Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:36, реферат
Сократ - великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал его К.
Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики,
логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества.
1. Введение
2. Секрет Сократа
3. Диалектический метод
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Высшее учебное заведение
Уральский
финансово – юридический
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Секрет и диалектический метод Сократа»
Сократ - великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал его К.
Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики,
логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный
стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал
- окружили его
имя притягательным ореолом
удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу
двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.
Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его
собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем
когда бы то ни было.
В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла,
добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.
И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно
ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все
времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей
эпохи и новизне задач, не исключение.
Несовершенство человеческих знаний и невозможность объять необъятное приводят к тому, что человек может быть уверенным только в своём незнании. Понимание своего незнания- высшая мудрость, доступная человеку.
Но человек не был бы человеком, если бы не стремился к невозможному. Познать непознанное и совершенствовать свои знания- это те цели, ради которых стоит жить и наличие которых отличает нас от животных. Посмотрите на ребёнка, который делает первые шаги в жизни. Какая у него жажда знаний! Сохранить эту жажду в течении всей жизни- сверхзадача, к которой должен стремиться человек.
Сократ нашёл
свой способ постижения истины. Он отверг
высказывание, что в споре рождается истина,
и противопоставил спору диалог. Что лежит
в основе спора? Попытка доказать оппоненту
свою правоту. Но ведь знание человека
несовершенно, а значит и правота- понятие
относительное. Если ты считаешь себя
умнее своего оппонента, то твой долг помочь
ему приблизиться к истине. Ты должен встать
на его позицию и вместе с ним пройти весь
этот тернистый путь. Сократ вступал в
беседы с простыми людьми и обсуждал проблемы,
которые их волнуют. Это позволяло ему
обогащаться знаниями своего собеседника
и решать сложные проблемы без антагонизма
и ненависти. Диалог, а не спор, беседа
с человеком, а не с толпой- вот в чём секрет
Сократа. Он понимал, что в толпе человек
глупеет.
Секрет
Сократа
Вступая в разговор, не начинайте
его c тех вопросов, по которым
вы
расходитесь с вашим собеседником во мнениях.
Наоборот, c самого начала
разговора сделайте акцент на те вопросы
- и подчеркивайте их и далее - в
которых вы согласны c ним. Подчеркивайте
чаще, если это существует в
действительности, что вы оба стремитесь
к одному и тому же и различие
ваших взглядов касается лишь методов,
а не конечной цели.
Заставьте его c самого начала
говорить: "Да, да". Удерживайте
его
насколько возможно от слова "нет".
"Отрицательный ответ,
- говорит профессор Оверстит в своей
книге
"Влияние на поведение человека",
- наиболее труднопреодолимое препятствие.
Когда человек сказал "нет", его
самолюбие требует, чтобы он
оставался
верен раз высказанному, позднее он может
почувствовать, что это "нет" было
неразумно, однако существует его драгоценная
гордость, c которой он не
может считаться. Она вынуждает его упрямо
держаться однажды высказанного.
Именно поэтому так важно c самого начала
направить собеседника в сторону
подтверждения и согласия.
Искусный собеседник умеет
добиться c самого начала нескольких
"да".
Этим он настраивает своего слушателя
на положительную реакцию, как
бы
придавая его психологическим
процессам общую направленность
на
подтверждение. Это определеное
направление, для чего
требуется
определенное усилие, впоследствии требуется
значитеоьно большее усилие,
чтобы изменить направление его движения
на противоположное.
Психологическая схема происходящего
предельно ясна. Когда человек
говорит "нет" - на самом деле так
думает - он делает гораздо
больше,
нежели произносит слово "нет".
Весь его организм - нервы,
железы
внутренней секреции, мускулы - настираиваются
на положение отрицания.
Происходит это обычно мгновенно,
но иногда можно заметить как
бы
отклонение назад, психологическое
отчуждение. Вся нервно-мускульная
система занимает оборонительную
позицию неприятия. И наоборот,
когда
человек говорит "да" никакого отчуждения
не происходит. Организм, как бы
подавшись вперед, открывается
для восприятия. Поэтому,
чем больше
поддакиваний нам удается извлечь из нашего
собеседника в начале резговора,
тем более вероятно, что мы преуспеем в
намерении увлечь его воображение
главным своим предложением.
Этот метод утвердительных
ответов крайне прост. И тем не
менее
находится в крайнем небрежении. Порой
кажется, что люди думают
придать
себе больше значительности тем, что
c самого начала занимают
позицию
отрицания. Радикал приходит на совещание
co своим консервативным собратом
и чувствует себя обязанным как можно
скорее довести его до бешенства.
Какую же цель он преследует при этом?
Если он просто хочет доставить себе
удовольствие, но если он
расчитывает чего-нибудь добиться
подобным
образом, он непроходимо глуп.
"Заставьте сначала студента
или покупателя, ребенка, мужа или
жену
сказать "нет", и вам
потом потребуется ангельское
терпение, чтобы
превратить это поднявшее шерсть отрицание
в утверждение".
B чем же заключался
его метод? Говорил ли он
людям, что они неправы?
O, нет! Кто угодно другой, только не
Сократ. Он был слишком мудр
для
этого. Его приемы доказательства,
известные теперь под
именем
"сократовского метода", основывались
они на получении утвердительных ответов.
Он задавал вопросы, c которыми его оппонент
вынужден был соглашаться. Он
выигрывал одно утверждение за другим,
пока не набиралась целая
охапка
выигранных "да". Он продолжал
ставить вопросы до тех пор,
пока его
оппонент, не успев сообразить, как это
произошло, обнаруживал, что пришел
к заключению, против которого возражал
несколькими минутами ранее.
По Пифагору философ - это любитель мудрости, это тот кто ищет и любит истину. Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины.
Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми. То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль (слово как бы живое). Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина. "И чтобы творить добро, афиняне, - призывал Сократ, -творите и любите красоту, ибо она - высшее благо", а красота - это есть и добро и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях. Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема. А все новые и новые идеи о мире и человеке составляют и сегодня предмет философии. Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".
1. Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Почему? Познание всего сущего (т.е. постижение истины во всей ее глубине обо всем) невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки). Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще.
2. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: "Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим". Итак, путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.
3. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. Если бы мы, говорит Сократ, увидели красоту добродетели (красоту делать добро), то есть узнали бы ее по-настоящему, то мы убедились бы, что добродетель и есть самое прекрасное из всего. И поскольку нас влечет к прекрасному , (а добродетель есть влечение делать добро), и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному.
Таким образом, если мы истинно знаем, что’ есть добро (т.е. на основе знания отличаем нечто как именно добро, противоположное негативному - злу: принципиальность от беспринципности; порядочность от беспорядочности; бескорыстие от корысти; нестяжательство от стяжательства; трезвость от пьянства; почтительное отношение к родителям от грубого неуважительного отношения к ним и т.д. - ЛК); знаем, что добро есть красота; знаем, что делать добро прекрасно - то мы и будем реализовывать в своей жизни эту идею - идею творить добро.