Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки неплохие-колонками.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Отчуждение – это  социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.


Отчуждение – это  в определенной мере фетишизация  результатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом  собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание.

Основные причины отчуждения:

  • частная собственность на орудия и средства производства;
  • научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и компьютеризация производства);
  • всевластие бюрократии;
  • социальное неравенство и эксплуатация;
  • абсолютизация духовных сил человека.

«Снять» отчуждение можно  только в таком обществе, де в  полной мере осуществляются все права  и свободы личности: право на труд и свободу выбора профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

Свобода личности. Волюнтаризм  и фатализм. В истории общества есть различное понимание термина «свобода». П.Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он. Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека, «созидание ранее небывшего».

 

Свобода – это специфический  способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его мира.


 

#53. Общество  и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и концепции ее решения.

Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в  эпоху открытия мирового рынка. С  ростом производства взаимоотношения  м/у группами резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение требует усилий боль-ва чел-ва.

Угрозы: Экологические  катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война. Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек – биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство – воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы развития общ-ва.

В дальнейшем зависимость  соц. развития от природной среды  ослабевает и нарастает изменения  природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-ва, на росте  пр-ва.

Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:

  1. Древнейший (охота и собирательство);
  2. Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения локального характера);
  3. Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов составляет 1% от сырья).

Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической катастрофы.

Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она  существовала, но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию  развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые волнения («римский клуб»).

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.

Осмысление ситуации породило «зеленых». Требуются глубокие изменения в пр-ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.

Полной программы решения  этой проблемы не существует, но очевидно, что это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в сознании чел-ва.

При условии преодоления  экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий существования чел-ва (атмосфера и т. д.).

Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее формам.

Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и обостряет старые:

  1. продовольственная;
  2. занятости и трудоустройства

Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.

Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с майтовской теорией.

«Дети  - цветы жизни  на могилах их родителей» – это естественная сущность жизни чел-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

#50. Научная  теория как форма знания. Основные  функции теории.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов (объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем. лингвистике.

2)аксиоматический;

Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств. Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них образует аксиоматически построенную теорию.(«Начала» Евклида.) Развитие аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.

3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).

Развитое теоретическое  знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных  фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается, образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории. 

#61 Мораль  и ее роль в жизни общества.

Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ. энциклопед. словарь).

Исторически:

Платон:  мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.

Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами человеческой души.

Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм разумным.

Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории человечества.

Объективно:

Мораль принадлежит  к числу основных  типов нормативной регуляции действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения, взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).

Мораль и при своем  возникновении и при своем развитии была формой некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени, данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить, что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило, содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Историческое развитие морали связано и со становлением элементов общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем большие требования предъявляются к духовному миру человека. 

#48. Постпозитивистские  концепции развития науки. К. Поппер.

Постпозитивизм –  направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П. Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие  раскрыть историческую динамику развивающегося научного знания.

Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука – обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как органическую часть науки.

К.Поппер – вообще отвергает эмпирико-индуктивистскую идеологию неопозитивизма, считая ее натуралистической. Аргументы:

  1. логическая невозможность «чистого наблюдения» в силу теоретический нагруженности.
  2. Логическая невозможность индуктивного вывода из одного частного двух различных осмысленных суждений.

Истина принципиально  недостижима (даже трава есть красная).

Главный источник науки  – не накопление фактов, как утверждали неопозитивисты.

Наука появляется, когда  появляется проблема. И с ее решением начинается рост научного знания.

Три мира Карла  Поппера:

  1. физическая реальность (я, ты)
  2. субъективный мир (чувства, ощущения)
  3. объективный (законы, правила)

Реально существует только правдоподобие – приближение  к истине (похожесть на истину). Научные  теории сменяются одна другой вследствие «фальсификации» каких-либо фактов предыдущих теорий. Если выявляется какой-то новый научный факт, который опровергает предыдущую теорию, и он кажется ученым более правдоподобным, то новая теоретическая модель побеждает старую. Таким образом происходит теоретическая эволюция, при этом новая теория несоизмерима со старой, однако конкурирует с ней. (Пример: во всем мире люди считали, что лебеди белые. До тех пор, пока они в Австралии не увидели черных).

Рост науки совершается  как бы по Дарвину, выживает наиболее правдоподобные из теорий, а истина не дана. 

#49. Постпозитивистские  концепции развития науки. Т. Кун и П.Фейерабенд.

Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире чем научная теория, это господствующие в данный момент времени фундаментальные представления о предмете и методах изучения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"