Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:02, реферат
Особый интерес представляет 17 век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма (направление в теории познания, приз
Введение
1. Биография
2. Сенсуализм как философский метод познания
3. Теория первичных и вторичных качеств
Заключение
Список литературы
Согласованность между идеями можно понять с помощью интуиции или доказательства.
Идеи, понимаемые с помощью интуиции, не требует подтверждений, доказательств. Они очевидны. Например, мы видим белый цвет, и у нас нет даже мысли, что это черный. Мы понимаем это интуитивно, не нуждаясь в помощи каких-либо других идей. Локк считает, что этот род познаний самый ясный и достоверный из всех, на какие способен человеческий ум. В данном познании нет места для сомнений, колебаний.
Если же мы принимаем идеи не непосредственно, тогда применяется второй способ – доказательство. Доказательство осуществляется посредством участия других идей, и именно этот процесс называется разумом и размышлением. Процесс доказательства опирается на интуитивную связь. Таким образом, убедительность опирается на достоверность интуиции. Например, доказывая теорему, мы опираемся на очевидные факты, из этой очевидной цепочки складывается доказательство.
Но в реальном бытие, необходимо рассматривать согласованность идей с внешней действительностью. Локк предполагает, что мы знаем о Боге с помощью доказательств, о нашем бытие посредством интуиции, а о существовании других вещей через ощущения.
Познания бытия посредством интуиции Локк объясняет так: Ничто не может быть для нас более очевидным, чем наше собственное бытие. Ведь человек испытывает боль, то очевидно он обладает восприятием собственного бытия как ощущаемой боли. Опыт убеждает, что мы обладаем интуитивным познанием нашего собственного бытия и точно знаем, что мы существуем. Человек уверен в том, что он существует, и не допускает никаких сомнений по этому поводу.
Но в существовании вещей, мы меньше убеждены, чем в своем бытие. Локк утверждает: «Наличие идеи о чем-нибудь в нашей душе подтверждает существовании этой вещи не больше, чем портрет некого человека доказывает, что он существует в этом мире, или же чем сновидение рассказывает правдивую историю».[6] Однако наши идеи вырабатываются внешними объектами, мы можем быть уверенными в его существовании только тогда, когда ощущение является действительным. Например, мы видим книгу, и мы уверена в наличии этого объекта, только пока видим, когда он находится в поле нашего зрения, мы больше не можем чувствовать уверенность в его существовании.
Относительно познания Бога с помощью доказательств, Локк считает, что есть нечто, существующие в действительности. И так же Локк утверждает, что небытие не может породить нечто реальное, это является доказательством того, что существовало нечто, так как что не существовало от века, имело какое-то начало, а то, что имеет начало, должно быть порождением чего-нибудь другого. Локк утверждает, что это нечто, которое породило наше бытие, должно быть всемогущим, вечным. Философ полагает, что существовании Бога, безусловно, более бесспорное и достоверное, чем те познания, которые мы получаем через органы чувств. О существовании Бога, мы знаем с большей уверенностью, чем о существовании других вещей вне нас.
Теория первичных и вторичных качеств
Идеи находятся в уме человека, однако существует нечто, что дает возможность производить идеи в разуме. Такую способность вещей вырабатывать в нас идеи Локк назвал «качеством». Качество – это способность вырабатывать идеи в нашей душе. Например, думая о комке снега, у нас вырабатывается идея белого цвета, холода. У Локка есть теория первичных и вторичных качеств. Первичные качества такие, которые объективно присущие данным объектам: протяженность, форма, движение. Вторичные качества наоборот неприсущие объектам, они представляют наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, запах, вкус, звук. Первичные качества представляют собой свойства самих тел, а вторичные возникают из встречи субъекта с объектом. Локк доказывал законность вторичных качеств, тем, что они вызываются в нас тем же способом, что первичные. Философ предполагал, что довольно много тел, которые слишком малы, и мы не можем их обнаружить ни одним чувством, возможно, это частицы воздуха и воды. «Демокрит говорил «Мнимы боль, горький вкус, жара, холод, цвет; истинны лишь атомы и пустота».[7] Из этого материала человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления, составляет сложные идеи. Среди идей, находящихся в человеческом уме, Локк различает ясные и смутные, реальные и фантастические идеи. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Таким образом, закладывая основы сенсуализма. Локк не только утверждает, что ощущения являются источником познания, но и что именно они есть критерий истины.
Заключение
Джон Локк сыграл выдающуюся роль в развитии политических концепций 17 века, оставив потомкам достаточно полно разработанную систему идей, которые легли в основу современной политики. К Локку также восходит философское учение о воспитании, послужившее развитию философско-педагогической мысли эпохи Просвещения. Достаточно очевидным представляется тот факт, что для самого Локка на первом месте его философских интересов стояла гносеологическая (теория познания в философии, изучает закономерности и возможности процесса познания) и политико-правовая проблематика, а не исследование вопросов нравственного поведения человека и создание науки о морали. Это подтверждается и самим названием основного труда философа «Опыт о человеческом разумении».
Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, – спрашивал он, – от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, – писал он, – здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».
Колоссальное влияние идей Локка, и в частности теории познания, на формирование философской мысли Нового времени признается всеми
современными исследователями
Список литературы
1. Соколов, В.В. Историческое введение в философию – М.: Академический проспект, 2004.
2. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ Дж. Реале, Д. Антисери – СПб.: Петрополис, 1996.
3. Гриненко, Г.В. История философии – М.: Юрайт, 2004.
4. ru.wikipedia.org
[1]Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней, СПб., 1996, С. 324.
[2] Гиненко Г. В. История философии, М., 2004, С.326.
[3] Реале Дж. Указ. соч. С. 329.
[4] ru.wikipedia.org
[5] Реале Дж. Указ. соч. С. 336.
[6] Реале Дж. Указ. соч. С. 338.
[7] Реале Дж. Указ. соч. С. 330.