Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:28, реферат
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Введение. 2
1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 4
2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия
в религиях мира. 7
Заключение. 10
Список используемой литературы. 11
Оглавление.
Введение.
2
1. Измерения
проблемы жизни, смерти и
2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия
в религиях мира. 7
Заключение.
10
Список
используемой литературы. 11
Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти
в
различные исторические
эпохи и в различных
религиях.
Введение.
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.
За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п.
Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь - копейка". Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".
Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.
Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.
Столетиями
лучшие умы человечества пытаются хотя
бы теоретически опровергнуть этот тезис,
доказать, а затем и воплотить
в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом
такого бессмертия является не существование
амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире.
С этой точки зрения человек должен жить
вечно, находясь в постоянном расцвете
сил. Человек не может смириться с тем,
что именно ему придется уйти из этого
великолепного мира, где кипит жизнь. Быть
вечным зрителем этой грандиозной
картины Вселенной, не испытывать "насыщения
днями" как библейские пророки - может
ли быть что-то более заманчивым?
Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".
Вместе
с тем, немало великих людей осознавали
эту проблему в трагических тонах.
Выдающийся отечественный биолог И.И.
Мечников, размышлявший о возможности
"воспитания инстинкта естественной
смерти", писал о Л.Н.Толстом: "Когда
Толстой, терзаемый невозможностью решить
эту задачу и преследуемый страхом смерти,
спросил себя, не может ли семейная любовь
успокоить его душу, он тотчас увидел,
что это - напрасная надежда. К чему, спрашивал
он себя, воспитывать детей, которые вскоре
очутятся в таком же критическом состоянии,
как и их отец? Зачем мне любить их, растить
и блюсти их? Для того же отчаяния, которое
во мне, или для тупоумия? Любя их, я не
могу скрывать от них истины, - всякий шаг
ведет их к познанию этой истины. А истина
- смерть".
1.
Измерения проблемы
жизни, смерти
и бессмертия.
1. 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", акцентирует космический аспект жизни.
Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенского кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф. Энгельса, " с железной необходимостью" порождается жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.
Это
идея святости жизни, права на жизнь
для любого живого существа уже в силу
самого факта рождения принадлежит к числу
вечных идеалов человечества. В пределе,
вся Вселенная и Земля рассматриваются
как живые существа, а вмешательство в
еще плохо познанные законы их жизни черевато
экологическим кризисом. Человек предстает
как малая частица этой живой Вселенной,
микрокосмос, вобравший в себя все богатство
макрокосмоса. Чувство " благоговения
перед жизнью", ощущение своей причастности
к удивительному миру живого в той или
иной степени присуще любой мировоззренческой
системе. Даже, если биологическая,
телесная жизнь считается неподлинной,
транзитной формой человеческого существования,
то и в этих случаях (например, в христианстве)
человеческая плоть может и должна обрести
иное, цветущее состояние.
1.2.
Второе измерение проблемы
жизни, смерти и бессмертия
связано с уяснением
специфики человеческой
жизни и ее отличия от жизни всего живого.
Уж более тридцати веков мудрецы, пророки
и философы разных стран и народов пытаются
найти этот водораздел. Чаще всего полагают,
что все дело в осознании факта предстоящей
смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно
ищем путь к бессмертию. Все остальное
живое тихо и мирно завершает свой путь,
успев воспроизвести новую жизнь или послужить
удобрением почвы для другой жизни. Человек
же обречен на мучительные пожизненные
раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности,
изводит этим себя, а часто и других, и
вынужден топить эти проклятые вопросы
в вине или наркотиках. Отчасти это
верно, но возникает вопрос: как быть с
фактом смерти новорожденного ребенка,
который не успел еще ничего понять, или
умственно отсталого человека, который
не в состоянии ничего понимать? Считать
ли началом жизни человека момент зачатия
(который невозможно точно определить
в большинстве случаев) или момент рождения.
Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим, сказал,
чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного
льва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смерть маленького существа от голода где-нибудь в Африке и пышные похороны всемирно известных лидеров перед лицом вечности не имеют различий. В этом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждого человека умаляет все человечество и поэтому "никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе".
Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Бог прибирает в первую очередь лучших".
В
этом смысле жизнь и смерть не охватывается
категориями рационального
1.3. Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста.
Выделяют
несколько видов бессмертия, связанных
с тем, что после человека остается
его дело, дети, внуки и т.д., продукты его
деятельности и личные вещи, а также плоды
духовного производства (идеи, образы
и т.д.).
Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. В королевских династиях Европы прослежена передача определенных признаков (например, носа у Габсбургов) на протяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла и т.д. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры 19 века находились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век включает в себя четыре поколения.
Таким
образом, за две тысячи лет сменилось
80 поколений, и 80-й предок каждого
из нас был современником Древнего
Рима, а 130-й - современником египетского
фараона Рамзеса II.
Второй
вид бессмертия -
мумификация тела с расчетом на вечное
его сохранение. Опыт еще египетских фараонов,
практика современного бальзамирования
(В.И. Ленин, Мао-Дзэдун др.) говорят о том,
что в ряде цивилизаций это считается
принятым. Достижения техники конца XX
века сделали возможным криогенезацию
(глубокое замораживание) тел умерших
с расчетом на то, что медики будущего
оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Такая фетишизация человеческой телесности
характерна в основном для тоталитарных
обществ, где геронтократия (власть стариков)
становится основой стабильности государства.
Третий
вид бессмертия -
упование на "растворение"
тела и духа умершего
во Вселенной, вхождение
их в космическое "тело", в вечный
кругооборот материи. Это характерно для
ряда восточных цивилизаций, особенно
японской. К такому решению близка исламская
модель отношения к жизни и смерти и разнообразные
материалистические или точнее натуралистические
концепции. Здесь речь идет об утрате личностных
качеств и сохранению частиц бывшего тела,
могущих войти в состав других организмов.
Такой крайне абстрактный вид бессмертия
неприемлем для большинства людей и эмоционально
отвергается.
Четвертый
путь в бессмертие
связан с результатами
жизненного творчества
человека. Недаром членов различных
академий награждают титулом "бессмертные".
Научное открытие, создание гениального
произведения литературы и искусства,
указание пути человечеству в новой вере,
творение философского текста, выдающаяся
военная победа и демонстрация государственной
мудрости - все это оставляет имя человека
в памяти благородных потомков. Увековечиваются
герои и пророки, страстотерпцы и святые,
зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются
в памяти человечества и имена жесточайших
тиранов и величайших преступников. Это
ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека. Создается
впечатление, что чем большее количество
человеческих жизней и сломанных человеческих
судеб лежит на совести того или иного
исторического персонажа, тем больше
у него шансов попасть в историю и обрести
там бессмертие. Способность влиять на
жизнь сотен миллионов людей, "харизма"
власти вызывает у многих состояние мистического
ужаса, смешанного с почтением. О таких
людях слагают легенды и предания, которые
передаются от поколения к поколению.