Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит 3 вопроса по "Философии" и ответа на них
Основные законы диалектики. Подробно (по выбору) остановиться на одном из законов диалектики.
Человек во вселенной. Взгляд науки и религиозные версии мироздания.
В чём причина особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди всё чаще обращаются к магии, астрологии, хиромантии?
Таким образом,
религии удваивают мир и
Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки - изучать только физический мир, только сферу посюстороннего. Дальше простирается область религии, и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.
В нашу задачу не
входит обсуждение вопроса о том,
есть ли Бог на самом деле. Внутреннее
чувство и убеждения каждого
человека подсказывают ему: верить или
не верить и во что именно. Мы лишь
дадим краткий обзор картин мира
в разных религиях, как делают это
объективистские настроенные
Центральный пункт
любой религиозной картины мира
- образ Бога или богов, представление
о том, что же являет собой высшая
истинная реальность. В развитых монотеистических
религиях (т.е. религиях, признающих одного
верховного всемогущего Бога) существует
два типа богословия: катафатическое
и апофатическое. Катафати-ческое богословие
позволяет говорить о Боге и давать
ему на человеческом языке характеристики
в превосходных степенях: Бог вездесущ,
всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое
богословие считает, что Бога можно
познать только сердцем, только в
откровении, и человеческий язык не
в силах -выразить божественных качеств,
ибо они разительно отличаются от
человеческих. Потому в логике Бог
может быть определен только отрицательно:
он не то, не то и не то... Что касается
не богословского, а повседневного
сознания, то оно всегда конкретизирует
образ Бога и придает ему, как
правило, человеческую внешность: облик
возвышенный и грозный.
Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению, хотя мог бы непрерывно пребывать в состоянии нирваны - запредельного высшего блаженства, которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.
Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. То есть это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына, Бог обладает еще и третьим проявлением - Духа Святого. Все три лица неразделимы.
Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречий христианских религиозных представлений: человек и свободен и предопределен.
Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу и создал сферу зла. Но Дьявол - только обезьяна Бога, он сам не выступает созидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он - заведомый победитель. Он вечен и все ему подвластно.
Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинен закону кармы - причин и следствий. Всякий раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Поскольку земная жизнь - это сплошное страдание (болезни, утраты, разочарования, смерть), постольку высшая цель для человека - "остановить колесо сансары", прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т.е. просветленным, тем, кто способен отказаться от желаний, порождающих страдания, и перейти в состояние нирваны - вечного блаженного покоя, при котором личность растворяется во Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями - важнейшая цель человека. От индивидуальности - все зло. В буддизме избавиться от "я" и побороть страсти, привязывающие к земле, человеку помогают бодхисаттвы - существа, которые уже могли бы быть буддами, но задержались для того, чтобы помочь всем страдающим обрести истинный путь. Христианство, как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Дело в том, что человек создан по образу и подобию божьему, он может быть поистине "сыном божьим, соработником Бога", но грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен.
Грешен любой,
даже новорожденный младенец, который
наследует первородный грех
Таковы религиозные
картины мира, тесно связанные
с религиозным мировоззрением.
3. В чём причина особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди всё чаще обращаются к магии, астрологии, хиромантии?
В разочаровании в теперешних формах религии, которые компроментируют себя стремлением к светской власти. Ранние формы кажутся более честными, чистыми. На самом деле, это представление от недостатка информации. Ранние формы были сменены более поздними естественным путём. Стремление к ранними формам религии похоже на стремление людей стаь чище и лучше, если они откажутся от достижений цивилизации, вернутся в каменный или, например, 19-й век.
Потому что люди
все чаще начали верить в судьбу, не понимая
что они сами ее строят! Они не хотят делать
этого сами, не хотят сами принимать решения,
думают что все предрешено за них а им
нужно только принять все но их душа сопротивляется
и они идут к хиромантам и астрологом чтобы
узнать и изменить судьбу, тем самым доказывая
и не осознавая что все таки судьбой то
они управляют сами!
Е. Д. Гражданников. Метод систематизации философских категорий. Новосибирск; 1985.
start="2"Н. Н. Моисеев, В. В. Александров, А. М. Тарко. Человек и биосфера. М.; 1985