Схоластика: основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 04:49, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы:
выявить основные черты философии Средних веков; дать определение апологетике и патристике.
изучить основные направления философии Ф.Аквинского.
определить черты схоластики.

Содержание

Введение. 2
1. Основные черты философии средних веков: патристика и апологетика. 3
2. Философия Ф.Аквинского. 9
2. 1. Сущность и существование 9
2. 2. Материя и форма 10
2.3. "Доказательства" бытия Бога 11
2.4. Теория познания. 13
2.4. 1. Чувственное познание. 13
2.4.2. Интеллектуальное познание 15
2.5. Теория истины 16
2.6 Критерии истины 16
2.7 Этика. 17
2.7.1. Проблема зла. Теодицея 17
2.7.2. Свободная воля человека и милость Божья. 18
2.8. Политика и право. 18
3. Схоластика: основные черты. 19
Заключение. 23
Список литературы. 24

Работа содержит 1 файл

философия готовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

                    Содержание

Введение.

 

В каждый период истории человечества существовали свои особенности в  развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток  и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.

   Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

  Цель данной контрольной работы:

  1. выявить основные черты философии Средних веков; дать определение апологетике и патристике.
  2. изучить основные направления философии Ф.Аквинского.
  3. определить черты схоластики.

Задача контрольной  работы: определить значение средневековой философии для последующего развития философии. 

  1. Основные  черты философии  средних веков: патристика и апологетика.

    Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения.

       Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

        Можно  выделить основные черты средневековой  теологической философии:

    - основными положениями средневековой философии является:

        1.теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

         Христианство развивает идею  единого Бога, обладателя абсолютной  благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Его божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда – «предвечны» - и равны по достоинству – «равночестны».

       2. креационизм -  (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. 
     3.провиденциализм –
(лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия;

    - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

  - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении и откровении.

    1. Согласно догмату творения Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не сеть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творение.

  2. Согласно догмату откровения: мир можно познать ,только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере;

  - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

  - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась сущность человека);

  - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

  - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

  - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия  Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

  - мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога;

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

    Вообще, в средневековой философии можно  выделить, как минимум, два этапа ее становления – патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

    Патристикой (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Понятие "отец церкви" формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально "отцом" именовался духовный наставник, обладавший признанным учительским авторитетом. В дальнейшем развитие христианской догматики и доктринальные споры побудили уточнить это понятие. Но, видимо, лишь ко времени папы Геласия были окончательно установлены четыре существенные характеристики "отца церкви": 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения и 4) официальное признание церкви. Все прочие христианские авторы (согласно западной традиции) назывались "церковными писателями".

     Таким  образом, патристика — название  собирательное и достаточно условное, так как в ее границах мы  непременно рассматриваем целый  ряд выдающихся авторов, которые  по тем или иным критериям не подходят под определение "отец церкви". Но когда мы говорим о патристике как цельном духовном явлении, мы всегда имеем в виду норму, а не исключения. Норма же определяется глубочайшим единством принципов, составляющим важнейшую особенность патристики. Истина в патристике — достояние не индивидуальное, но корпоративное; она принадлежит не тому или иному автору, но всему христианскому сообществу.

     С точки зрения самих отцов патристика — это не "набор" и даже не "совокупность" отдельных учений, но единое учение, раскрываемое и излагаемое различными отцами церкви с различной полнотой и глубиной. Если, однако, мы станем рассматривать патристику "извне", отвлекаясь от ее собственных критериев и правил, то мы сможем на фоне внутреннего единства этого явления увидеть все богатство и разнообразие его составляющих, оценить уникальность каждого представителя патристики и его неповторимый вклад в целокупность учения. Для исследователя, желающего остаться беспристрастным, патристика может предстать и как разнообразие личных позиций, и как многоплановый духовный феномен. Отсюда следует, что само понятие "патристика" имеет как минимум два значения: прежде всего, это особая форма построения христианской культуры и одновременно ее саморефлексия; во-вторых, это специальная научная дисциплина (ее можно назвать также "патрологией"), которая изучает патристику в первом ее значении. Взятая в этом значении, патристика есть весьма сложное явление, а потому сочинения отцов церкви могут рассматриваться по крайней мере с трех точек зрения: догматико - теологической, историко-литературной или (как в данном случае) историко-философской. С последней точки зрения, патристика есть по преимуществу совокупность принципов и методов христианского философствования.

    Патристику  можно условно разделить на несколько периодов:

1.Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов – евангелистов.

2. Апологетика (середина II века – начало IV) – раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Согласно «Православной богословской энциклопедии», «апологетика [греч.  apologia - защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо], — раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религиозных  и мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству, и такое раскрытие и обоснование истин христианской  веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему». Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верование язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единственную для всех истину. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат «О граде Божием» (413–426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою «Сумму против язычников» с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство стало государственной религией, в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497–1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542–1621), направленные против протестантских «еретиков».

     В 18 веке, подорвавшем основы христианского мировоззрения, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений. Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736) епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У.Пейли. В 19–20 вв. поток апологетических сочинений не иссякал. Цель этих сочинений – показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К.Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами. Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.

3. Зрелая патристика (IV – VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.

  Основные  проблемы патристики: формирование  символов веры, проблема трех  ипостасей, христология, креационизм и другие.

   
 
 
 

  1. Философия Ф.Аквинского.
 

    Фома Аквинский  - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris (4 августа 1879) объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.

        Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления - это лишь проявления душ. 

Информация о работе Схоластика: основные черты