Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:36, реферат
Сократ - великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал его К.
Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики,
логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества.
1. Введение
2. Секрет Сократа
3. Диалектический метод
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Итак, мы ранее
отметили, что открытый Сократом диалектический
метод представляет собой движение
мысли к пониманию идеи. Ниже мы
проанализируем то, на что опирался
Сократ в своем методе: на иронию,
маевтику, индукцию. Рассмотрим
эти три стороны метода Сократа.
Первая сторона
его метода - ирония ( с греч. - притворство,
насмешка, игра слов) - насмешка над собственной
закостенелостью и самонадеянностью.
Главная его ирония выражена в знаменитом
принципе Сократа "я знаю, что я ничего
не знаю". Философ, лишенный иронии,
не философ, а либо болтун, либо догматик
(то есть тот, кто не видит никакого движения
вперед по отношению к тому, что уже считает
достигнутой истиной). Философия же - это
свобода, она должна видеть свою суть в
движении мысли, в открытости такому движению.
А ирония - это есть постоянная насмешка
над самонадеянностью человека, что он
якобы уже все знает и всего достиг. Когда
Сократ беседовал с афинянами, в процессе
чего задавал им вопросы, заставляющие
собеседника задумываться, сомневаться
в выраженной им ранее мысли, а наиболее
самокритичные начинали разочаровываться
в своей прежней самонадеянности. Здесь
и начинается философия. Впоследствии
Платон, а затем и Аристотель говорили,
что философия начинается
с удивления. Кто не умеет удивляться,
никогда не поймет что’ есть философия.
Ирония Сократа обращает человека в первую
очередь против самого себя. Если догматическая
самоуверенность мешает двигаться мысли,
то ирония снимает это. Ирония ведет к
очищению ума для его дальнейшего просвещения.
Итак, ирония - очищает от самонадеянности
и самоуверенности в достижении человеком
истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому
Сократ и выдвинул принцип "я знаю, что
ничего не знаю".
Вторая сторона метода Сократа - маевтика. Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истины происходит в процессе вопрошания. "Эрау" - по гречески любовь, страсть, когда мы постоянно как бы спрашиваем, вопрошаем, любят ли нас? Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когда философ (т.е. любящий мудрость, любящий и ищущий истину) как бы вопрошает мир (и человека как его часть) о его тайнах. Любовь же живет в процессе, а не в результате. Философия тоже процесс любви. Она, как и любовь, движет, воодушевляет. Вот в чем диалектика метода Сократа. Поэтому Сократ - главный герой философии. Он и есть любовь к истине.
Вопрошание, как
и всякая любовь, возможна в диалоге.
Вопрошание к себе или другим, диалог
с собой или с собеседником
- это одна из сторон диалектического
метода Сократа. Повивальное искусство
Сократа - маевтика - в диалоге, в котором
происходит вопрошание, что и побуждает
душу собеседника знать. Хотя, как говорил
Гераклит, многознание уму не научает,
но в результате маевтики не будет всезнания
(да это и невозможно), а будет движение
к истине.
Третья сторона метода Сократа - индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, т.е. определение предмета в уме - словом, логосом. Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея - это то, что предстоит еще определению, то есть идея - это представитель истины в уме. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.
Таков метод Сократа. Он называется диалектическим, т.к. он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).
В основе диалектического
метода и сегодня остался диалог
как столкновение противоположностей,
противоположных точек зрения. И само
изменение (движение) как в мышлении (у
Сократа), так и в природе и в обществе
- это результат постоянного столкновения
диалектических противоположностей, возникновение,
становление и разрешение противоречий
между ними.
Заключение
Гегель называл Сократа одним из первых диалектиков, потому что в своих диалогах Сократ стремился дойти до истины через отрицание ложного. Он выявлял противоречия, которые содержались в понятиях и определениях, он выявлял противоречия, которые содержались в умах людей. Он называл это испытаниями. Как Сократ дошел до своего диалектического метода поиска истины? Кант утверждал, что мыслить- значит вести диалог с самим собой. Сократ первым это понял. Он свой метод опробовал сначала на себе. Современники мудреца утверждают, что часто можно было увидеть Сократа, стоящего неподвижно и о чем-то напряженно думающего. Так он мог стоять часами. В это время Сократ думал или, согласно Канту, вёл диалог с самим собой. Отработав метод на себе, он пошёл к людям.
Такова бесценная
роль Сократа - развитие им в философии
диалектического метода - метода, применимого
во всех областях природных и социальных
явлений, в том числе и в сфере теории и
практики физической культуры и спорта.
Список
используемой литературы:
Королева Л.Д. Диалектический метод Сократа М.: 1998. - Т. 5. - С. 74-77.
Нерсесянц В.С. – Сократ
Томас Стернз Элиот - Я знаю только то, что я ничего не знаю.
Дейл Карнеги. Как приобретать
друзей и оказывать влияние на людей