Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:42, реферат
Россия вступила в XX век в период тяжких испытаний (революция 1905г. и большевистский переворот 1917г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.
Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.
Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?»
Теоретическая разработка
Лениным проблем социального
развития была не только неразрывно связана
с практикой революционной
В своих работах
Ленин обращался к философским
проблемам, имеющим отношение к
диалектике природы, исследовал причины
кризиса в естествознании, возникшего
на рубеже XIX – XX вв., раскрыл специфику
научных революций, дал гносеологическое
определение материи и выдвинул
положение о ее неисчерпаемости.
Он исследовал ряд проблем теории
познания: взаимодействие относительной
и абсолютной истины, критерии истинного
знания, сущность и роль практики, проблемы
всеобщего метода познания, связи
философии и естествознания и
др.
К наиболее важным философским
работам В.И. Ленина можно отнести:
«Материализм и эмпириокритицизм»,
«Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал –
демократов», «Государство и революция»,
«О значении воинствующего материализма»,
«Философские тетради».
Религиозная философия
и философия космизма
Ведущими идеями
русской религиозной философии
конца XIX – начала XX вв. были соборность,
всеединство и абсолютная ценность
человека. Эти идеи разрабатывались и
обосновывались в произведениях Бердяева,
С. Булгакова, Достоевского, В. Соловьева,
Л.Толстого, Федорова, Флоренского, Флоровского,
Шестакова, Шпета и др. русских мыслителей
Под соборностью
при этом понималось единство людей
на основе любви к Богу и друг
другу. По мнению большинства философов,
использующих это понятие, соборность
проявляется в коммунитарности,
общности людей и не знает над собой никакого
внешнего авторитета. Соборуясь, писал,
например, Флоренский, «мы собираемся
в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь
до человечества и включая в единство
человечности весь мир».
Понятие «всеединство»,
используемое еще античными философами,
а в Средние века получившее новое
содержание, связанное, прежде всего, с
идеей единого Бога, стало одним
из наиболее важных понятий русской
религиозной философии этого
периода.
Что же касается отношения
русской религиозной философии
к человеку, то следует сказать, что
она вся буквально пронизана
духом гуманизма, признающим абсолютной
ценностью человека и только человека.
Многими представителями
этого направления русской
Совершенствование
человека, с точки зрения русских
религиозных философов и
Одним из выдающихся
религиозных философов России был
поэт и публицист В. С. Соловьев, Н.
А. Бердяев.
В истории русской
философии этого периода
Свои традиции он
ведет издалека; серьезное влияние
на его представителей оказали труды
русских религиозных философов,
в особенности Федорова и Соловьева.
Однако это самостоятельное учение
было сформировано естествоиспытателями-
Прежде всего необходимо
здесь назвать имя Н. В. Бугаева (1837 – 1902)
– профессора математики, последователя
учения Лейбница о монадах. Он высказал
идею о том, что в основах бытия накапливается
никуда не исчезающее прошлое. А так как
оно в основном фиксируется в знаниях,
то монады воплощают в себе сложности
духовной жизни не только земной, но вселенской
цивилизации, и именно от них зависит преобразование
мира и развитие космической гармонии.
«Космическая философия»
была разработана К. Э. Циолковским
(1857 - 1935). В основе ее лежит идея атома
как простейшего материально-
Идею космического
взгляда на мир продолжил В.И.
Вернадский (1863 - 1945). Он сформулировал
законы развития биосферы, в которых
речь идет о необратимости эволюции
живого вещества и его усложнении.
Вернадский обосновал принципы постепенного
перехода биосферы в ноосферу (сферу
разума): вся планета охвачена разумной
деятельностью и нет такой
области, где действие природных
закономерностей осуществлялось бы
без социального влияния. Перестройка
биосферы делает человека в настоящее
время крупнейшей геологической
силой. Познав мир, развивая технику, общество
способствует выходу ноосферы за пределы
планеты, в космос. Разумная сила определяет
развитие природных процессов. Но в
ней присутствует не только отражение
научно-технических знаний, но характеристика
социального строя, уровень нравственности.
Именно поэтому наши идеалы могут
позволить нам смотреть в будущее
с оптимизмом. Чтобы эти идеалы
были благими, должны объединить свои
усилия наука, основная движущая сила
развития общества, и нравственность.
Наука и нравственность продвигаются
вперед усилиями не всех людей, а отдельных
личностей, ибо в них заключается
будущее. Вернадский был сторонником
бессмертия жизни.
К данному направлению
принадлежал и основатель космической
биологии А.Л. Чижевский (1897 - 1964). Он доказал,
что развитие биосферы происходит не
только под воздействием разумных сил
планеты, но и под влиянием физических
факторов космоса. Эти космические
отношения сказываются на деятельности
биологических систем всех уровней
развития. Чижевский установил факт,
что периоды активности солнца сопровождаются
массовыми миграциями животных, эпидемиями,
взрывами социальной активности. Его
идей взаимосвязи космоса, социальных
действий и поступков отдельных
личностей получили довольно широкое
распространение. Александр Леонидович
многие свои философские выводы облекал
в форму стихов и пейзажей, считая
научный язык недостаточно богатым
и гибким для их выражения.
Кроме указанных
направлений в русской
Каждое из этих направлений
было по-своему интересным и, в определенной
степени оригинальным.
Философия интуитивизма,
например, была основана на идее интуиции
как непосредственного видения
многообразной действительности во
всей ее конкретности, дающего единственно
верное знание. Лосский, например, полагал,
что «интуитивизм, утверждая, что знания
не есть копия, не символ и не явление действительности
в познающем субъекте ,а сама действительность,
сама жизнь, подвергнутая лишь дифференцированию
путем сравнения, устраняет противоположность
между знанием и бытием, нисколько не нарушая
прав бытия»
Персонализм в России
опирался на идеи христианства, а также
философию Лейбница, Канта, Бергсона
и др. западных философов-идеалистов.
Российские персоналисты считали единственным
субъектом истории личность, которую
они противопоставляли
Противоречия мира
всегда сказывались на философском
мировоззрении общества. В Росси,
кроме того, всегда был крайне развит
политический контроль за умонастроениями
в различных социальных слоях. Осуществлялся
он путем официальной и религиозной цензуры,
административными методами поощрения
и запрещения тех или иных форм научной
деятельности. Материалистические и идеалистические
тенденции в философии, естественным путем
совершенствовавшие друг друга в Европе,
на русской почве были искусственно разведены.
Это представляло возможность идеалистическим
направлениям оригинально и разнообразно
проявить себя в философии. Правда, если
они довольно заметно расходились с официальной
православной доктриной, мыслителей резко
одергивали (такова судьба Чаадаева, Толстого
и многих других). Материалистические
традиции сдерживались всеми административными
средствами: от запретов преподавания
дисциплин, закрытия журналов естественных
направлений до политических преследований,
высылки философов этих направлений за
пределы страны (декабристы, Герцен, Шевченко,
Белинский, петрашевцы, Чернышевский,
Бакунин, Ковалевский и другие).
После 1917 года картина
принципиально не изменилась, лишь
развернулась в противоположную
сторону. Диалектический материализм
был провозглашен официальной философской
доктриной, иные же подходы были поставлены
вне закона. И, как в дооктябрьский
период, защищаемое властями направление
стало догматизироваться, теряя
возможность к развитию и потому
все более отходя от своих источников,
а осуждаемые властями направления –
искореняться политическими средствами.
Если в XIX веке русский материализм влиял
на философскую атмосферу всей Европы,
то со второй четверти XX века подобное
влияние на духовную жизнь мира начала
оказывать русская философия, вытесненная
за пределы государства.
У философов Серебряного
века были различные судьбы: кто-то
из них вместе с «белым движением»
покинул родину, кто-то был выслан
из Советской России и жил в
эмиграции, кто-то подвергся репрессиям
и погиб в сталинские годы. Были
и такие, кто смог вписаться в
университетскую и