Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:02, реферат
Особый интерес представляет 17 век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма (направление в теории познания, приз
Введение
1. Биография
2. Сенсуализм как философский метод познания
3. Теория первичных и вторичных качеств
Заключение
Список литературы
15
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
Сенсуализм как философский принцип познания и теория первичных и вторичных качеств Дж. Локка
Выполнил:
студент группы ОП-2
Проверил:
доцент, канд. филос. наук
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение
1. Биография
2. Сенсуализм как философский метод познания
3. Теория первичных и вторичных качеств
Заключение
Список литературы
Введение
Особый интерес представляет 17 век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания) и сенсуализма (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.) Выявились собственно социальные факторы определения границ теоретического познания, открывавшие перспективы для развития моральной философии.
Подлинным центром новаторской мысли была Англия. Отсюда необходимость особого внимания к творчеству британских эмпириков того времени и, прежде всего, Джона Локка.
Имя Джона Локка занимает весьма почетное место не только в ряду великих философских имен эпохи Нового времени, но и в мировом историко-философском процессе. Философские концепции теории познания и нравственности английского мыслителя послужили своеобразным связующим элементом между философской и социально-этической мыслью 17 и 18 веков
Биография
Джон Локк (1632–1704) - английский философ, иногда называемый «доктором Локком», за профессиональную компетенцию. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время, ведущее учебное заведение страны.
В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. После получения магистерской степени в 1658 он был избран «студентом» (т.е. научным сотрудником) колледжа, преподавал греческий язык, риторику. Однако Локк был весьма недоволен философским образованием, полученным в Оксфорде, «называл его «замутненным неясными словами и бесполезными исследованиями»»[1]. Поэтому он стремился удовлетворить свои научные потребности, изучая медицину, анатомию, физику и помогая в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р.Бойль и его ученики.
В возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако его позиция изменилась и стала ближе к взглядам будущего покровителя. Джон Локк сначала становиться домашним врачом, воспитателем, а затем и секретарем лорда Эшли Купера.
Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание – он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра. «Опыт о человеческом разумении»- его основное философское произведение, результат почти двадцатилетнего труда, опубликованный в 1690 году. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.
Либерализм Шефтсбери был достаточно материалистичным. В то время как Шефтсбери интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма.
С 1674 по 1689 Локк из-за своих политических убеждений был вовлечен в череду виражей, наложивших неизгладимый отпечаток на его мировоззрение.
После отставки лорда Эшли Локк уехал во Францию. Он прожил там с 1675г. по 1679г., изучал картезианство.
С 1679 по 1682 он снова рядом с лордом Эшли, который вернул себе свое политическое положение. Однако в 1682г. граф Шефтсбери был втянут в заговор и в результате гонений со стороны реакции был вынужден бежать в Голландию, где вскоре умер. Локку так же был вынужден просить убежища в Голландии, где он принял активное участие в подготовке экспедиции Вильгельма Оранского.
В Англию Локк вернулся только после «славной революции». В результате, компромисс между английской буржуазией и феодальной аристократией, привел к полной победе сторонников режима парламентской монархии, за которую всегда боролся Локк. Поэтому, вернувшись в Лондон, Локк получил заслуженные плоды своей деятельности – должности и почет.
Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское общество, в котором вращался благодаря успеху своих сочинений, однако не в силах был выносить городскую духоту. Большую часть жизни он страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой.
И в 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме сэра Френсиса Мэшема и его супруги Дэрмис Кэдворт в Отсе (графство Эссекс). Там он и умирает в 1704 г. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем. Там же его посещал И. Ньютон, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал.
В 1688 Локк опубликовал работу «Два трактата о государственном правлении», изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно «Письма о веротерпимости». В 1693 г. были напечатаны «Мысли о воспитании», а в 1695 г. – «Разумность христианства». После смерти философа были изданы некоторые произведения: «Пересказ и примечания к Посланиям святого Павла, к Галатам, Коринофянам, Римлянам, Ефесянам» и «Опыт для понимания Посланий святого Павла»
Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.
Сенсуализм как философский метод познания
И эмпиризм и идеализм столкнулись с проблемой, которой до сих пор философия не нашла удовлетворительного решения. Эта проблема состоит в том, чтобы показать, каким образом мы познаем другие вещи, отличные от нас самих, и каковы действия нашего собственного ума. Локк стремится определить пределы, реальные возможности человеческого разума. Этот вопрос перед собой ранее такие философы как Роджер Бэкон и Оккама. Но Локк предположил что, что единственным объектом человеческого мышления является идея. Локк утверждает, что идеи происходят от опыта. Локк отрицает любую форму врожденности и стремится доказать, что идеи всегда происходят только от опыта, это он подробно и описывает в первой книге «Опыта».
Отдельно хочется обратить внимание на термин «идея». Введенное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформировалось. «Локк называет «идеями» все то, что, существует в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции и мысли».[2]
Локк считает, что не существует не врожденных идей, принципов. Человеческий разум как бы сильным он ни был, не способен изобрести идеи, поэтому источником и пределом идеи является опыт.
Мнение Локка разделяли Герберт Чербери, Бенджамен Уиккот, Джон Смит, Генри Мур, Ральф Кэдворт.
Локк отрицает врожденные принципы, объясняя это тем, что дети и умственно отсталые люди не осведомлены ни о нравственных принципах, ни о принципе тождества.
«Врожденные принципы» так же опровергаются, тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противоположно принципам, то есть, совершая поступки, которые с нашей точки зрения являются плохими. А они не считают свое вполне дозволенным.
Локк сразу отрицает и то, что разум может создавать идеи. Он считает, что разум может лишь комбинировать идеи, но никак не создавать, он так же не может разрушить их. Объясняет Локк это тем, что даже самый восторженный ум и самый разносторонний интеллект не может изобретать в душе какие-либо идеи.
Локк утверждает, что все идеи происходят от ощущений, от рефлексии. Никто не может представить вкус, которого раньше не пробовал, вообразить запах, которого раньше никогда не чувствовал.
Значит, разум получает материал познания только из опыта. Локк предполагал, что душа начинает думать после того, как органы чувств принесут ей идеи. И только потом разум удерживает все ощущения в памяти. Затем, совершенствуя свои способности, душа запоминает, воображает, рассуждает.
Локк сравнивает душу с белым листом, и говорит, что весь материал разума и познания добывается опытом. И именно на нем основано все наше познание и из него оно берет начало.
Опыт же Локк делит на два типа. «Мы чувствуем внешние материальные предметы или чувствуем внутреннюю деятельность нашей души».[3] Из первого опыта происходят ощущения как от одного органа чувств, так и от нескольких. Из второго происходят рефлексивные идеи (идея удовольствия, боли).
Получая простые идеи, душа может совершать с ними различные действия, комбинировать их, получать сложные идеи, и формировать общие идеи.
Сложные идеи Локк разделяет на три большие группы: модусы, субстанция и отношения.
Идеи модусов представляют собой такие сложности сложные идеи, которые в любом случае оказывается составными, в них не существует самостоятельных отдельных элементов.
Идея субстанции берет начало из констатируемого нами факта, что некоторые простые идеи всегда соединены друг с другом и, вследствие этого, мы привыкаем к предположению о существовании «субстрата», в котором существуют и из которой образуются эти идеи.
Идеи отношений возникают сопоставления идей и последующего их мысленного сравнения. (Например, женщина может быть мамой, бабушкой, дочерью, женой по отношению к разным людям).
Все рассуждения и утверждения Локка говорят о сенсуализме как о философской форме познания.
«Сенсуализм (от фр. sensualism
Отдельно хотелось бы рассказать о познании, его границах и значении.
Локк определял познание как: «восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание».[5]