяемости и г)  теории несуществования души.

а) Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей

         Существует  спонтанный и всеобщий закон  причинности, который обусловливает  все явления духовного и материального  мира. Этот закон (дхарма или  дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного р Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). «Имеется причина — возникает и следствие». Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто не происходит случайно, без причины. Эта теория носит название теории зависимого происхождения (на санскрите она называется prati-tyasamutrada, а на языке пали — paticcasamut-pada)1. Эта теория, как пояснил сам Будда, позволяет избежать крайностей двух учений: с одной стороны, этернализма, то есть учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий и, с другой стороны, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность ликвидации всего существующего.

           Таким  образом, Будда придерживается  промежуточной теории 2, согласно  которой все воспринимаемое существует  в зависимости от чего-то еще, которое, в свою очередь, не может погибнуть бесследно, безрезультатно. Будда придавал этой теории столь большое значение, что называл ее Дхаммой. «Отбросим вопросы о Начале и Конце — говорил он. Я буду учить вас Дхамме. Если есть то — возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то отсутствует—не появится и это. Если прекращается то — прекратится и это». «Кто видит причинную связь— тот видит и Дхамму, кто видит Дхамму — тот видит причинную связь». Дхамма сравнивается с лестницей, с верхушки которой можно увидеть весь мир глазами Будды3. Неумение встать на эту точку зрения, указывает Будда, — вот причина всех наших трудностей 4. В позднейшем буддизме, как замечает Рис Дэвиде, эта теория теряет то значение, какое ей придавалось самим Буддой, считавшим ее весьма глубокой 1.

       Мы уже видели  применение этой теории к вопросу  о происхождении несчастий и  их устранении.

     Ниже мы покажем, что, глубокая (дальновидная) и многосторонняя по содержанию, эта теория глубока и многогранна и в других отношениях.

б) Теория кармы

       Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы, рассматривает данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее явится следствием его нынешнего существования. Это было достаточно хорошо растолковано в связи с объяснением происхождения страданий в свете теории зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление более общего закона причинности.

в) Учение о всеобщем изменении  и непостоянстве

        Из доктрины  зависимости происхождения всего  сущего вытекает также теория  преходящей природы вещей. Все  вещи, неустанно учил Будда, подвержены  изменению и разложению. Так как  все сущее порождается определенными  условиями, оно ликвидируется  с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, имеет и конец. Будда говорит поэтому: «Знайте, что все существующее возникает из причин и условий и что оно во всех отношениях непостоянно» 2. «Что кажется вечным — исчезнет; высокое снизится; где есть встреча—будет и разлука; все, что рождено, умрет» 8. О том, что все живое и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и философы. Будда же логически обобщил эти взгляды в доктрине не постоянства. Его последователи развили ее дальше—в теорию моментальности, согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени.

        В дальнейшем  ученые подкрепляли эту теорию  моментальности всех вещей рядом  тщательно разработанных аргументов, один из которых мы вкратце  здесь приведем^26!. Критерий существования  вещи—это ее способность произвести что-либо. Несуществующая вещь, как, например, рога у зайца, не может ничего произвести. Этим критерием существования может быть доказано то, что вещь должна иметь моментальное существование. Если, например, не признается моментальный характер существования такой веши, как зерно, и она кажется такой же в течение более чем одного момента, тогда мы должны показать, что она обладает способностью производить что-либо в течение каждого момента своего существования. Далее, если она остается неизменной в течение этих моментов, то она должна иметь возможность производить один и тот же результат в каждый из этих моментов. Но мы не знаем ни одного такого случая. Зерно, лежащее в доме, не дает такого ростка, какой рождается в поле. Зерно, находящееся в доме, не может быть тождественным зерну в поле.

Информация о работе Смысл учения Будды