Серебрянный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Россия вступила в XX век в период тяжких испытаний (революция 1905г. и большевистский переворот 1917г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.
Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений, на мир и жизнь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 37.54 Кб (Скачать)

Введение

 

Россия  вступила в XX век в период тяжких испытаний (революция 1905г. и большевистский переворот 1917г.), последствия которых  она испытывает до сих пор. Это  коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.

Если  до первой революции 1905 российская интеллигенция  была более или менее едина  в вопросе о необходимости  политических реформ (считая форму  государственного правления главной  причиной неудовлетворительного положения  дел в стране и обществе), то после  введения основных конституционных  свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений, на мир и жизнь.

К философам  серебряного века традиционно относят  Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О. Лосского, Ф.А. Степуна, П.Б. Струве, В.Н. Ильина, Л.П. Карсавина, П.А. Флоренского, Льва Шестова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, В.Ф. Эрна, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета и др. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи» - Павел Флоренский. Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы.

Основной  трибуной философов «серебряного века»  становится участие в литературно-философских  журналах («Логос», «Новые идеи в философии», изд-во «Путь») и сборниках. Сборник  Вехи (1909) имеет ярко выраженный мировоззренческий  характер. Авторы – М. О. Гершензон, Бердяев, С. Н. Булгаков, А. Изгоев, Б. Кистяковский, П. Б. Струве, Франк – хотели повлиять на настроение интеллигенции, предложить ей новые культурные, религиозные  и метафизические идеалы. При этом основной критике подвергалась традиция российского радикализма. Значение Вех как важнейшего документа  эпохи заключалось в своеобразной смене философской парадигмы  российского общества. Но необходимо учитывать, что основной переход  к религиозно-философским воззрениям произошел у Бердяева, Булгакова, Франка значительно позже, уже в  эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Славянофильство и западничество

 

Между противостоящими  друг другу славянофилами и западниками  развернулись дебаты, прежде всего, по поводу определения пути будущего развития России. Принадлежащие к первому  направлению К. Аксаков и И. Аксаков, Киреевский, Самарин, Хомяков, и др. ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, стержнем общественного развития России считали православие, народность и самодержавие, критиковали политику европеизации, проводимую Петром Первым. Во второй половине XIX в. Некоторые из них, например, Данилевский, скатились на позиции крайнего национализма.

Одним из создателей философской доктрины славянофильства  был Киреевский.

Иван  Васильевич Киреевский (1806 - 1856) родился  в дворянской семье. Учился в пажеском корпусе, был вольнослушателем Петербургского университета. В качестве офицера  лейб-гвардии конного полка Киреевский участвовал в Крымской войне. Он принимал участие в подавлении Польского  восстания (1863-1864 гг.). Киреевский известен как литературный критик, публицист  и общественный деятель. В славянофильстве  он видел систему, которая без  всяких оговорок удовлетворяет религиозно нравственным, философским и политическим требованиям русского общества. Особого  внимания заслуживает этическое  учение Киреевского, взятое в контексте  его антропософии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Началом движения «западников»  послужил литературно-философский  кружок Станкевича.

 

Николай Владимирович Станкевич (1813 - 1840) философ, литератор и общественный деятель, родился в с. Удеревка Воронежской  губернии в семье дворянина. Высшее образование получил в Московском университете, где изучал словесность. Участниками организованного им кружка были К. Аксаков, Бакунин, Белинский, Грановский, Катков и др. в центре внимания Станкевича были исследования философско-этических проблем. Он считает, что цель жизни человека – общественное благо – раскрывается в философии, которая указывает и путь, и  средства достижения этой цели. В своей  антропософии Станкевич утверждал  веру в могущество человеческого  разума, неразрывно связанного с «добрым  чувством» и ведомым им. Будучи религиозным философом, он полагал, что окончательно разрешить все  вопросы человеческого бытия, возникающие  внутри философии, призвана философия  религии. Религия для Станкевича представлялась всеобщей любовью, посредством  которой люди преодолевают отчужденность, на основе этой любви возникает и  духовное единение.

Традиции  двух философских тенденций нашли  отражение в учениях великих  русских мыслителей – Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Бердяева. Эти  имена составляют классику русской  философии XIX – нач. XX вв. они интересны  и тем, что стоят особняком  по отношению друг к другу, каждое из этих трех имен являет собой оригинальное миропонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Свобода и личность в русской философии

 

Проблема  личности - одна из главных теоретических  проблем в истории русской  философии. Всесторонне её исследование является важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе основные вопросы  политической, правовой, нравственной, религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли.

Место личности в обществе, условия её свободы, структура  личности, её творческая реализация представляет собой целостный процесс развития идей.

Славянофилы утверждали, что подлинная свобода  личности возможна лишь на основе признания  религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отстаивали бога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной  заслугой философов-славянофилов.

Славянофилы выступали против личной собственности  правового государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются наилучшей средой для существования  личности. Всем формам внешней свободы - политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях  внутреннего мира, освещённых религией.

Проблема  свободы личности, которой русские  философы посвятили столько ярких  страниц, приобрела в современном  мире особое значение, она становится объектом не только политических деклараций, но и теоретических изысканий. Одним  из них является либерализм. Российский либерализм выражается социальным строем, который многие люди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовому государству, где  все равны перед законом, где  интересы личности выше интересов государства, где хорошие условия труда  и жизни.

Глубину идеи русского либерализма демонстрирует  работа одного из ведущих представителей русской социально-философской мысли  Петра Струве.

Струве  считал, что главная сущность тех  или иных учений - это отношение  “к двум основным проблемам культурного  и государственного развития России: проблеме свободы и власти”. Таким  образом, сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в  тоже время поиск границ этой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считал творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе, так и любви к власти.

В 20-е  годы в статье “Наши люди” Струве выступил против революции, так и  против надежд на реставрацию царизма. Он писал: “России нужно возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлюще, проникнутое идеями нации и отечества, свободы и собственности и в то же время свободное от духа и духов корысти и мести”.

Пётр  Струве был убеждён в необходимости  не только эволюционных изменений на основе строгой законности, но и  в возможности разнообразных  компромиссов с обеих сторон.

Революцию 1917 года Струве назвал всероссийской  катастрофой, ответственность за которую  несёт неповоротливая власть, радикальная  и либеральная интеллигенция.

Вполне  закономерно, что Струве пришёл к  оценке русской революции 1917 года как  “национального несчастья”, культурного, социального и политического  крушения. Он признавал влияние марксизма  на общественное сознание, но сама теория не может служить источником гигантских исторических перемен.

Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения и уважения к  правовым нормам, уважение к личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Метафизика «всеединства» Вл. Соловьева

 

Владимир  Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) был сыном известного русского историка С. М. Соловьева. Владимир Соловьев получил высшее образование в Московском университете, где проучился почти четыре года на физико-математическом факультете, оставил учебу, а через короткое время сдал экзамены за полный курс историко-филологического факультета. В период подготовки к экзаменам слушал лекции по богословию и философии в Московской духовной академии. В 1874 году с блеском защитил магистерскую диссертацию на тему: «Кризис западной философии» в Петербургском университете. В этом же году был избран доцентом кафедры философии Московского университета. Через полгода он отправился в научную командировку в Лондон, откуда внезапно уехал в Египет. Возвратившись в Москву, Соловьев продолжил преподавательскую деятельность в университете, но в начале 1877 года оставил службу и переехал в Петербург. Здесь он работал в Ученом комитете при мин6истерстве народного просвещения, читал лекции в университете и на Высших женских курсах. В 1880 году Соловьев защитил как докторскую диссертацию свою работу «Критика отвлеченных начал». В 1881 году он прекращает свою преподавательскую деятельность, занимается теоретическими исследованиями и публицистикой.

Соловьев  создал оригинальную философскую систему, в которой пытался соединить  немецкую классическую философию, научный  эмпиризм и христианско-платоническое  миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается  у него в образе Софии – Премудрости  Божией.

Всеединство Соловьев рассматривал в трех аспектах:

  • Гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического, рационального и мистического. При этом под эмпирическим знанием он понимал научное знание, под рациональным – философское, а под мистическим – знание, получаемое не в результате познавательной деятельности, а с помощью религиозной веры и интуиции;
  • Социально-практическом – как единство государства, общества, и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
  • Аксиологическом – как единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при непременном условии примата добра.

Соловьев  выступал за воссоединение христианских церквей и всемирной теократии, за рост национального самосознания, против национализма и религиозной  нетерпимости. Преодоление несовершенств  жизни и победу истины, добра и красоты над пороками он видел в «богочеловеческом процессе», главное в котором – вера в Бога, служение абсолютному добру и стремление укоренить Царство Божие.

Основные  произведения Соловьева: «Духовные  основы жизни», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская церковь», «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание  добра» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Философия марксизма

Философия марксизма или марксистская философия  в России конца XIX – начала XX вв., наибольший вклад в развитие которой  внесли Богданов, Бухарин, Ленин, Мартов, Плеханов, Струве, Троцкий и др., представляет собой многоплановое явление, вобравшее  и отразившее всю сложность этого  периода развития страны. Одной из ее особенностей стала практическая направленность, связанная с задачей  изменения общественно – политического  строя.

Первым  российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи был Г.В. Плеханов.

Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) родился  в селе Гудаловка Тамбовской губернии в семье отставного гусарского офицера. После окончания гимназии, Плеханов в 1874 г. поступил в горный институт, где сблизился с народниками. Он был одним из создателей организаций  «Земля и воля» и «Черный предел». За антигосударственную политическую деятельность дважды был арестован, а в 1880 г. был вынужден эмигрировать за границу. В 1883 г. Плеханов порывает с  идеологией и практикой народничества  и создает марксистскую группу «Освобождение  труда». После основания РСДРП (1898) он принимает участие в ее работе. Плеханов осудил революцию 1905 г., а в 1917 г., уже вернувшись в Россию, не принял курса большевиков на социалистическую революцию. С его точки зрения, социалистическая революция может  начаться лишь в высокоразвитых капиталистических  странах, поэтому он отрицательно относился  и к Октябрьской революции, полагая, что «русская действительность еще  не перемолола той муки, из которой  можно печь пирог социализма».

Плеханов  был первым пропагандистом и теоретиком диалектического материализма в  России. Марксизм он считал самой «совершенной»  формой мировоззрения, которая в  области понимания истории, по его  мнению, достигает уровня науки, придает  ей ту «строгость», которой часто  кичилась перед наукой об обществе «ее сестра – наука о природе».

Информация о работе Серебрянный век