Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:03, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения буддизма……………………………
1.1 Жизнь Будды и начало формирования учения……………………………
1.2 Понятия, принципы концепции буддизма……………………………….
Глава 2. Смысл учения Будды……………………………………………….
2.1Философский смысл этического учения Будды……………………….
2.2 Четыре благородные истины……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Многие легенды повествуют, что Шакьямуни долго обдумывал вопрос, должен ли он поделиться своим знанием с человечеством, скованным цепями неведения и греха. Но движимый состраданием к миру, Будда решился возвестить ему свое учение.
1.2 ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ БУДДИЗМА.
Основная
идея буддизма, заключающаяся в
утверждении, что "жизнь есть
страдание" и "существует
путь к спасению", не противопоставляет
буддизм другим религиозным
Первая истина — "существует страдание".
Его непременно и обязательно испытывает
любое живое существо, поэтому всякая
жизнь — страдание. Рождение есть страдание,
расстройство здоровья — страдание, болезнь
— страдание, смерть — страдание. Соприкосновение
с неприятным — страдание. Разлука с приятным
страдание. Необладание желанным также
ведет к страданию. Основным законом мироздания
является закон зависимого происхождения,
по которому ни одно явление не возникает
без соответствующей причины. Однако,
исходя из этого закона, установить первопричину
любого явления или действия невозможно.
Поэтому буддизм рассматривает и принимает
существующий мир таким, каков он есть.
И эта предопределенность социального
порядка не может быть изменена усилиями
людей.
В то
же время буддизм утверждает, что основу
всех вещей и явлений, как материальных,
как и духовных, составляют элементы (дхармы).
По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются
определенным видом энергии, источником
которой являются осознанные волевые
действия, мысли и слова человека. Возбужденные
дхармы становятся носителями психических,
физических, химических, биологических
и других качеств и находятся в постоянном
движении и изменении. Успокоенная дхарма
теряет свои качественные отличия и исчезает,
как угасающее пламя свечи.
Буддизм
учит, что объективная реальность
— это лишь бесконечный поток
вечно изменяющихся дхарм, а
посему мир земной
Характеристика скандх зависит от деяний человека. Хорошая либо плохая деятельность человека в прошлом определяет вид его рождения (его тело), его социальный статус, психологию и сознание. Эта деятельность образует психические и физические совокупности в его новой жизни в соответствии со всей природой. Иначе говоря, положительные или отрицательные деяния человека, его мысли в данной и предшествовавшей жизни определяют лучшее или худшее новое перерождение.
Находясь в зависимости от
психических и физических
Таким образом, человек опять
начинает новую жизнь: вновь
рождается, стареет, умирает,
Все, что
человек может осмыслить, понять или оценить,
попадает в сферу пяти скандх, из которых
складывается его индивидуальность. Винить
же за свои страдания некого: виноват ты
сам; поэтому смиренно сноси все мучения
и старайся избежать их в будущем.
Пять скандх, в свои; очередь, порождают пять следствии: деятельность, невежество, страсть, желания и карму, которые после гибели старого физического тела являются причиной пяти будущих следствий: нового тела, чувств, восприятии и ощущений, импульсов, сознания. Этот бесконечный процесс перевоплощении называется "колесом жизни", или сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования.
Последний момент человеком не
осознается, находится вне пределов
его сознания, но очень важен
для понимания категории
Таким образом, согласно
Вторая истина — "имеются причины страдания".
Человек, пользуясь материальными вещами
и духовными ценностями, рассматривает
их как реальные, постоянные, поэтому он
желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь
от других. Подобные желания ведут к продолжению
жизненного процесса, формируя непрерывную
цепь борьбы за существование. Однако
эти желания, согласно буддизму, стимулированы
невежеством и приводят к волевому действию,
которое образует карму. Этот процесс
может протекать в пассивной и активной
форме. Именно карма приводит живые существа
в низкие или высокие состояния". Так
как волевые действия мотивируются желанием,
то именно желания в первую очередь определяют
качество кармы и тем самым постоянно
возобновляют и поддерживают процесс
перевоплощений.
Карма
— скорее философская, чем физическая
категория. Она не ограничена временем
и пространством и относится только к
этической сфере, являясь результатом
потока сознания. Карма может быть космической,
национальной, родовой, семейной, индивидуальной.
Ее можно назвать законом воздаяния или
законом этической причинности, согласно
которому каждый пожинает то, что посеял
в прошлом. По своей функции карма совпадает
с законом заносимого происхождения. Образно
говоря, можно сравнить жизненный процесс
с рекой, русло которой определено ее кармой.
Третья истина
— "можно прекратить страдание".
Полное искоренение и добрых, и дурных
желаний соответствует состоянию нирваны,
когда человек выключается из процесса
возрождения. Нирвана — конечная цель
существования. Разные школы и направления
буддизма по-разному понимают это состояние,
в зависимости от того, как они толкуют
природу дхарм
Четвертая истина
утверждает, что существует путь к прекращению
страдания. Это "благородный восьмеричный
путь", состоящий из правильного понимания,
правильного намерения, правильной речи,
правильного поведения, правильной жизни,
правильного усилия, правильного отношения,
правильного сосредоточения. Вполне корректным
было бы употребление в данной ситуации
слова "праведный". Человек, следующий
этим путем, становится тем самым на "путь
Будды".
Предлагаемый буддизмом путь постижения
истины называется "срединным путем".
Такое определение имеет свое объяснение:
этот путь действительно лежит посередине
между крайностями ведийской религии
с ее культами, обрядами и жертвоприношениями,
с одной стороны, и аскетами — отшельниками
древней Индии, истязавшими в поисках
истины свою плоть, с другой стороны. Будда
уже в юности понял, что такие категории,
как добро и зло, любовь и ненависть, совесть
и непорядочность, теряют свою конкретность
и становятся относительными. Путь, избранный
Буддой, пролегает между добром и злом,
отсюда его название — "срединный".
Человек, пожелавший
следовать по этому пути, должен уверовать,
осмысленно или слепо, в то, что существует
непрерывный процесс перевоплощений,
управляемый законом кармы: что для него
единственные убежища в этой жизни — это
Будда, его учение (дхарма) и буддийская
община (сангха); что неукоснительное соблюдение
всех предписанных буддизмом правил этического
поведения и созерцательных упражнений
приведет человека к освобождению от страданий.
Однако мудрость
достигается не с помощью анализа и наблюдений,
а благодаря интуиции и духовному прозрению,
внезапному осознанию истины.
В дальнейшем данная идея
ГЛАВА 2.СМЫСЛ УЧЕНИЯ БУДДЫ.
1.1 ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ БУДДЫ.
В этом разделе мы вкратце
разберем некоторые наиболее
важные положения философии
а) Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей
Существует
спонтанный и всеобщий закон
причинности, который
Таким
образом, Будда придерживается
промежуточной теории 2, согласно
которой все воспринимаемое
Мы уже видели
применение этой теории к
Ниже мы покажем, что, глубокая (дальновидная) и многосторонняя по содержанию, эта теория глубока и многогранна и в других отношениях.
б) Теория кармы
Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы, рассматривает данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее явится следствием его нынешнего существования. Это было достаточно хорошо растолковано в связи с объяснением происхождения страданий в свете теории зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление более общего закона причинности.
в) Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
Из доктрины
зависимости происхождения
В дальнейшем
ученые подкрепляли эту теорию
моментальности всех вещей