Серебрянный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Россия вступила в XX век в период тяжких испытаний (революция 1905г. и большевистский переворот 1917г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.
Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений, на мир и жизнь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 37.54 Кб (Скачать)

В своих  работах Плеханов много внимания уделял вопросам материалистического  понимания истории, проблемам исторической необходимости и свободы, диалектике взаимоотношений общественного  бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Он разделял взгляды Маркса о роли производительных сил в общественном движении, полагая, что именно их изменение в общественных отношениях людей. Творцом истории  Плеханов считал народные массы.

Одним из тех, кто внес наибольший вклад в  развитие марксизма в России, был  В.И. Ленин.

Владимир  Ильич (Ульянов) Ленин (1870 – 1924) – политический деятель, теоретик и практик марксизма, основатель Российской социал-демократической партии большевиков, руководитель Октябрьской революции (1917 г.) в России, первый председатель правительства РСФСР (совет народных комиссаров), а затем и СССР.

Ленин родился  в Симбирске (Ульяновск), здесь же окончил гимназию. В 1887 г. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. В конце этого же года он принял участие в студенческих политических выступлениях против царизма, был арестован и выслан под  надзор полиции в д. Кокушкино. В 1891 г. Ленин экстерном сдает экзамены за юридический факультет Петербургского университета, а в 1893 г., по приезде  в столицу, он стал руководителем  петербургских марксистов. В 1895 г. Ленин  установил связь с группой  «Освобождение труда» и стал одним  из создателей в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре этого же года его  отправляют в ссылку в с. Шушенское, где он пробудет три года. В июле 1900 г. Ленин эмигрирует за границу, где  руководит изданием газеты «Искра». В 1903 г. он организует большевистскую социал-демократическую  партию. В 1905 г. Ленин вернулся в Россию, но в 1907 г. после поражения Первой русской революции вновь вынужден эмигрировать. В Россию Ленин вернулся в апреле 1917 г. и возглавил работу по организации Октябрьского вооруженного восстания. На II Всероссийском съезде Советов Ленин избирается Председателем  Совета народных комиссаров.

В своих  работах Ленин обращался к  философским проблемам, имеющим  отношение к диалектике природы, исследовал причины кризиса в  естествознании, возникшего на рубеже XIX – XX вв., раскрыл специфику научных  революций, дал гносеологическое определение  материи и выдвинул положение  о ее неисчерпаемости. Он исследовал ряд проблем теории познания: взаимодействие относительной и абсолютной истины, критерии истинного знания, сущность и роль практики, проблемы всеобщего  метода познания, связи философии  и естествознания и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Домарксистский материализм

 

В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Родоначальником антропологического материализма является Чернышевский.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) родился  в Саратове в семье священника. Окончил духовную семинарию, затем  учился на историко-филологическом факультете петербургского университета (1845 – 1850). С 1851 по1853 гг. Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской  гимназии. В 1855 г. он защитил магистерскую диссертацию. В течение нескольких лет Чернышевский сотрудничал в  журнале «Отечественные записки», занимал  руководящую должность в журнале  «Современник». В 1862 г. за революционную  деятельность он был арестован и  заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан на каторгу в Сибирь. По возвращении из Сибири в 1883 г. жил  сначала в Астрахани, затем в  Саратове.

По своему мировоззрению Чернышевский до двадцати лет оставался монархистом и  глубоко религиозным человеком. Под влиянием философии французских  просветителей, а также работ  Гегеля и Фейербаха в его взглядах происходит перелом, он становится –  материалистом, атеистом, а в понимании  общества – республиканцем, демократом и социалистом. Основная цель его  жизни – свержение царизма  путем крестьянской революции.

Ядром этической  доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению  перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро  сводилось к такому поведению, которое  полезно максимальному числу  людей. Для того чтобы народ был  социально активным и просвещенным, Чернышевский считал необходимым изменить общественную структуру и создать  условия для всестороннего развития человека из народа в духовном и  физическом смысле.

Представителем  «утилитарного» материализма был Дмитрий  Иванович Писарев (1840 – 1868) – мыслитель  и публицист, который внес существенный вклад в русскую духовную культуру.

Он родился  в селе Знаменское Орловской губернии в семье помещика. В 1861 г. Писарев  окончил историко-философский факультет Петербургского университета. В 1862 г. его за пропаганду насильственного свержения царизма заключили в Петропавловскую крепость, откуда был освобожден по амнистии в 1866 г. Писарев продолжил свою публицистическую деятельность, откликаясь в своих статьях на все важнейшие события российской и зарубежной общественно – политической жизни. Жизнь Писарева была краткой, но яркой. Ее оборвал несчастный случай. Во время купания в море недалеко от Риги Писарев утонул. Похоронен он в Петербурге. Во многих своих работах Писарев пропагандировал учение Дарвина и свою собственную «теорию реализма», в которой настаивал на приоритете естествознания в совокупности с математикой может способствовать позитивным изменениям в обществе, победе знания над незнанием и религиозными предрассудками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.К. Н. Леонтьев об  исторической судьбе России

 

Константин  Николаевич Леонтьев (1831 - 1891) родился 25 января в Калужской губернии. Решающее влияние на судьбу будущего писателя и философа оказала мать, которую  отличала глубокая религиозность и  твёрдые монархические убеждения. Учась в Московском университете, он начал писать. Первые сочинения  Леонтьева были высоко оценены И.С. Тургеневым. Константин Леонтьев сделал отличную карьеру, он занимал должность  консула в европейских владениях  в Турции, был цензором, врачом, участвовал в Крымской войне. Но он пожертвовал  своей карьерой ради своих сочинений. В конце концов, он оставил должность и удалился в монастырь, где принял тайный постриг под именем Климента. Прожил он в монастыре не долго и в 1891 году Леонтьев умер.

Ещё при  жизни творчество Леонтьева вызывало жаркие споры. Так как его философия  шла в разрез и с философией западников и с философией славянофилов. Леонтьева считали последователем Н.Я. Данилевского. Но нельзя это утверждать, так как взгляды Леонтьева  сложились ещё до встречи с  Данилевским. А в последствии  К.Н. Леонтьев разошёлся с Данилевским  по вопросу на тему, что является основой всякой культуры и государства. Данилевский считает, что основой  является “племя”, а Леонтьев полагал, что племенной принцип бессодержателен  для России, так как славяне  поражены “вирусом” западного европейского буржуазного эгалитаризма. При этом Леонтьев считал, что Россия сможет освободиться от этого “вируса”. По мнению Леонтьева, Россия - особый культурно-исторический тип, который должен будет сменить романо-германский. Исходя из этого Леонтьев видел два выхода из сложившейся в России ситуации: либо Россия должна подражать европейской цивилизации и перенять опыт “старо-британского личного свободолюбия” с примесью плоского французского равноправия, либо отстаивать своё национальное своеобычие, пропитанное древне-православным духом. Леонтьев тяготил ко второму варианту. И вывел культурно-политический идеал государства, каким должна была бы стать Россия. Он считал, что “государство должно быть крепким, сословным и свирепым, церковь - независимой, быт русского народа должен быть национальным и обособленным от Запада”.

Если  по предположениям Леонтьева Россия стала бы такой, то она бы заняла лидерство в мире, затмив Европу. Но тут встаёт вопрос, почему Европа должна отдать своё мировое лидерство. Леонтьев нашёл ответ. И ответ  этот содержится в его исторической концепции. В среднем, по мнению Леонтьева, исторический срок развития народов - 1000 - 1200 лет. Срок этот делится на три  периода: первоначальной простоты, цветущей сложности и упростительного  смешения. В работе “о долговечности  государства” Леонтьев путём подсчёта сделал вывод о том, что европейская  цивилизация находится в третьем периоде и близится логический конец её существования. На место Европы Леонтьев выдвигал Россию. Но неужели Россия намного моложе Европы? Для того, чтобы вывести возраст России, надо сосчитать нашу историю, либо с Рюрика (862 г.), либо с крещения Владимира (988 г.). Выходит, либо 1012 или 886 лет. Так значит Россия ничуть не моложе Европы! Но Европа и Россия различны в своём развитии. В Европе развитие было прогрессивным и быстрым, а Россия несколько веков была “заморожена” (Татаро-монгольское иго), поэтому развитие протекало медленно. Россия только вошла во вторую фазу развития, и ей ещё предстоит стать мощным и сильным государством. Для этого ей надо завоевать Константинополь, где в дальнейшем надо укрепить консервативный культурный слой и восстановить Восточное царство с принудительной земледельческой общиной. Леонтьев ценил принудительный характер отношений, так как ослабление сильной власти - верный признак разложения государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. И.А. Ильин о самобытности  русской культуры

 

Иван  Александрович Ильин прожил на родине 39 лет. С 1909 года работал в Московском университете, а в 1922 покинул Москву. В то время он был в звании доцента 2-х факультетов - юридического и  историко-филологического. Покинул  родной город не по собственной воле. После жестокого ареста комунно-политической полицией получил смертный приговор, который потом был заменён  пожизненной высылкой за границу. “Это стало хорошей школой для дальнейшего  формирования и стойкости его, для  умения ради свободы как таковой, ради свободы мысли и веры поставить  на карту всё - себя, свою жизнь, возможности, семью”. В 1938 году бежал из нацисткой  Германии, и швейцарские власти предоставили ему вид на жительство с очень жёсткими условиями: не вести политической деятельности, не иметь права на работу, не менять место жительства под угрозой отправки обратно в Германию.

Ильин приводит к тому, что русская душа - “это не какой-то страшный сфинкс” - кто  понимает её или выдаёт за такового демонстрирует недостаток собственной  способности проникновения. “Это душа взыскует правильного понимания и не желает, что бы её смешивали с крайне ей узкими течениями и идеологиями (например, с большевизмом). Будучи душой свободного чувства и свободного созерцания она как бы рождена для христианства; и её последним собственным прибежищем является тем самым вера и религия”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Идея всеединства философского учения В. Соловьёва

 

Самой яркой  фигурой в русской философии  второй половины XIX века был Владимир Сергеевич Соловьёв.

Он с  самого начала своего философского творчества был необычно самостоятельным. Соловьёв обладал редкой способностью быстро освоить, изучить значительное число  источников, в том числе и древних  авторов, а за тем очень критично и обстоятельно их проанализировать. Огромное влияние на мировоззрение  Соловьёва оказали труды Платона. Известно, что он даже предпринял попытку  перевести все диалоги Платона  на русский язык и только смерть помешала ему довести это дело до конца.

Владимир  Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное мировоззрение, но считал, что одними идеями преобразовать  жизнь невозможно. А потому, идея должна быть воплощена материально, не потеряв своего смысла. Соловьёв считал, что стать действительным сверхчеловеком только силой ума  и гениальности невозможно.

Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и других европейских  философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также как и эти  немецкие философы, он высоко ценил  человеческий разум, но по ряду принципиальных вопросов расходился с ними. Главное  принципиальное различие заключалось  уже в том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца ориентировался на христианское богословие, в то время  как немецкие философы в той или  иной мере отходили от христианства.

По своему мировоззрению он был всесторонним учёным, то есть в своих теоретических  трудах он выступал не только как философ, но и старался представить цельное, синтетическое знание.

Соловьёв  глубоко знал не только теологию, но и хорошо знал художественную литературу. Он считается выдающимся публицистом  и художественным критиком.

Соловьёв  был сторонником диалектического  подхода к действительности. По его  мнению, действительность нельзя рассматривать  в застывших формах. Самый общий  признак всего живущего состоит  в последовательности изменений. Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва мировая  душа, обладающая особой энергией, которая  одухотворяет всё существующее. Однако деятельность мировой души нуждается  в божественном импульсе. Этот импульс  проявляется в том, что Бог  даёт мировой душе идею всеединство  как определяющую форму всей его  деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости. Основой  и существом мира является “душа  мира” - София, которую следует рассматривать  как связующее звено между  творцом и творением, придающее  общность Богу, миру и человечеству.

В утверждении  Соловьёва об истинном знании как  синтезе имперического, рационального  и мистического познания является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называет “свободной теософией” позволяет рассматривать  мир как завершённую систему, обусловленную всеединством или  Богом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ведущими  идеями русской религиозной философии  конца XIX – начала XX вв. были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Эти идеи разрабатывались  и обосновывались в произведениях  Бердяева, С. Булгакова, Достоевского, В. Соловьева, Л.Толстого, Федорова, Флоренского, Флоровского, Шестакова, Шпета и др. русских мыслителей

Под соборностью  при этом понималось единство людей  на основе любви к Богу и друг другу. По мнению большинства философов, использующих это понятие, соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над  собой никакого внешнего авторитета. Соборуясь, писал, например, Флоренский, «мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».

Информация о работе Серебрянный век