Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 11:57, реферат
«Симулякры и симуляция» — сочинение Бодрийяра ("Simulacres et simulation". Paris, 1981), представляющее собой, с одной стороны, попытку обобщения его предыдущих теоретических разработок, а с другой — размышления автора по поводу современных культурных и экономических феноменов. Книга состоит из восемнадцати глав, каждая из которых вполне могла бы считаться отдельной работой. Это ставит читателя, стремящегося найти в "Симулякрах и симуляции" единую логику и изложение стройной теории симулякров, в несколько затруднительное положение.
Введение 2
1. Потребительское общество и символический обмен. 4
2. Феномен гиперреальности. Философский аспект. 9
3. Симулякры и симуляции современного общества 18
Заключение 22
Список литературы. 23
По Бодрийяру, общественное мнение отражает не реальность, а гиперреальность.
Респонденты не выражают собственное мнение. Они воспроизводят то, что ранее уже было создано в виде системы символов средствами массовой информации.
Политика, как считает Бодрийяр, также обретает форму гиперреальности. Партии не отстаивают и не борются за что-либо реальное. Тем не менее, они противостоят друг другу, «симулируя оппозицию».
Бюрократическая
система контроля, адекватная экономическому
обмену, уступает место «мягкому контролю,
осуществляемому с помощью
«Революция нашего времени есть революция неопределенности», – заключает Бодрийяр. Её результатом является то, что индивиды становятся индифферентными относительно времени и пространства, политики и труда, культуры и секса (все больше людей склонны к тому, чтобы хирургически или семиотически изменить пол) и т. д.
Из
того же разряда и разрушение реальности
в гиперреализме, в тщательной редупликации
реальности, особенно опосредованной
другим репродуктивным материалом (рекламным
плакатом, фотографией и т.д.): при
переводе из одного материала в другой
реальность улетучивается, становится
аллегорией смерти, но самим этим разрушением
она и укрепляется, превращается в реальность
для реальности, в фетишизм утраченного
объекта; вместо объекта репрезентации
— экстаз его отрицания и ритуального
уничтожения: гиперреальность.
Подобная
тенденция началась уже в реализме.
Риторика реальности сама по себе уже
свидетельствует о том, что статус
этой реальности серьезно подорван (золотым
веком был век языковой невинности,
когда языку не приходилось дублировать
сказанное еще и эффектом реальности).
Сюрреализм был все еще солидарен с реализмом,
критикуя его и порывая с ним, но и дублируя
его в сфере воображаемого. Гиперреальность
представляет собой гораздо более высокую
стадию, поскольку в ней стирается уже
и само противоречие реального и воображаемого.
Нереальность здесь — уже не нереальность
сновидения или фантазма, чего-то до- или
сверхреального; это нереальность галлюцинаторного
самоподобия реальности. Чтобы выйти из
кризиса репрезентации, нужно замкнуть
реальность в чистом самоповторении. Прежде
чем появиться в поп-арте и живописном
неореализме, эта тенденция была уже заметна
в «новом романе». Его замысел уже состоял
в том, чтобы создать вокруг реальности
вакуум, удалить всякую психологию, всякую
субъективность и свести реальность к
чистой объективности. Фактически эта
объективность оказывается объективностью
чистого взгляда — объективностью, которая
наконец освободилась от объекта, сделала
его лишь слепым ретранслятором осматривающего
его взгляда. Соблазн замкнутого круга,
в котором нетрудно распознать бессознательную
попытку стать невидимкой.
Именно
такое впечатление производит неороман
— яростное стремление избавиться
от смысла в тщательно воссозданной
и слепой реальности. Исчезают синтаксис
и семантика — вместо явления объекта
его принуждают к явке с повинной и допытываются
с пристрастием подробностей о его разрозненных
фрагментах; никакой метафоры и метонимии,
одна имманентная череда фрагментов под
полицейской властью взгляда. Такой «объективный»
микроскопизм, доходя до пределов репрезентации
ради репрезентации, вызывает головокружение
от реальности и смерти. Долой старые иллюзии
рельефа, перспективы и глубины (пространственной
и психологической), связанные с восприятием
объекта: вся оптика, вся скопика в целом
становится операциональной, располагаясь
на поверхности вещей, взгляд становится
молекулярным кодом объекта.
Есть
несколько видов такого головокружения
реалистической симуляции:
Само
определение реальности гласит: это
то, что можно эквивалентно воспроизвести.
Такое определение возникло одновременно
с наукой, постулирующей, что любой процесс
можно точно воспроизвести в заданных
условиях, и с промышленной рациональностью,
постулирующей универсальную систему
эквивалентностей (классическая репрезентация
— это не эквивалентность, а транскрипция,
интерпретация, комментарий). В итоге этого
воспроизводительного процесса оказывается,
что реальность — не просто то, что можно
воспроизвести, а то, что всегда уже воспроизведено.
гиперреальность.
Итак,
значит, конец реальности и конец
искусства в силу их полного взаимопоглощения?
Нет: гиперреализм есть высшая форма
искусства и реальности в силу
обмена, происходящего между ними
на уровне симулякра, — обмена привилегиями
и предрассудками, на которых зиждется
каждое из них. Гиперреальность лишь постольку
оставляет позади репрезентацию (см. статью
Ж.-Ф.Лиотара в посвященном гиперреализму
номере «Ар виван»), поскольку она всецело
заключается в симуляции. Коловращение
репрезентации приобретает в ней безумную
скорость, но это имплозивное безумие,
которое вовсе не эксцентрично, а склоняется
к центру, к самоповторению и самоотражению.
Это аналогично эффекту дистанцирования
от собственного сновидения, когда мы
говорим себе, что видим сон, но это всего
лишь игра цензурирования и продления
сна; так и гиперреализм является составной
частью кодированной реальности, которую
он продлевает и в которой ничего не меняет.
На самом деле гиперреализм следует толковать
в противоположном смысле: сегодня сама
реальность гиперреалистична. Уже и
секрет сюрреализма состоял в том, что
наибанальнейшая реальность может стать
сверхреальной, но только в особые, привилегированные
моменты, еще связанные с художеством
и с воображаемым. Сегодня же вся бытовая,
политическая, социальная, историческая,
экономическая и т.п. реальность изначально
включает в себя симулятивный аспект гиперреализма:
мы повсюду уже живем в «эстетической»
галлюцинации реальности. Старый лозунг
«Реальность превосходит вымысел», соответствовавший
еще сюрреалистической стадии эстетизации
жизни, ныне сам превзойден: нет больше
вымысла, с которым могла бы сравняться
жизнь, хотя бы даже побеждая его, — вся
реальность сделалась игрой в реальность:
радикальное разочарование, кибернетическая
стадия cool сменяет фантазматическую стадию
hot.
Так,
чувство виновности, страх и смерть
могут подменяться наслаждением
чистыми знаками виновности, отчаяния,
насилия и смерти. Это и есть
эйфория симуляции, стремящейся
к отмене причины и следствия,
начала и конца, к замене их дублированием.
Подобным способом любая замкнутая система
предохраняет себя одновременно и от референциальности
и от страха референциальности — и от
всякого метаязыка, упреждая его игрой
своего собственного метаязыка, то есть
дублируя себя собственной критикой. При
симуляции металингвистическая иллюзия
дублирует и дополняет собой иллюзию референциальную
(патетическая галлюцинация знака — и
патетическая галлюцинация реальности).
«Какой-то
цирк», «настоящий театр», «как в кино»
— таковы старые выражения, которыми
разоблачали иллюзию во имя натурализма.
Теперь на повестке дня уже не это, а сателлизация
реальности: на орбиту выходит некая неразрешимая
реальность, несоразмерная с иллюстрировавшими
ее прежде фантазмами. А недавно такая
сателлизация словно материализовалась,
когда на орбиту реально вывели (как бы
возвели в космическую степень) двухкомнатную
квартирку с кухней и душем — под названием
лунного модуля. Сама обыденность этого
земного жилища, вознесенного в ранг космической
ценности, абсолютной декорации, гипостазированной
в космическом пространстве, — есть конец
метафизики и наступление эры симуляции.
И такая космическая трансценденция банальной
двухкомнатной квартиры, и ее машинное
cool-изображение в гиперреализме имеют
одинаковый смысл: лунный модуль, такой
как он есть, уже принадлежит к гиперпространству
репрезентации, где каждый обладает технической
возможностью моментального воссоздания
своей жизни, где пилоты разбившегося
в Ле-Бурже «Туполева» могли на своих мониторах
наблюдать собственную гибель в прямом
показе. Это явление того же разряда, что
и короткое замыкание ответа на вопрос
при тестировании — процесс моментального
продления, в ходе которого реальность
сразу же оказывается заражена собственным
симулякром.
Раньше
существовал особый класс аллегорических,
в чем-то дьявольских объектов: зеркала,
отражения, произведения искусства (концепты?)
— хоть и симулякры, но прозрачные, явные
(изделие не путали с подделкой), в которых
был свой характерный стиль и мастерство.
И в ту пору удовольствие состояло скорее
в том, чтобы в искусственном и поддельном
обнаружить нечто «естественное». Сегодня
же, когда реальное и воображаемое слились
в одно операциональное целое, во всем
присутствуют эстетические чары: мы подсознательно,
каким-то шестым чувством, воспринимаем
съемочные трюки, монтаж, сценарий, передержку
реальности в ярком свете моделей — уже
не пространство производства, а намагниченную
знаками ленту для кодирования и декодирования
информации; реальность эстетична уже
не в силу обдуманного замысла и художественной
дистанции, а в силу ее возведения на вторую
ступень, во вторую степень, благодаря
опережающей имманентности кода. Над всем
витает тень какой-то непреднамеренной
пародии, тактической симуляции, неразрешимой
игры, с которой и связано эстетическое
наслаждение — наслаждение самим чтением
и правилами игры. Тревелинг знаков, масс-медиа,
моды и моделей, беспроглядно-блестящей
атмосферы симулякров.
Искусство
давно уже предвидело этот нынешний
разворот повседневного быта. Художественное
произведение очень рано начинает дублировать
само себя, манипулируя знаками художественности:
это сверхзначение искусства, «академизм
означающего» (как выразился бы Леви-Стросе),
фактически подводящий к состоянию формы-знака.
Тогда-то искусство и вступает в процесс
бесконечного воспроизводства: все, что
дублирует само себя, даже если это банальная
реальность быта, тем самым оказывается
под знаком искусства, становится эстетичным.
Так же и с производством, которое сегодня,
можно сказать, вступает в фазу эстетического
самодублирования: отбросив всякое содержание
и целесообразность, оно само становится
абстрактно-нефигуративным. Тем самым
оно выражает чистую форму производства
и само, подобно искусству, приобретает
смысл целесообразности без цели. Теперь
искусство и промышленность могут меняться
знаками: искусство становится репродуктивной
машиной (Энди Уорхол), не переставая быть
искусством, ведь машина теперь — всего
лишь знак; а производство, утратив всякую
общественную целесообразность, знай
испытывает и превозносит само себя в
гиперболических, эстетических знаках
престижа вроде огромных промышленных
комбинатов, 400-метровых небоскребов или
таинственной цифири валового национального
продукта.
Итак, искусство теперь повсюду, поскольку в самом сердце реальности теперь — искусственность. Следовательно, искусство мертво, потому что не только умерла его критическая трансцендентность, по и сама реальность, всецело пропитавшись эстетикой своей собственной структурности, слилась со своим образом. Ей уже некогда даже создавать эффекты реальности. Она уже и не превосходит вымысел, а перехватывает каждую мечту, еще прежде чем та образует эффект мечты. Какое-то шизофреническое головокружение исходит от этих серийных знаков, недоступных ни для подделки, ни для сублимации, имманентных в своей повторяемости, — кто знает, в чем реальность того, что они симулируют? В них даже нет больше и вытеснения (тем самым симуляция, можно сказать, ведет к психозу), в них вообще отменяются первичные процессы. Бинарный cool-мир поглощает мир метафор и метонимий. Принцип симуляции возобладал и над принципом реальности, и над принципом удовольствия.3
«Симулякры и симуляции» – так называется работа Бодрийяра, в которой раскрываются механизмы формирования гиперреальности.
Под симулякрами Бодрийяр понимает знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как подделки, уродливые мутанты, фальсифицированные копии, не соответствующие оригиналу.
Своими корнями данный термин уходит в понятие, введенное ещё Платоном, – «копия копии», обозначающее, что многократное копирование образца в итоге приводит к утрате идентичности образа. В этой связи симулякры выступают как знаки, приобретающие автономный смысл и вообще не соотнесенные с реальностью. Тем не менее симулякры могут и широко используются в коммуникативных процессах современного общества. Они воспринимаются людьми благодаря ассоциации с конкретными объектами, явлениями, событиями. Иными словами, благодаря замене реального знаками реального происходит утверждение иллюзии реальности, творчества, прекрасного, доброты и т. д.
Как считает Бодрийяр, современное общество основано на симулякрах: Диснейленд – более привлекателен, чем естественная природа; модная вещь – лучше той, которая прекрасно функционирует; порнофильмы сменяют сексуальность, мыльные оперы – любовь и т. д.
Симуляция в интерпретации Бодрийяра означает обретение знаками, образами, символами самодостаточной реальности. Социолог полагает, что сегодня развитие человеческой цивилизации идет в направлении утверждения мира симулиций, которые буквально распространились на все сферы общественной жизни.
Информация о работе Симулякры и симуляции современного общества