Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, шпаргалка
Экзаменационные вопросы и ответы по философии
для студентов заочной формы обучения
Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.
Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), В. Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период разнузданного распространения заразы марксизма в России строго придерживались религиозно-философского направления.
Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыслитель.
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.
Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло.
В этом - противоречие принципов и выводов. Философия Л. Толстого утопична.
Сущность познания состоит в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.
Ф. Достоевский (1821-1881) - писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов.
1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев);
2) перелом,
связанный с усвоением
Начиная
с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество:
религиозно-философское
Ф. Достоевский - выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он - искатель искры Божьей во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - идеал великого мыслителя.
«Русское
решение» социальных проблем - отрицание
революционных методов борьбы, разработка
темы особого исторического
Ф. Достоевский - скорее великий прозорливец, чем последовательный мыслитель. Повлиял на религиозно-экзистенциальное и персоналистское течения в русской и западной философии.
Психоанализ
(от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть
психотерапии, врачебный
метод исследования,
развитый З. Фрейдом
для диагностики и излечения
истерии. Затем он был
переработан Фрейдом
в психологическую доктрину,
направленную на изучение
скрытых связей и основ
человеческой душевной
жизни. Эта доктрина строится на предположении,
что известный комплекс патологических
представлений, в особенности сексуальных,
"вытесняется" из сферы сознания
и действует уже из сферы бессознательного
(которое мыслится как область господства
сексуальных стремлений) и под всякими
масками и облачениями проникает в сознание
и угрожает духовному единству Я, включенного
в окружающий его мир. В действии таких
вытесненных "комплексов" видели
причину забывания, оговорок, грез, ложных
поступков, неврозов (истерий), и лечение
их пытались проводить таким образом,
чтобы при беседе ("анализе") можно
было свободно вызывать эти комплексы
из глубины бессознательного и устранять
их (путем беседы или соответствующих
действий), а именно предоставить им возможность
отреагировать. Сторонники психоанализа
приписывают сексуальному ("либидо")
центральную роль, рассматривая человеческую
душевную жизнь в целом как сферу господства
бессознательных сексуальных стремлений
к удовольствию или к неудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа
мы можем рассматривать на трех уровнях:
1. психоанализ - как метод психотерапии;
2. психоанализ - как метод изучения психологии
личности;
3. психоанализ - как система научных знаний
о мировоззрении, психологии, философии.
В результате творческой эволюции З. Фрейд
рассматривает организацию психической
жизни в виде модели, имеющей своими компонентами
различные психические инстанции, обозначенные
терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная
инстанция, которая охватывает все прирожденное,
генетически первичное, подчиненное принципу
удовольствия и ничего не знающее ни о
реальности, ни об обществе. Она изначально
иррациональна и аморальна. Ее требованиям
должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая
ряд механизмов, позволяющих адаптироваться
к среде, справляться с ее требованиями.
Эго посредник между стимулами, идущими
как из этой Среды, так и из глубин организма,
с одной стороны, и ответными двигательными
реакциями с другой. К функциям эго относится
самосохранение организма, запечатление
опыта внешних воздействий в памяти, избегание
угрожающих влияний, контроль над требованиями
инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго),
которое служит источником моральных
и религиозных чувств, контролирующим
и наказующим агентом. Если ид предопределен
генетически, а Я - продукт индивидуального
опыта, то супер-эго - продукт влияний,
исходящих от других людей. Оно возникает
в раннем детстве (связано, согласно Фрейму,
с комплексом Эдипа) и остается практически
неизменным в последующие годы. Сверх-Я
образуется благодаря механизму идентификации
ребенка с отцом, который служит для него
моделью. Если Я (эго) примет решение или
совершит действие в угоду Оно (ид), но
в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно
испытывает наказание в виде эфоров совести,
чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает
энергию от ид, постольку сверх-Я часто
действует жестоко, даже садистски. От
напряжений, испытываемых под давлением
различных сил, Я (эго) спасается с помощью
специальных "защитных
механизмов'' - вытеснения, рационализации,
регрессии, сублимации и др. Вытеснение
означает непроизвольное устранение из
сознания чувств, мыслей и стремлений
к действию. Перемещаясь в область бессознательного,
они продолжают мотивировать поведение,
оказывают на него давление, переживаются
в виде чувства тревожности. Регрессия
- соскальзывание не более примитивный
уровень поведения или мышления. Сублимация
- один из механизмов, посредством которого
запретная сексуальная энергия, перемещаясь
на несексуальные объекты, разряжается
в виде деятельности, приемлемой для индивида
и общества. Разновидностью сублимации
является творчество.
неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
Если не пытаться догматически ограничить герменевтику, то и она состоит в том, что в ней мысль тоже никогда не бывает окончательной, ибо все новые исторические обстоятельства постоянно побуждают к дальнейшим размышлениям. Вопрос, как исполнить это требование, является основным в произведении Ханса-Георга Гадамера ≪Истина и метод≫. Его главная заслуга состоит в настолько же основательном, насколько и глубоком развитии этого требования, так что из ≪метода≫ герменевтики возникла ≪философия≫ герменевтики, ставящая под вопрос понимание ее как метода и схватывающая ее как науку об истине вообще. Но все-таки Гадамер настаивает на том, что цель мышления состоит в достижении
окончательной мысли о том, что мышление должно иметь начало и конец— дажеесли это требование никем и никогда не может быть реально выполнено.Философская герменевтика Гадамера исходит из критики наличного, понимаемого как нечто установленное в себе и для себя и отсюда не только несомненно
очевидного, но и несомненно рационального, т.е. окончательно достоверного и
серьезно изложенного. Греческое слово hermeneuein означает нечто, что само по
себе ясно, для каждого (в том числе и для самого себя) понятно, а также изложено в
тексте, выражено в мысли, истолковано на любом языке. При этом изложение,
выражение и истолкование опираются на то, что излагается, выражается,
истолковывается, на нечто такое, что не проходит, не меняется и не конструируется,
а остается тем, что есть, и в том, что оно есть, остается исключительно ясным и
понятным. Если предположить, что ближнее можно различать гораздо лучше, чем дальнее,
то можно утверждать, что, работая на дистанции, мы шаг за шагом приближаемся в
изложении излагаемого к самому предмету. При этом дистанция понимания
преодолевается,
и предмет предстает как
действительно, трудно помыслить иначе, как нечто может стать ≪понятным≫. Всякий,
кто хочет подобным способом проделать работу приближения, независимо от того
места, где он находится, должен исходить из одного предмета и из одного
понимания этого предмета. В конце концов, все должны быть едины в том, что он
есть. Необходимо прийти, хотя бы в принципе, к консенсусу относительно ≪самих
вещей≫ и их понимания. Именно на выполнение этого условия— на достижение
принципиального консенсуса в понимании— и направлена герменевтика Гадамера.
Если вспомнить смысл первоначальной ≪методической≫ герменевтики, то цель ее
состоит в том, чтобы прояснить значение религиозных, юридических и литературных
текстов, которые часто уже непонятны и над истолкованием которых нужно
работать. Тексты имеют ту особенность, что и при истолковании остаются буквами.
Поэтому возникает впечатление, что неизменным остается и смысл, даже если он
переистолковывается. Смысл остается, как он есть, даже если текст никто не
истолковывает.
Вселенная в философском смысле - все существующее в системном многообразии.
Человек - ее неразрывный элемент – реализует собой все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.
У человека сложная история эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.
По В. И. Вернадскому, Ноосфера («разумная оболочка планеты») - последнее состояние Земли, достигнутое ею вследствие активности человека. Диапазон условий физической среды, биосферы и социосферы, в которых может существовать человек, очень узок. В условиях ноосферы человечество приобрело планетарный статус.
Творя историю,
человек создает себе Новые проблемы,
часть которых приобретает
1) катастрофическое загрязнение окружающей среды;
2) сокращение
энергетических и
3) рост населения в ареалах нищеты и голода;
4) угроза войны
с использованием оружия
5) забвение достижений культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;
6) глобальные
проблемы в экономической,
В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует Технико-экономическая составляющая, подавляя культурно-этический компонент.
Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних из названных проблем неминуемо приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.
Стратегия человечества - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) человека и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.