Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы и ответы по философии
для студентов заочной формы обучения

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Экзаменационные вопросы по философии

для студентов заочной  формы обучения

(проф. Палий И.Г.)

  1. Предмет философии. Специфика философского знания.

Философия - это  форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и  познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Взаимосвязь с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук,

Объект-  вся  объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предметом -  наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования (а  так же - определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху)

Базовые понятия  или категории:

 Поскольку  мир человека состоит из таких  вещей, свойств, отношений, которые  во многом равны, тождественны друг другу, постольку категории философии выражают эту общность отдельных составляющих мира человека, создают предпосылки для диалога людей.  
Философские категории постоянно развиваются, уточняются, подвергаются критике, отвергаются, наполняются новым содержанием.

Ведущими категориями  философии являются: "бытие", "материя", "природа", "общество", "человек",  "сущность", "следствие" и  другие.

Основная  специфика философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:

• имеет  очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в  чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия  является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия  обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над  ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет  сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит  предельно общий, теоретический  характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов  своего времени, испытывает на себе влияние  эпохи;

• изучает  не только предмет познания, но и  механизм самого познания;

• имеет  качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и  само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в  то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается  на категории — предельно общие  понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями  человека (познающего субъекта), имеет  неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

  1. Натурфилософия в Древней Греции. Милетская школа.

1 период Античной  философии – натурфилософия.

Тема – первоначала  мироздания, его происхождение и  устройство. Философы –исследователи природы, астрономы, математики. Главный  вопрос – поиск первоначала.

Милетская школа

Фалес – вода. 3 состояния. Формы – ощущать, слышать, обонять, температуры – противоположности. Водород в воде – вещество вселенной.бог есть разум мира.

Анаксимандр - идеи бесконечности миров.первооснову  сущего - айперон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разуму. Это вечно живой источник новообразований. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли – ее конкретные массивы.

Анаксимен –  воздух. Не присуще воде. Кислород –  дыхание и жизнь. Сгущается и  разряжается – порождает остальное.

Элейская  школа

Качественная  концепция бытия.

Ксенофан–высмеивание  богов. Земля появилась из моря –  ракушки, отпечатки рыб.Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие. Бытие во многих видах и это одно – Бог. Бог не отделим от мира.

Парменид - соотношения  мышления и бытия. Бытие не возникло: оно непреходяще. Бытие есть, небытия  нет. Нет движения.

Зенон – опровержение существования многого. Отрицал движение.

Пифагорейцы

Колличественная концепция. “Все есть число”

Пифагор – в  числе – законы природы. Эксперименты со струнами. Всё повторяется через  периоды.

Душа бессмертна. Реинкарнация.

Эмпедокл – 4 стихии,2 силы которые соединяют и разделяют – дружба и вражда.

Демокрит –  атомизм. Мысль не существует без  носителя.

Софисты

Было аристократия и тирания – стало рабовладельческая  демократия

Софисты – странствующие  платные учителя добродетели, в  центре их внимания – жизнь человека и общества. знание - средство для достижения жизненного успеха, ценное-  риторика – владение словом, искусство убеждать.

Протагор - “Человек есть мера всех вещей: существующих, что  они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Относительность  знания - каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение.

Горгий  - доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо.Ни о чем нельзя сказать достоверно.

Сократ –  от размышления о мире и космосе и природе – к человеку и обществу, в котором он живет. От материализма к идеализму. Главное-знание добра, т.к. зло- от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к  знанию - самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей. Познай самого себя. Человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. «я знаю то что ничего не знаю» - принцип плзнавательной скромности.

Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке.

Вывод: натурфилософия - философия природы.явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием.

  1. Философская система Платона.

Наиболее  выдающимися философами Древней  Греции были Платон и Аристотель.

Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли  в современную философию:

Онтология – философское учение о Бытии;

Космология  – философское учение об Окружающем мире;

Гносеология – философское учение о Методах  познания мира;

Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.

Платон  разделил весь окружающий мир на две  основные части:

Мир идей или Общих понятий;

Материальный  мир или Мир вещей.

По его  мнению, первичным (главным) является Мир  Идей  или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.

Доказательство  Платона:

Материальные  предметы не вечны, и существуют только определённое время. А общие понятия  или идеи – вечны. «Конкретные  предметы существуют  потому, что  они выражают какие-либо идеи». Например, предметы искусства, существуют потому, что есть идея прекрасного, которую они воплощают. Платон явился основателем объективного идеализма. (Софисты были основателями философии субъективного идеализма).

Платон  впервые определил общее понятие  всех предметов материального мира, которое он назвал Материя. Это понятие вошло в современную философию.

Большое внимание Платон уделял четвёртой части  своей системы – Этике. Он решил  создать систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему  нравственного воспитания личности.

Платон  разделил всё общество на три основных сословия:

*Сословия  – это группы людей, имеющие  определённые права и обязанности,  установленные государством.

Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;

Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;

Крестьяне и ремесленники – должны содержать  государство, и быть благоразумными и добросовестными.

Каждое  сословие должно было заниматься только своим делом, и не вмешиваться  в дела других сословий. Укреплению Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей.

  1. Аристотель как создатель первой системы философских категорий.

Категории – это фундаментальные понятия  философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: “то, ради чего”1.

Здесь мы имеем дело с таким исключительно  важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней  – от материи как возможности  к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как субстанции, а как “ место ” и число движения , т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний. Такой подход ближе к современному пониманию этих категорий, чем, скажем, ньютоновский.

Аристотель  разработал иерархическую систему  категорий, в которой основной была “сущность” и “субстанция”, а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Своим анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития. Это было ответом на апорию элейцев, согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором – нечто не может возникнуть из ничего, следовательно, возникновение или становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству “небытия”. Тем самым Аристотель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт2.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"