Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:01, творческая работа
Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со Сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР. Антисциентизм требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
1.Дайте определение сциентизму.
2.Каких
основных представителей
3.Какие основные направления относят к сциентизму?
4.Кто из сциентистов предложил идею «реабилитации метафизики»?
5.Дайте определение антисциентизму.
6. «Сколько опасностей, сколько ложных путей угрожают нам в научных исследованиях! Через сколько ошибок, в тысячу раз более опасных, чем польза, приносимая истиною, нужно пройти, чтобы этой истины достигнуть?» Какому известному анитсциентисту принадлежат эти слова?
7.Назовите
запомнившихся вам
8.В
чем заключается дилемма
ЛИТЕРАТУРА:
1 Реале Дж., Антисери Ц. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. Ч. 2. С. 162-163.
2 Хрестоматия по философии. М., 1997. С. 220.
3 См.:
Маркузе Г. Одномерный человек.
4 Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 276.
5 Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998. С. 80.
6 ЈерклмДлс.
Трактат о принципах
7 Юм Д. Соч. М., 1965. С. 28.
8 Руссо
Ж-Ж. Рассуждение по вопросу:
способствовало ли возрождение
наук и искусств очищению
9 Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. М., 1972. С. 210.
10 Там же. С. 130.
11 Бердяев Н.Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 67,352.
12 Там же. С. 264-265.
13 ШестовЛ. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991. С. 37,40.
Информация о работе Сциентизм и антисциентизм в современной философии