Схоластика: основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 04:49, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы:
выявить основные черты философии Средних веков; дать определение апологетике и патристике.
изучить основные направления философии Ф.Аквинского.
определить черты схоластики.

Содержание

Введение. 2
1. Основные черты философии средних веков: патристика и апологетика. 3
2. Философия Ф.Аквинского. 9
2. 1. Сущность и существование 9
2. 2. Материя и форма 10
2.3. "Доказательства" бытия Бога 11
2.4. Теория познания. 13
2.4. 1. Чувственное познание. 13
2.4.2. Интеллектуальное познание 15
2.5. Теория истины 16
2.6 Критерии истины 16
2.7 Этика. 17
2.7.1. Проблема зла. Теодицея 17
2.7.2. Свободная воля человека и милость Божья. 18
2.8. Политика и право. 18
3. Схоластика: основные черты. 19
Заключение. 23
Список литературы. 24

Работа содержит 1 файл

философия готовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
          1. Этика.

                2.7.1. Проблема зла. Теодицея

 

 Традиционная  тема христианской философии - защита совершенства Бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает много места в работах Аквинского.

Теодицея - особая область христианской философии, занимающаяся защитой совершенства Бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

 Исходным  пунктом теодицеи Фомы была  предпосылка, что зло не является  позитивным явлением и не существует  само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра.

Второй тезис  томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро является субъектом  зла". Фома утверждает, что все, а, следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а, следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли, какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро.

Третий тезис томистской теодицеи  гласит, что некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.

Для обеспечения  порядка вселенной необходим  также порядок справедливости, который требует существования, как грешников, так и хороших людей. Здесь "Бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы.

 

                  2.7.2.  Свободная воля человека и милость Божья.

 

  Фома помещает человека на границе между миром животных и миром чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря этому человек ответственен за свои поступки, так как, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Согласно Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержки Бога. Поэтому Бог в первую очередь и заслуживает адских мук.

 

                2.8. Политика и право.

Закон  определяется как «любое повеление разума, которое  провозглашается ради общего блага  тем, кто печется об общественности». Вечный закон, посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон, принципом которого является основной постулат томистской этики — «надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать» и человеческий закон, конкретизирующий постулаты естественного закона. Исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений может быть, при определенных условиях, изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага. Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того, демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.

        3. Схоластика: основные черты.

 

    Схоластика –  господствующий тип средневековой  теологической философии, отличительными чертами которого являются оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не только науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно – университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы церкви (за что получила прозвище  «философия – служанка богословия»). 

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

 Классическая (средневековая) схоластика подразделяется на этапы:

1. Ранняя схоластика (IXXII века), стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители ранней схоластики Жильбер Порретанский (1080-1154), Алан Лилльский, Иоанн Солеберийский (1115-1180);

2. Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля, имевшегося, правда, только в латинском переводе. Главные представители: Альберт фон Больштедт (1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (1240-1281), Николай Орем (1320-1382), Уильям Оккам, Жан Буредан, Раймунд Луллий (1235-1315).

3.   Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в начале XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: Альберт Саксонский, Николай Кузанский, Жан Буридан, Николай Орезмский, Уильям Оккам.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

- сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть  то, что имел в виду Бог, закладывая  ту или иную мысль в Библии);

- естественное, отыскиваемое человеческим разумом  ( то есть то, что сумел человек  «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).

 В этой  связи схоласты вели многочисленные  споры, написали сотню философских  томов, в которых пытались правильно  понять идеи Бога, спрятанные  за строчками Библии. Причем предметом  данных споров и изысканий  становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально – логическая сторона религиозного учения.

В средневековой  теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных  направления – номинализм и реализм. Также наряду с реализмом и номинализмом как экстремальными позициями в споре об универсалиях может быть выделен концептуализм.

 Реализм –  направление теологической философии,  сторонники которого считали  подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от латинского  Nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимались как имена вещей.(по смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

Концептуализм – направление теологической  философии, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). 

Средневековый спор о природе универсалий значительно  повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учение таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Заключение.

Средневековая философия внесла существенный вклад  в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

  Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии заключалось в том, что она:

- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);

- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);

- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

- выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Материалы  с сайта http://filosof.historic.ru

2. Материалы  с сайта http://www.refbank.ru

3. Материалы  с сайта http://istina.rin.ru.

4. Материалы  с сайта http://www.fos.ru.

5. Материалы  с сайта http://wikipedia. ru.

6. Материалы с сайта http://revolution.allbest.ru

7. Материалы  с сайта http://www.5ballov.ru

8. Росенко, М.Н. Основы современной философии. – 2 – изд., доп. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 352 с. 

Информация о работе Схоластика: основные черты