Самостоятельность и своеобразие философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего. Философия есть мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не действование.

Содержание

Введение.
Своеобразие философии на фоне религии и науки.
Философия и религия.
Философия и наука.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  Томский политехнический  университет» 
 
 
 

Институт

дистанционного  образования 

Национальная экономика
 
 
 
 
 
 
 
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ  ФИЛОСОФИИ
 
Реферат
 
по  дисциплине:
Философия
 
 
 
 
 
 
 
 
Исполнитель:  
студент группы З-3491   Падер Василий  Александрович   02.01.2012
           
Руководитель:  
преподаватель          
           
 
 
 
 
 
 
 

Томск ¾ 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1.     Введение.
  2.     Своеобразие философии на фоне религии и науки.
    1. Философия и религия.
    2. Философия и наука.
  3.      Заключение.
  4. Список использованной литературы.
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Профессиональные  философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

      Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего  сущего. Философия есть мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не действование.

      Философия — высшее проявление способности  живого человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать, поступать. Самое элементарное поведение — безусловно-рефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы — такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют, материализуют эту задержку.

      Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия  и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённые системы взглядов на мир и место человека в нём; она исследует познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

      С самого момента появления философия  росла и развивалась наряду с  мифологией, религией, наукой, культурой. И в разные периоды она считалась  частью то одного, то другого. Лишь с течением времени мыслители стали выделять философию как отдельное направление человеческой мысли, заметив ее самостоятельность.

      У философии есть много общих черт с религией, или с той же наукой. Но вместе со сходствами есть еще и ряд отличий. Показать и доказать своеобразие философии можно лишь в сравнении.

 

СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ РЕЛИГИИ И НАУКИ 

     Философия и религия. 

     Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.

     Конкретное  изучение всех этих смысловых и организационных  особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой, общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. Нет ни одного народа, который не знал бы религии и, следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые, так или иначе, удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания.

     Понятие религиозной формы общественного  сознания, таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия как форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного бытия.

     В общем виде общественное бытие можно  представить как совокупность действий и отношений, складывающихся на определенном этапе исторического развития общества. Содержанием общественного бытия являются, во-первых, отношения между людьми, складывающиеся в процессе совместного производства, обмена и потребления. Во-вторых, это непосредственная связь людей с природой, со средствами производства материальных благ. В-третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

     Религиозное сознание как форма общественного  сознания с одной стороны отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения к миру в целом, к семье, к обществу...

     В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная структура.

Любая система и ее подсистемы не могут  быть сведены к какому - либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется, прежде всего, в процессе функционирования. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической ситуацией, определенные функции.

     Выделяется  несколько важнейших функций  религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культурно-транслирующая.

     Мировоззренческую    функцию    религия        реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку). Религиозное мировоззрение дает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек, оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия, поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.п.

     Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является психологический аспект компенсации, снятие стресса, угнетения, релаксация и катарсис

     Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.

     Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни примерам подвижников и персонажам преданий.

     Интегративная функция реализуется в пределах общины или конфессии единомышленников. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, то религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

     Функции - это способы действия религии  в обществе, но реализоваться они  могут только во взаимодействии элементов  религии как структуры. Элементы и структуры религии складываются и изменяются в ходе истории. В  обществе на ранних ступенях ее развития религия как самостоятельное образование не выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, формировались связи этих элементов. Как мы уже говорили выше, в религии выделяются религиозное сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

     Религиозное сознание имеет два уровня - обыденное и концептуальное. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются непосредственными отражениями условия бытия людей. На этом уровне доминирующую роль играют эмоции - чувства и наслаждения, сознание обличено в наглядно образные формы.

     Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное, покаянное).

     Концептуальный  уровень - это специально разрабатываемая область понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит: учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические, эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия. Интегрирует все это богословие (теология).

      Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это  особое психологическое состояние  уверенности в достижении цели, наступлении  события, в предполагаемом поведении. Уверенность в истинности идеи, при  условии дефицита точной информации достижимости поставленной цели. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия. Если событие совершилось или стало ясно, что оно не возможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказаны, вера угасает.

          Религиозная вера это вера:

      > в объективное существование  сверхъестественного;

      > в возможность общения с этим сверхъестественным;

      > в действительном совершении  каких-то мифологических событий  причастность к ним;

      > в истинность соответствующих  представлений догматов, текстов;

      > религиозные авторитеты - гуру, пророков, служителей культа.

      С верой связана диалогичность  религиозного сознания. Вера в объективное  существование сверхъестественного  включает веру в общение с ним, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации с помощью  звучащей или внутренней речи.

Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии