Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты становятся равносильными.
Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из парадигмы или входит в нее.
Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к кризису.
Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет научной революцией.
Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а происходит скачок; научная революция.
Этапы развития науки:
И. Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследовательских программ, та, что более продуктивна, побеждает.
П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление «гносеологический анархизм». Может быть уместен любой метод – плюрализм. Защищает гипотезы более фундаментальные.
Миф и наука очень
общны, т.к. в начале любой новой
науки лежит что-то неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины.
В науке «все дозволено», надежных методов
не существует, они создаются нами и со
временем меняются. Чем больше теорий,
тем больше они друг друга критикуют, что
способствует ускорению развития науки.
Причем каждая теория создает свой собственный
язык для описания фактов и устанавливает
свои собственные нормы.Говорит о равенстве
шансов всех ученых, подвигающих науку
(свободное общество). Против культа науки
и засилия элиты. Надо отделить науку от
государства (как религию), чтобы у ученых
не было привилегий (антисциентизм).
#51. Общество
как система. Теоретические
Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы, порядки, основы, связи, и отношения.
Теория общества рассматривается социологией. По аналогии с научным познанием, в (эмпирические, теоретические ур-ни) изучение общества используется принцип теоретического моделирования (идеальная модель). Теорию идеальных типов сформулировал Макс Вебер. Мы можем толковать об-во только в воображении.
Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера.
Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.
Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни.
Кроме того в общественной жизни, в отличие от природы общие
связи (закономерные) не толькко не выступают
в чистом виде, но зачастую не поддаются
реальному практическому воспроизведению
(каждое событие уникально). Поэтому на
первый взгляд развитие общ-ва предстается
как поток индивидуальных неповторимых
событий, кот. вызываются волей и желанием
людей. Осмысление общ-нного развития
первоначально осуществлялась философией
и историей (от Августина Блаженного) т.е.
довольно общих рассуждений о смысле истории
и о движущих ее силах. В 30-40гг. IXXв. О.Конт
– основоположник позитивизма противопоставил
философии истории точное социальное
знание (социология). В идеале социология
должна была стать точной наукой- строгое
описание фактов и связей. Этот идеал до
сих пор не достигнут и возможно недостижим
позитивистскими методами (от единичных
фактов к обобщению). Т.е. изучение общ-ва
требует общего видения предмета изучения,
т.е. требует определенной социальной
философии.
#52 Истоки и сущность глобальных проблем современного общества
К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:
Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересам всего общ-ва.
Для понимания происхождения, происхождения, сущности и возможности решения этих проблем необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.
Глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
Глобальные проблемы
современности порождены в
#66. Наука в системе культуры
В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяются три группы социальных функций:
В период становления науки как особого социального института, ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере культурного мировоззрения, где в течении долгого времени шла борьба между геологией и наукой.
В эпоху средневековья теология занимала положение верховной инстанции, призванной решать культурно- мировоззренческие проблемы:
Переворотом Коперника наука впервые сформулировала понятие культурного мировоззрения. Это стало началом проникновения научного знания и мышления в структуре деятельности человека и общества. Обнаружились и первые признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику.
Позже наука стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения вселенной, возникновения жизни и происхождения человека.
Без становления этих культурно- мировоззренческих позиций научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с возникновением и укреплением культурно- мировоззренческих функций науки, занятия наукой постепенно становятся самостоятельной сферой человеческой деятельности.
#67. Сциентизм и антисциентизм как культурно- мировоззренческие позиции
Научно-техническая революция второй половины XX века вызвала надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название «сциентических» и «техницистских». С научно-технической точки зрения изучение новейших концепций информационного общества представляет большой позитивный интерес. Общими чертами социально-философских позиций остаются техницизм и культ информационного разума.
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни «антиутопии».
В ХХ веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели:
Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены
резко критические образы техно-будущего,
где наука и техника совершенны
и подавлены свобода и индивиду
Создатели антиутопий вместе
с сциентистами исходят из идей всевластия
науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий
как специфического предостережения человечества:
смотрите, что может произойти, если не
контролировать развитие науки и техники,
если не учитывать потребности человека,
его духовно-нравственные цели и ценности.
#65. Наука и производство.
Наука как деятельность по производству знаний всегда была некоторым компонентом в жизни общества и испытывала на себе влияние потребностей этого общества, мировоззрение и т. д. При этом она по разному организовывалась (разные соц. институты), и она по разному осознавалась ее участниками с точки зрения цели и задач.
Одна из самых общих связей науки с общественной системой в целом – взаимоотношения науки пр-ва. Само взаимоотношение науки происходит когда производственная практика накапливает много эмпирических знаний и необходимо их обобщить. Однако в доиндустриальный период истории большая часть производственной деятельности людей строилась на эмпирических знаниях и не требовала научных знаний, соответственно потребности общества в развитии науки были ограничены.
Все это было обусловлено
тем, что технический базис
Становление индустриального общ-ва – это важный этап. В этот период потребности научного развития становятся главным стимулом для развития науки. Она начинает становиться производственной силой общ-ва. Этот процесс приобретает новые черты в ХХ веке.
В пр-во вовлекаются такие объекты, которые вообще не даны чел-у эмпирически (радиоэлектроника), и наука становится источником новой технологии и отраслей пр-ва. Это разумеется приводит к существенным изменениям в науке как сфере деятельности. В эту сферу вовлекается все большее кол-во людей, резко возрастают ассигнования и складываются новые организационные формы связи науки и пр-ва. Количественный рост науки выражается и в росте объемов научной информации, в особенности в прикладных сферах.
#63. Социальные функции науки.
Соц. функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие соц. функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, кот. существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.