Школа Эпикура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Эпикур (342–270 до н. э.) выходец из Афин. Он начал изучать философию с 14 лет. По одной из версий он начал изучать ее после того, как в его руки попали сочинения Демокрита. Учителем Эпикура в философии был последователь Демокрита – Навсифан. А затем платоник Памфил.
Сам Эпикур считал себя самоучкой и весьма неблагоприятно отзывался о своих учителях, собственно, как и о большинстве философов, современных ему.

Содержание

Введение 3
Школа Эпикура 4
Эпикуреизм 5
Сторонники эпикуреизма 8
Филодем 11
Поэма Лукреция «О природе вещей» 13
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Эпикуреизм.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 Лукреций Кар считал особенно важными две идеи, которые освобождали человеческую душу от гнета призраков, устрашающих ее: первая - мысль о смертности человеческой души, и вторая - мысль о неспособности богов влиять на человеческую жизнь. Мыслитель не отрицал полностью существование богов. Следуя Эпикуру во всем существенном, Лукреций отвел богам пустые промежутки между мирами, которые могли быть в качестве местопребывания этих богов. Там, в этих «междумириях», далеко от потока событий человеческой жизни, боги ведут блаженное, ничем не возмущаемое и безмятежное существование. По отношению к мирам, между которыми боги пребывают, сами они бессильны. Философ отказал этим богам в способности влияния и действия на человеческую жизнь. Боги не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни заманивать обещаниями своего покровительства. Природа возникла не вследствие творческих действий богов и, появившись, управляется не их волей. По мнению Лукреция в природе нет ничего сверхъестественного. Все миры, по мнению мыслителя, возникают из движения потоков или вихрей бесчисленных, невидимых чувственным зрением и неосязаемых частиц вещества. Такие частицы - это первоначала, или «семена», всех вещей. Из этих самых составляются все тела и все души, все миры и все порождения природы. Все они возникают из-за естественной необходимости. Из поэмы следует, что существуют только первичные тела и их соединения; движения и пустота, в которой эти тела движутся. Данные первичные простые тельца вечны и неразрушимы. Только все то, что из них складывается, обладает смертной и преходящей природой.

 Ничто не может родиться из ничего, но все вещи без исключения должны иметь семена, из которых они могли бы возникнуть. И семена эти должны быть вечны. Если бы они не были бы вечны, т.е. разрешимы, то за период, который прошел до настоящего времени, вся материя была бы давно уже исчерпана и истреблена за это время.

 Но если все первоначальные тельца вечны, то все сложные тела, которые составлены из этих телец, необходимо подлежат каждое в свое время гибели, распадению и уничтожению. Гибель эта не является уничтожением самой материи, а является лишь разложением сложного на его простейшие элементы этого сложного. Т.е. возвращение этих элементов в единый, общий вечный круговорот элементов и веществ природы. Бесчисленные миры, которые содержит в себе бесконечная вселенная, гибнут. Гибнут тела живых существ, гибнут и их души этих живых существ.

 В поэме Лукреций говорит о том, что душа, точно так же как и тело, телесна, и состоит из атомов. Только в отличие от обычных атомов, которые образуют тело, атомы души – намного меньше, круглые, гладкие и подвижные. Но сцепление этих атомов существует лишь до того момента, пока существует связь атомов тела, поэтому со смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы души. Вслед за Эпикуром Лукреций Кар утверждал, что не только загробное существование души невозможно, но невозможно и никакое вообще отношение между жизнью и смертью. Жизнь и смерть никогда не смогут встретиться - не могут «коснуться» друг друга. По мнению мыслителя, пока мы живы, смерть не страшна нам - ее не существует для нас. Если смерть пришла, то нас уже нет - нет и самой нашей души и значит невозможно и чувствовать страх перед смертью.

Для того, чтобы доказать все эти положения, мыслителю понадобилось очень подробно изложить и развить все учение эпикуровского материализма. Эта задача для философа была очень трудна, ведь в латинском языке того времени не была еще выработана философская терминология, которая была необходима для точной передачи понятий и учений материалистической космологии и физики, теории познания и психологии Эпикура. Лукреций Кар выполнил свою задачу по средствам не философской прозы, а с помощью поэзии. Абстракции философского мышления мыслитель превратил в образы художника, в видения художника.

Взятая у Демокрита с помощью философского мышления и анализа, догадка о недоступности атомов прямому чувственному восприятию, догадка о потоках движущихся в пустом пространстве атомов превращается у Лукреция Кара в образ пылинок, которые обычно не видны человеку, но сияют, дрожат, движутся, колеблющихся в столбах лучей освещающего их Солнца. В ином месте та же самая мысль (о недоступности отдельных атомов чувственному зрению) поясняется великолепным описанием зрительных иллюзий, которые возникают у наблюдателя, следящего на большом расстоянии за движением большого стада по склону горы или за борьбой двух войск на равнине.

Будучи восторженный почитателем Эпикура и его учения о природе, Лукреций Кар все же был самостоятелен во взглядах и убеждениях на общественную жизнь. Для Эпикура цель жизни состоит в уходе от государственно-политической деятельности общества, т.е. в «невидимом» личном существовании. Лукреций же, напротив, откликался на события бурной современной ему общественно-политической жизни. Мыслитель ценил безопасность и покой людей, которые наблюдали тревоги и опасности этой жизни издалека. Не смотря на это, взгляд философа на них - не был взглядом равнодушного и безразличного наблюдателя. Лукреций осуждал явления нравственной порчи в знатном римском обществе.

 Поэма философа «О природе вещей» произвела сильное впечатление не только как высокоталантливое произведение искусства, поскольку поэма стала мощным ферментом философской мысли, которая начала развиваться в Риме. Действие ее было очень оптимистичным. Если для достижения необходимого успокоения человека и ясности безмятежности духа Лукрецию пришлось предварительно доказать безусловную смертность человеческой души, то для доказательства этой самой смертности души ему, также, понадобилось доказать вечность материальных элементов мира и неиссякаемость жизни в целом, в совокупности материальных элементов, которая называется вселенной.

 

 

Заключение

 

Нося в себе ярко выраженную практическую направленность, эпикуреизм показывает, что человек  может достичь счастья через  реализацию собственных желаний. По мнению Эпикура, в удовлетворении своих желаний человек все же должен знать меру, к тому же нужно быть довольным и тем, что у тебя уже есть. Также мыслитель ставил ценность удовольствий духа намного выше удовольствий человеческого тела. В этом отношении я согласна с Эпикуром и его учением.

Но с другой стороны, я не могу полностью согласиться с одним из его последователей - Лукрецием Каром и его поэмой «О природе вещей». Как считал Эпикур, познание философии должно избавлять человека от его страхов. И это преодоление своих страхов, как мне кажется, действительно может сделать человека счастливым.

Для Лукреция Кара такими страхами являлись это страх перед преисподней или адом, страх загробного воздаяния, а также страх перед вмешательством богов в события и течение жизни людей. По моему мнению, если человек в конечном итоге забудет об этих страхах, возможно, решит, что ему позволено все. Тогда он начнет делать все, что ему захочется – ведь человеку ничего не будет (по крайней мере, после смерти). Мне кажется, что эти самые страхи своего рода ограничения, которые останавливают человека перед совершением им чего-либо противоправного. К примеру, убийство. Даже если предположить что человек не будет осужден. Можно ведь предположить, что он не раскается и посчитает, что это в порядке вещей – ведь бояться то ему по сути дела нечего.

К тому же Лукреций считал, что душа также как и тело материальна, и когда умирает тело, то вместе с ним умирает и душа. С этой точки зрения я, к примеру, могу согласиться с гуманистами,  которые считали, что природное и божественное должно находятся  в гармонии, а не в противоборстве - что тело материально, а душа, по моему мнению, все же божественна.

 

Список литературы

  • http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ado/09.php
  • http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/EPIKUREIZM.html
  • «Эпикур и эпикуреизм.» Изд.2, 2008, 152 с.
  • http://www.grandars.ru/college/filosofiya/epikureizm.html
  • «Античная философия» Асмус В.Ф., изд. Высшая школа, 2005 год

Информация о работе Школа Эпикура