Самостоятельность и своеобразие философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего. Философия есть мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не действование.

Содержание

Введение.
Своеобразие философии на фоне религии и науки.
Философия и религия.
Философия и наука.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

      Религиозная деятельность может быть культовая  и внекультовая. Последняя - это написание  богословских произведений, преподавание богословских дисциплин, управленческая, выступления в средствах массовой информации и т.п.

      Важнейшим видом религиозной деятельности         является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметами культовой деятельности становятся различные объекты, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные и растения, лес, горы, реки, Солнце, Луна. Разновидностями культа бывают обряды, богослужения, проповеди, молитвы, праздники, паломничество.

      Средствами  культа являются молитвенные дома, храмы, церкви, религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка), культовые  предметы (крест, свечи).

      Средства  и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово, представляют значение, отличное от их непосредственного значения (хлеб - тело, а вино - кровь Христа, трех или двух перстие в Крестном знамении).

      Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознание верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные обряды, символы, мифы, возбуждаются положительные эмоции. При культовой деятельности происходит реальное общение с единоверцами, возникает чувство единства. Пышное убранство храмов, пение или музыка, аромат ладана доставляют эстетическое наслаждение.

      Религиозные организации делятся по их отношению  к обществу и как они определяют свое место в "миру". Если организация не противопоставляет себя миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является церковью.

      Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать общиной "избранных". Как правило, секты представлены отколовшимися от церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность церкви.

      Деноминация является промежуточным между церковью и сектой организацией. В то время  как церкви стремятся охватить своим  влиянием всех членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы (например, баптизм).

 

       Философия и наука. 

     Возникновение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение.

     Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

     Система знания считается наукой, если она  отвечает определенным критериям:

     1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности).

     2. рациональность - обоснованность, доказательность  - в рамках любой науки что-то  обосновывается.

     3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

     4. системность знаний - упорядоченность  по определенным критериям

     5. проверяемость - воспроизводимость  знаний через практику 

     Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может  быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

     Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат  исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через  призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

     Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и  наукой заключатся в том, что они:

     1. Стремятся к выработке рационального  знания;

     2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

     3.Выстраивают  категориальный аппарат (свой  язык) и стремятся к построению  целостных систем.

     Разное, что:

     1. Философия всегда представлена  адресно, т.е. тем или иным  философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же, в конечном счёте – плод коллективного труда;

     2. В философии (в отличие от  конкретных наук) нет единого  языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

     3. Философские знания не проверяемы  экспериментально (иначе они становятся  научными);

     4. Философия не может дать точного  прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже, повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

     В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божьих заповедях, о творении мира, о бессмертии души, и т.д. – по своему характеру схожи с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Различие между религией и философией в том, что философия заждется на понятиях и представлениях, а религия – в основном на представлениях. Поэтому философия может понять религию, а религия философию – нет. В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии – на интеллектуальное постижение. В религии на первом плане вера, в философии – мысль и знание. В религии есть культ в отличие от философии.

     Таким образом, философия во многом схожа  с религий и наукой, и многие люди считают философию и науку  тождественными понятиями, а кто-то не отличит философию от религии. Но при этом философия обладает рядом  своеобразных черт, характерных лишь ей одной, и делающих ее самостоятельным направлением человеческой мысли.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003.
    2. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. – М., 2008.
    3. Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие – М: ПЕРСЭ, 2003г.
    4. Губский Е. Философский энциклопедический словарь. – М., 2002.
    5. Кимелев Ю., Полякова Т. Наука и религия. – М., 2003.
    6. Мареев С., Мареева Е. История философии. – М., 2004.
    7. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2002.
    8. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004.
    9. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.
    10. Франк С.Н. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки. – М., 1996.
 

    Использованы  данные с сайта http:// ru.wikipedia.org

Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии