Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:28, реферат
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Введение. 2
1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 4
2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия
в религиях мира. 7
Заключение. 10
Список используемой литературы. 11
Пятый
путь в бессмертие
связан с достижением
различных состояний,
которые наука
называет "измененные
состояния сознания".
В основном они являются продуктом системы
психотренинга и медитации, принятой в
восточных религиях и цивилизациях. Тут
возможны "прорыв" в иные измерения
пространства и времени, путешествия в
прошлое и будущее, экстаз и просветление,
мистическое ощущение причастности к
Вечности.
Можно
сказать, что смысл смерти и бессмертия,
равно как и пути его достижения,
являются обратной стороной проблемы
смысла жизни. Очевидно, эти вопросы
решаются различно, в зависимости
от ведущей духовной установки той
или иной цивилизации.
2.
Отношение к смерти,
проблемы жизни,
смерти и бессмертия
в религиях мира.
Рассмотрим
данные проблемы применительно к
трем мировым религиям - христианству,
исламу и буддизму и цивилизациям,
на них основанным.
2.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти". Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.
Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.
Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бессмертия.
Образ
"горного" Иерусалима связан с
отсутствием там болезни, смерти,
голода, холода, нищеты, вражды, ненависти,
злобы и прочих зол. Там жизнь
без труда и радость без
печали, здоровье без немощи и честь
без опасности. Все в цветущей юности
и возрасте Христа утешаются блаженством,
вкушают плоды мира, любви, радости и веселья,
причем "друг друга любят как себя".
Евангелист Лука так определил суть христианского
подхода к жизни и смерти: "Бог не есть
Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все
живы". Христианство категорически
осуждает самоубийство, так как человек
не принадлежит себе, его жизнь и смерть
" в воле Божьей".
2.2. Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание
рая и ада в Коране полны
ярких подробностей, дабы праведники
могли полностью
2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.
Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.
Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что "рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни".
Для
большинства людей достичь
Спокойное
и умиротворенное отношение к
жизни, смерти и бессмертию, стремление
к просветлению и освобождению от
зла характерно и для других восточных
религий и культов. В этой связи меняется
отношение к самоубийству; оно считается
не столь греховным, сколько бессмысленным,
ибо не освобождает человека
от круга рождений и смертей, а только
приводит к рождению в более низком воплощении.
Нужно преодолеть такую привязанность
к своей личности, ибо, по словам Будды,
"природа личности есть непрерывная
смерть".
2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Для
верующего тут все ясно, а для
неверующего возникает
Первый
путь - это принять мысль, которая подтверждается
наукой и просто здравым рассудком, что
в мире невозможно полное уничтожение
даже элементарной частицы, и действуют
законы сохранения. Сохраняется вещество,
энергия и, как полагают, информация и
организация сложных систем. Следовательно,
частицы нашего "я" после смерти войдут
в вечный кругооборот бытия и в этом смысле
будут бессмертными. Правда, они не будут
обладать сознанием, душой, с которой связывается
наше "я". Более того, этот вид бессмертия
обретается человеком в течение всей жизни.
Можно сказать в форме парадокса: мы живы
только потому, что ежесекундно умираем.
Ежедневно отмирают эритроциты в крови,
клети эпителия, выпадают волосы и т.д.
Поэтому зафиксировать жизнь и смерть
как абсолютные противоположности в принципе
невозможно не в действительности ни в
мыслях. Это две стороны одной медали.
Второй
путь - обретение бессмертия в делах
человеческих, в плодах материального
и духовного производства, которые входят
в копилку человечества. Для этого, прежде
всего, нужна уверенность в том, что человечество
бессмертно и идет космическое предназначение
в духе идей К.Э.Циолковского и других
космистов. Если же для человечества реально
самоуничтожение в термоядерной экологической
катастрофе, а также вследствие каких-то
космических катаклизмов, то в этом случае
вопрос остается открытым.
Третий
путь к бессмертию, как правило, выбирают
люди, масштаб деятельности которых не
выходит за рамки их дома и ближайшего
окружения. Не ожидая вечного блаженства
или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости"
разума, соединяющего микрокосмос
(т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы
людей просто плывут в потоке жизни, ощущая
себя, его частицей. Бессмертие для них
- не в вечной памяти облагодетельствованного
человечества, а в повседневных делах
и заботах. "Веровать в бога не трудно....
Нет вы в человека уверуйте!" - Чехов
написал это, вовсе не предполагая, что
именно он, сам, станет примером такого
типа отношения к жизни и смерти.
Заключение.
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из "горячих" точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами.
Во-первых,
это ситуация глобального цивилизованного
кризиса, который в принципе может
привести к самоуничтожению
Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
Почти
полтора миллиарда жителей
Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств - это симптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX - XXI вв. В то же время на рубеже 60-х годов в странах Запада появилась биоэтика - комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти.
Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и по отношению к телесному собственному и духовному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества.
Если
у человека есть нечто вроде инстинкта
смерти (о чем писал З.Фрейд), то
каждый имеет естественное, врожденное
право не только жить, каким он родился,
но и умереть в человеческих условиях.
Одной из особенностей XX в. является то,
что гуманизм и гуманные отношения между
людьми являются основой и залогом выживания
для человечества. Если раньше любые социальные
и природные катаклизмы оставляли надежду
на то, что большинство людей выживет и
восстановит разрушенное, то сейчас витальность
можно считать понятием, производным от
гуманизма.
Используемая
литература.
1. Настольная книга атеиста. Издательство политической литературы.