Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:01, творческая работа
Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со Сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР. Антисциентизм требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
В ХХ веке тенденции антисциентизма набирают силу. Сциентизм постепенно уступает свое господствующее положение в общественном сознании нигилистическому отношению к науке. Например, английский физик и социолог науки Десмонд Бернал (1901 – 1971) писал об активизации взглядов, склонных видеть в дальнейшем развитии науки и техники угрозу существованию цивилизации. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делают ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Развитие науки и техники приводит к формированию неподлинного мира, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещных потребностей. В конечном счете, увеличение влияния науки приведет к краху всей человеческой культуры. М. Андре призывает "хорошо осознать, что население мира и особенно та часть молодежи, которая желает расцвета мысли, которая хочет во что бы то ни стало "мочь со всей свободой любить мудрость", без упущения, раздражена тем, что, видит науку, превращенную в Сциентизм и завладевающую областями, где она может служить линией поведений"[2.] Адепты Сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности. Сциентизм, делая из науки капитал, коммерциализировал науку, представил ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя.
Яркий
антисциентист Г. Маркузе
выразил
свое негодование против Сциентизма в
концепции "одномерного
человека", в которой показал, что
подавление природного, а затем и индивидуального
в человеке сводит многообразие всех его
проявлений лишь к одному технократическому
параметру. Те перегрузки и перенапряжения,
которые выпадают на долю современного
человека, говорят о ненормальности самого
общества, его глубоко болезненном состоянии.
К тому же ситуация осложняется тем, что
узкий частичный специалист (homo faber), который
крайне перегружен, заорганизован и не
принадлежит себе, - это не только представитель
технических профессий. В подобном измерении
может оказаться и гуманитарий, чья духовная
устремленность будет сдавлена тисками
нормативности и долженствования.
Бертран
Рассел, ставший в 1950г. Лауреатом
Нобелевской премии по литературе, в поздний период своей деятельности склонился на сторону антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов. |
|
Майкл Полани - автор концепции личностного знания - подчеркивал, что "современный Сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов"[4.] |
В современный период развития цивилизации наука стала новым Богом, считают антисциентисты. Медицина, электронные системы связи, полеты в космос, манипуляции с генами – все эти чудеса науки дают нам ответы на многие вопросы.
Действительно, наука дала многое. Однако, утверждают антисциентисты, наука:
Примечательно
и то, что антисциентизм
"Если люди взвесят те великие труды, прилежание и способности, которые употреблены в течение стольких лет на разработку и развитие наук, и сообразят, что, несмотря на это, значительная, большая часть наук остается исполненной темноты и сомнительности, а также примут во внимание споры, которым, по-видимому, не предвидится конца, и то обстоятельство, что даже те науки, которые считаются основанными на самых ясных и убедительных доказательствах, содержат парадоксы, совершенно неразрешимые для человеческого понимания, и что в конце концов лишь незначительная их часть приносит человечеству кроме невинного развлечения и забавы истинную пользу, если, говорю я, люди все это взвесят, то они легко придут к полной безнадежности и к совершенному презрению всякой учености"[6.] |
Русская
философская мысль также не остается
вне обсуждения вопроса о недостатках
науки.
Н.П. Огарев (1813-1877) уверен, что "наука не составляет такой повсеместности, чтобы движение общественности могло совершаться исключительно на ее основании; наука не достигла той полноты содержания и определенности, чтобы каждый человек в нее уверовал"[9.] |
Суждения
русских философов, в частности
Н. Бердяева (1874-1948), Л. Шестою (1866-1938), С.
Франка (1877-1950), занимающих особую страницу
в критике науки, имеют огромное влияние
не только в силу приводимых в них заключений,
но и благодаря яростному пафосу и трогающему
до глубины души переживанию за судьбу
и духовность человечества.
"Вера в бога науки ныне пошатнулась, - убежден Н. Бердяев, - доверие к абсолютной науке, к возможности построить научное мировоззрение, удовлетворяющее природу человека, подорвано". |
Причины того он видит в том, что "в область научного знания вторгаются новые явления, которые казенный догматизм ученых недавно еще отвергал как сверхъестественное... А с другой стороны, философия и гносеология выяснили, что наука сама себя не может обосновать, не может укрепить себя в пределах точного знания. Даже для людей научного сознания становится все ясней и ясней, что наука просто некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, чуде и т.п. Да и какая наука возьмет на себя смелость решать эти вопросы? Науки нет, есть только науки [В значении дисциплины]. Идея науки, единой и всеразрешающей, переживает серьезный кризис.
Бердяев по-своему решает проблему Сциентизма и антисциентизма. Он приходит к выводу, что научная общеобязательность - это формализм человечества, внутренне разорванного и духовно разобщенного. Дискурсивное мышление принудительно.
Л. Шестов метко подмечает, что "наука покорила человеческую душу не тем, что разрешила все ее сомнения, и даже не тем, что она, как это думает большинство образованных людей, доказала невозможность удовлетворительного их разрешения. Она соблазнила людей не своим всеведением, а житейскими благами, за которыми так долго бедствовавшее человечество погналось с той стремительностью, с какой измученный продолжительным постом нищий набрасывается на предложенный ему кусок хлеба. "[13.] |
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Крайний
антисциентизм приводит к требованиям
ограничить и затормозить развитие науки.
Однако в этом случае встает насущная
проблема обеспечения потребностей постоянно
растущего населения в элементарных и
уже привычных жизненных благах, не говоря
уже о том, что именно в научно-теоретической
деятельности закладываются "проекты"
будущего развития человечества.
Проблема сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм
и его антитеза - антисциентизм -
возникли практически одновременно
и провозглашают диаметрально противоположные
установки. Определить, кто является сторонником
Сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно.
Аргументы сциентистов и антисциентистов
легко декодируются, имея разновекторную
направленность.
•
Сциентист приветствует достижения
науки. Антисциентист испытывает предубежденность
против научных инноваций.
•
Сциентист провозглашает знание
как культурную наивысшую ценность.
Антисциентист не устает подчеркивать
критическое отношение к науке.
•
Сциентисты, отыскивая аргументы
в свою пользу, привлекают свое знаменитое
прошлое, когда наука Нового времени, опровергая
путы средневековой схоластики, выступала
во имя обоснования культуры и новых, подлинно
гуманных ценностей. Они совершенно справедливо
подчеркивают, что наука является производительной
силой общества, производит общественные
ценности и имеет безграничные познавательные
возможности.
Очень
выигрышны аргументы
•
Сциентисты видят в науке ядро
всех сфер человеческой жизни и стремятся
к "онаучиванию" всего общества в
целом. Только благодаря науке жизнь может
стать организованной, управляемой и успешной.
В отличие от сциентистов антисциентисты
считают, что понятие "научное знание"
не тождественно понятию "истинное
знание".
•
Сциентисты намеренно закрывают глаза
на многие острые проблемы, связанные
с негативными последствиями всеобщей
технократизации. Антисциентисты прибегают
к предельной драматизации ситуации, сгущают
краски, рисуя сценарии катастрофического
развития человечества, привлекая тем
самым большее число своих сторонников.
Однако и в том, и в другом случае Сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.
Ориентации Сциентизма и антисциснтизма носят универсальный характер. Иногда они носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако возрастание стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляет очки в пользу Сциентизма.
Дилемма Сциентизм - антисциснтизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. В связи с этим задача современного интеллектуала весьма сложна. По мнению Э. Агацци, она состоит в том, чтобы "одновременно защищать науки и противостоять Сциентизму"[5.]
Однако
конец второго тысячелетия так и
не предложил убедительного ответа в решении
дилеммы Сциентизма и антисциентизма.
Вопросы:
Информация о работе Сциентизм и антисциентизм в современной философии