Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа
Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность.
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным.
Однако
самосознание - это не только разнообразные
формы и уровни самопознания. Это
также всегда и самооценка и самоконтроль.
Самосознание предполагает сопоставление
себя с определенным, принятым данным
человеком идеалом Я, вынесение
некоторой самооценки и - как следствие
- возникновение чувства
Самосознание
- настолько очевидное свойство каждого
человека, что факт его существования
не может вызвать никаких
Отношение
человека к самому себе необходимо
опосредовано его отношением к другому
человеку. Самосознание рождается не
в результате внутренних потребностей
изолированного сознания, а в процессе
коллективной практической деятельности
и межчеловеческих
3.
Рефлексия как
критическое переосмысление
собственной личности
В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознания собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания.
Как форма познания, рефлексия есть не только критическим, а и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия избирает знание о самом знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которое раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Рассматривая
этот уровень (подструктуру) субъективности,
необходимо прибавить, что самосознание
и рефлексия не является результатом
лишь внутренних нужд изолированного
сознания, они зарождаются в процессе
коллективной практической деятельности
и межлюдских взаимоотношений. А
это значит, что человек не приоткрывается
себе в ходе индивидуальной рефлексии,
а обнаруживает себя через свои отношения
с другими людьми, поведение, действия
и социально значащие поступки. В
процесси привлечение человека к
системе межлюдских отношений самосознание
и рефлексия постоянно
Важно отметить, что рефлексия - это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы "распыленные" моменты своей психической жизни.
Человек
рефлексивно анализирует себя в
свете того или иного идеала личности,
выражающего его тип отношения
к другим людям. Когда человек
анализирует себя, пытается дать отчет
в своих особенностях, размышляет
над своим отношением к жизни,
стремится заглянуть в тайники
собственного сознания, он тем самым
хочет как бы "обосновать" себя,
лучше укоренить систему
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Казалось бы, что может быть элементарнее простого самопереживания, выраженного в утверждении "мне больно"? Однако обратим внимание на то, что обычно осознание собственной боли связано с определенной локализацией этого переживания, и эта локализация иной раз бывает ошибочной (что знакомо каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает какой-то образ, то он пытается определить его, то есть выяснить, о чем он говорит, к какому конкретному лицу или событию жизни относится. Нередко человек ошибается в осмыслении отдельных образов: например, ошибочной локализует в пространстве и времени предмет того или иного воспоминания, неверно соотносит данный образ с тем или иным лицом и т.д.
Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность ошибки еще больше. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально значимых поступках. Последние наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, он и сам может судить о себе более точно.
Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с "точки зрения другого", но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений.
Это относится и к таким феноменам сознания, которые не просто выражают субъективные состояния того или иного индивида, а претендуют на общезначимость и существуют в объективированной, отделенной от конкретного индивида форме, в форме книг, картин, скульптур и т.д., то есть в форме культуры. Дело в том, что тот смысл, который автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как рефлексия автора над тем, что он сделал), может не совпадать с тем объективным смыслом, который заложен, реально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, критиком, интерпретатором.
Итак, феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и изменяющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972..
Самосознание
- это неявное знание. Когда оно
становится предметом рефлексии, мы
задумываемся об основаниях нашего бытия
в процессе рефлексии. Рефлексия - это
цепочка актов понимания. В результате
я не просто получаю знание о себе;
исследование себя оказывается изменением,
"переделкой" себя. Предмет рефлексии
- "я" - не может вести существование,
независимое от исследования. Когда
я думаю о себе, пытаюсь найти
основание всем моим поступкам, я
многое в себе не понимаю, или отвергаю,
или, наоборот, неожиданно обнаруживаю
высоко оцениваемые мною качества -
но тем самым я уже меняю
собственную духовную структуру, перестраиваю
ее. В вещном самосознании путь человека
к себе как процесс распредмечивания
предельно упрощен. По существу, понятие
"распредмечивание" подменяется
понятием "обладание". Oтражаясь в
созданных вещах, наше "я" возвращается
к нам, когда мы получаем эти вещи
в свое полное распоряжение. Вспомним
концепцию "властвования собой",
характерную для
Вещное
самосознание стремится сохранить
"я", отгородить себя от мира - и
в то же время прочно привязывает
себя к этому миру с помощью
идеи обладания. Отсюда постоянные колебания
вещного самосознания между потребностью
обособить свое "я" от мира с
помощью вещей и соблазном
прекратить сопротивляться вещному
миру, стать его равноправной частью.
Таково "рыночное" самосознание,
превращающее в товар черты характера,
привычки, само чувство тождества
с самим собой. Идея обладания
собственной сущностью