Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:59, шпаргалка
1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе.
3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
Актуализируется идея открытой научности, где рациональность рассматривается в других областях.
В развитии человечества, после преодоления
стадии варварства и дикости, существовало
множество цивилизаций —
Различия традиционной и техногенной цивилизаций носят радикальный характер:
1. Традиционные общества хар-ся замедленными темпами социальных изменений. Особенно заметно это по сравнению с жизнью людей и жизнью целых поколений. В культуре этих обществ первостепенное значение имеют традиции, опыт предков, образцы и нормы. Инновации не воспринимаются как высшая ценность, а наоборот ограничивает существование традицией. Некоторые черты этих обществ сохранились до наших дней в основном в так называемых государствах 3-го мира, но рано или поздно столкновение с техногенной цивилизации приводит к коренным изменениям культуры, образа жизни и т.д.
2. Техногенная цивилизация («западная») имеет совершенно противоположные черты и основана на иных нормах и ценностях. Основной критерий при анализе этого типа цивилизации - скорость разнообразных изменений. Главная ценность - инновация, все новое, не похожее на прежнее. В техногенной цивилизации существует понятие автономной человеческой личности. Если в предыдущем типе человек воспринимался как часть целого, единого, группы, то в настоящее время человек тесно не привязан ни к какой группе людей.
Техногенная цивилизация возникла задолго до паровых машин и компьютеров. Но это довольно поздний этап человеческой истории. Лишь в 15-17 столетиях н.э. в Европейском регионе сформировался тот тип развития, который можно связать с техногенным. В дальнейшем этот тип осуществил определенную экспансию на весь окружающий мир. Существовавшие ранее традиционные цивилизации либо были поглощены техногенной, либо сохранив в себе некоторые традиционные черты, превратились в своеобразные гибриды техногенной и традиционной.
Предпосылки техногенной цивилизации 1. античная культура, которая подарила 2 великих открытия:
а) способ регуляции социальных связей (античная демократия)
б) начало теоретической науки, первым образцом которой считается «Евклидова геометрия» (Степин)
2. Европейское средневековье - особое понимание человека и его роли в мире: «Человек – это образ и подобие Божье. Единственное существо обладающее разумом, способное проникнуть в тайны бытия».
3.В эпоху Ренессанса
Собственно развитие техногенной цивилизации начинается в 17 веке и проходит 3 стадии.
1. Предындустриальная (17-18)
2. Индустриальная (19-20)
3. Постиндустриальную (конец 20-21 век)
Важнейшей основой постиндустриальной жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.
Техногенная цивилизация т.о. существовала чуть более 300 лет. Но она оказалась динамичной, подвижной, агрессивной, т.к. она поглощает традиционные общества и культуры, оттесняет их на периферию.
В современной цивилизации наука играет особую роль. Она воздействует не только на сферу производства, но и почти на все сферы и виды человеческой деятельности. Поэтому проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа тенденций и перспектив развития науки. В целом в настоящее время наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.
Мировоззрение (основные ценности) техногенной цивилизации.
Человек понимается как активное существо, основная задача которого – преобразование и переделка внешнего мира и в первую очередь природы. Окружающий мир человек использует, получая из него благо для себя для удовлетворения своих потребностей.
Идея постоянного движения власти
и государства переносится из
отношений к природе в
Техногенная цивилизация в настоящее время достигла определенных успехов в тоже время породило такое кол-во проблем, которые ставят перед учеными (философами) вопрос: какова же ценность человеческая, гуманистическое измерение этого прогресса, которое переживает общество.
Наука - социокультурная творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Основные стороны бытия науки: 1) Наука как познавательная деятельность; 2) результат процесса познания; 3)как социальный институт; 4) как особая сфера культуры. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – проблема демаркации (критерии научного/ненаучного):
1) основная задача нп –
2) на основе знания законов
функционирования и развития
исследуемых объектов наука
3) непосредственная цель и
4) существенным признаком
5) для науки характерна
6) присуща строгая
7) научное познание есть сложный,
8) научное знание должно
9) в процессе научного познания
применяются такие
10) специфическими
Наука и обыденное познание. Важнейшие особенности этого типа познания: 1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки (бабушка). 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-нисистематизированость знания. 6-синкретизм-объединение рационального и иррационального. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование.
Наука и искусство: Чарльза Сноу 1959 г. констатировал разрыв между деят-ю ученых и людей искусства: они не интересуются тематикой др. др., считая свои сферы культуры самодостаточными, что разрушает единство биосоциальной природы человека. Отличия науки от искусства
Наука |
Искусство |
1.Копирует реальность |
Конструирует реальность |
2. Объективность знания |
Логичностный хар-р знаний. |
3. Ориентация на закономерное |
Ориентация на уникальное (импрессионизм) |
4. Универсальный хар-р научного знания |
Национально-обусловленный способ видения мира |
5.Оперирует понятиями и |
Оперирует образами (Иесус…) |
6. Эмоциональная нейтральность |
Эмоциональность, вершина - чувство катарсиса (театр) |
7. Развивается линейно: |
Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла |
8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание» |
Хар-ся потаенностью недосказанностью, подтекстом и невыразимо. |
Взаимодействие науки и
2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, супрематизм, лучизм и т.п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.
Наука и философия. Основные вопросы: 1)является ли философия наукой; 2)каково соотн-е фил-и и науки. Вопрос о научном статусе фил-ии не решен. Аргументы ЗА научность: 1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф бытийствует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества. Аргументы ПРОТИВ научности Ф:
Наука |
Философия |
1. Изучает фрагмент |
Изучает бытие как целое |
2. Признает в качестве идеала объективное знание |
Исследует отношение человека к миру |
3. Развивается кумулятивно, есть очевидный прогресс в развитии этого знания. |
Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения ищут свои ответы |
4. Дает верифицируемое и |
В своих основаниях (Бог, материя) Ф не подлежит этим процедурам |
5. Оперирует терминами ( |
Оперирует категориями, являющимися предельными понятиями |
6. Опирается на факты, основа - опыт |
Оперирует умозримыми сущностями, природа - не опытна |
7. Универсализм знания |
Философия носит личностный и национальный характер |
8. Уделяет мало внимания |
Именно эти моменты |
9. Развивается изолировано от других сфер культуры |
Открыта для взаимодействия со всеми этими сферами |
Философия не м.б. сведена к науке, т.к. теоретичность только одно из ее свойств. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность). В истории культуры 4 вида отношений Ф и Н:
1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук». Основные тезисы: 1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику). 5) истины Ф производны от первопринципов мышления (Напр. От врожденных идей), а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения, а девизом стали слова Ньютона: «Физика, берегись метафизики». Итогом было оформление идеи, что Ф и Н 2 разных сферы культуры.
2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О.Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, изучая психологию научного творчества, исследуя историю науки.
3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. Представители: экзистенциалисты, философы жизни и «философы культуры», которые признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.
4. Диалектический подход: Ф и Н - это друзья-враги. Отношение Ф и Ни диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т.к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.
Функции науки: 1) описательная – фиксация свойств объектов, явлений и процессов. 2) систематизация – разделение изучаемых объектов по группам, классам, системам и т.д. 3) объяснительная – опред-е сущности изучаемого объекта. 4) производственно-практическая – применение полученных знаний для создания благ. Н возникает для удовл. практич потребностей людей (геометрия, астрономия, математика), уже к 17-18 вв. она значительная производная сила, а со 2-й половины 20в - важнейшей и решающей производ силой. 5) функция прогностическая – способность предвидения, исходя из анализа прошлого и тенденции настоящего. 6)Мировоззренческая – создание и обоснование научной картины мира, а также ее трансляция max числу людей. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир как целое и место человека в нем, а также вытекающая отсюда система ценностей, правил поведения и т.п (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Основу для большинства соврем-х людей составляют научные теории. Наука превращается в доминирующую форму культуры, начиная с нового времени, а особенно ярко это проявляется в эпоху просвещения 18 в, когда общество в значительной мере становится секуляризовано. Наука стала выполнять мировоз-ю фну-ю тогда, когда создала способную конкурировать с др формами мировоз-я картину мира. 7)Культарная функция – заключается в создании на основе приобщения к научным знаниям и «общественного человека», выступающего как субъект деят-ти и освоения мира, т.е. научное знание – это важнейшая составляющая социализма, а также наиболее популярный лифт. 8)Гумманистическая фун-я – Н существует для того чтобы повысить адаптивные способности человечества обеспечить его выживание.