Самосознание и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность.
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознанием и несознательным.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

     Однако  самосознание - это не только разнообразные  формы и уровни самопознания. Это  также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление  себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение  некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

     Самосознание - настолько очевидное свойство каждого  человека, что факт его существования  не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической  философии утверждала, начиная с  Декарта, что самосознание - это как  раз единственное, в чем никак  нельзя усомниться Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться  в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое  размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как  бы со стороны. Но со стороны меня может  видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти  могу видеть так, как его видит  другой. Глаз может видеть все, кроме  самого себя. Для того чтобы человек  мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь  зеркало. Увидев свой образ в зеркале  и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как  бы "со стороны", как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы  человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале  отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального  отображения как своего подобия  кажется абсолютно очевидным. Между  тем в действительности это вовсе  не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для  того чтобы человек увидел себя в  зеркале, он должен уже обладать определенными  формами самосознания. Формы эти  не даны изначально. Человек их усваивает  и конструирует. Он усваивает эти  формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического. Это "зеркало", в котором человек  видит самого себя и с помощью  которого он начинает относиться к  себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Об этом сложном процессе хорошо сказал К. Маркс: "Так как он [человек] родится без зеркала в руках  и не фихтеанским философом: "Я  есмь я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как  к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к  человеку. Вместе с тем и Павел  как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода "человек" Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62..

     Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому  человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Важно отметить, что человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого - по аналогии с собой. Как показывают современные  исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание  другого человека в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного  от меня возникают одновременно и  предполагают друг друга. Самосознание существует не только в различных  формах и на разных уровнях, но и  в разной степени проявленности  и развернутости. Когда человек  воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание "схемы  тела", места, которое занимает его  тело в системе других предметов  и их пространственных и временных  характеристик, осознание отличия  сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все  эти факты сознания находятся  в данном случае не в его "фокусе", а как бы на его "периферии". Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно  в круг предметов его сознательного  опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы "неявным" образом.С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда  человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит  о внешнем предмете, а не о самом  человеке. И лишь на "заднем плане" сознания человек переживает акт  собственного касания и локализует его на кончиках собственных пальцев (это и выступает как элементарная форма самосознания). В том случае, если человек трогает предмет  не рукой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к использованному средству - палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказывается  на его периферии и переживается воспринимающим человеком как непосредственное продолжение его тела. В этом случае ощущение воздействия предмета на человека (выступающее в данном случае как  своеобразная элементарная форма самосознания) любопытным образом переживается человеком  как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки  или зонда.                                           Явные формы самосознания, когда  те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической  деятельности субъекта, носят название рефлексии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Рефлексия как  критическое переосмысление  собственной личности 

     В философской литературе рефлексию  определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознания собственных  форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в  предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания.

     Как форма познания, рефлексия есть не только критическим, а и эвристическим  принципом. Поскольку своим предметом  рефлексия избирает знание о самом  знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему, на наш  взгляд, рефлексию можно рассматривать  как деятельность самосознания, которое  раскрывает внутреннее строение и специфику  духовного мира человека.

     Рассматривая  этот уровень (подструктуру) субъективности, необходимо прибавить, что самосознание и рефлексия не является результатом  лишь внутренних нужд изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межлюдских взаимоотношений. А  это значит, что человек не приоткрывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а обнаруживает себя через свои отношения  с другими людьми, поведение, действия и социально значащие поступки. В  процесси привлечение человека к  системе межлюдских отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корректируются и развиваются.Рефлексия - это всегда не просто осознание  того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка  выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями  сознания, над особенностями той  или иной личности всегда возникает  в контексте сознаваемой или  несознаваемой задачи прояснения системы  сознания и личности.

     Важно отметить, что рефлексия - это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение  самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия  над состояниями сознания, над  особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте  сознаваемой или несознаваемой  задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает  себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет  некоторые до того текучие и как  бы "распыленные" моменты своей  психической жизни.

     Человек рефлексивно анализирует себя в  свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения  к другим людям. Когда человек  анализирует себя, пытается дать отчет  в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники  собственного сознания, он тем самым  хочет как бы "обосновать" себя, лучше укоренить систему собственных  жизненных ориентиров, от чего-то в  себе отказаться, в чем-то еще более  укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение  и развитие индивидуального сознания Лохов С.А. Мировоззрение как объект философской рефлексии // Вопросы  философии. 1989. - № 4..

     Не  следует, однако, думать, что образ  самого себя, который творит человек  в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному  человеку и его сознанию. Между  ними может существовать разрыв, возможность  которого особенно велика как раз  на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении  личности.

     Казалось  бы, что может быть элементарнее простого самопереживания, выраженного  в утверждении "мне больно"? Однако обратим внимание на то, что  обычно осознание собственной боли связано с определенной локализацией этого переживания, и эта локализация  иной раз бывает ошибочной (что знакомо  каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает  какой-то образ, то он пытается определить его, то есть выяснить, о чем он говорит, к какому конкретному лицу или  событию жизни относится. Нередко  человек ошибается в осмыслении отдельных образов: например, ошибочной  локализует в пространстве и времени  предмет того или иного воспоминания, неверно соотносит данный образ  с тем или иным лицом и т.д.

     Если  же человек пытается рефлективно  осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то возможность  ошибки еще больше. Дело в том, что  человек в целом не открывается  себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне  в своих отношениях с другими  людьми, в своих действиях и  социально значимых поступках. Последние  наиболее адекватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек  учитывает объективную оценку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений  с другими людьми, он и сам может  судить о себе более точно.

     Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими  людьми и генетически связано  с отношением к себе с "точки  зрения другого", но что оно постоянно  проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни  человека в системе межчеловеческих  отношений.

     Это относится и к таким феноменам  сознания, которые не просто выражают субъективные состояния того или  иного индивида, а претендуют на общезначимость и существуют в объективированной, отделенной от конкретного индивида форме, в форме книг, картин, скульптур  и т.д., то есть в форме культуры. Дело в том, что тот смысл, который  автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как  рефлексия автора над тем, что  он сделал), может не совпадать с  тем объективным смыслом, который  заложен, реально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, критиком, интерпретатором.

     Итак, феномен самосознания, который кажется  чем-то очень простым и самоочевидным, в действительности оказывается  очень сложным, многообразным, находящимся  в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся  и изменяющимся в процессе включения  человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих  отношений Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972..

     Самосознание - это неявное знание. Когда оно  становится предметом рефлексии, мы задумываемся об основаниях нашего бытия  в процессе рефлексии. Рефлексия - это  цепочка актов понимания. В результате я не просто получаю знание о себе; исследование себя оказывается изменением, "переделкой" себя. Предмет рефлексии - "я" - не может вести существование, независимое от исследования. Когда  я думаю о себе, пытаюсь найти  основание всем моим поступкам, я  многое в себе не понимаю, или отвергаю, или, наоборот, неожиданно обнаруживаю  высоко оцениваемые мною качества - но тем самым я уже меняю  собственную духовную структуру, перестраиваю ее. В вещном самосознании путь человека к себе как процесс распредмечивания предельно упрощен. По существу, понятие "распредмечивание" подменяется  понятием "обладание". Oтражаясь в  созданных вещах, наше "я" возвращается к нам, когда мы получаем эти вещи в свое полное распоряжение. Вспомним концепцию "властвования собой", характерную для гносеологической модели самосознания. В данном случае меняется лишь одно: непосредственное владение своей сущностью заменяется на владение собой с помощью посредников. Таким посредником оказывается  мир вещей, окружающий мир. Но ведь внешний  мир не должен присутствовать в результатах  так понимаемой деятельности самосознания, он должен остаться "за скобками". Деятельность самосознания, ищущая отпечаток  неизменного "я", оказывается во всеоружии, только твердо стоя на позиции  непосредственности его обнаружения; она оказывается совершенно беспомощной, обращаясь к посредникам, поскольку  не имеет средств отделить "я" от мира вещей, субъект от объекта. Единственный способ стать "хозяином самого себя" - получить в полное распоряжение вещи, в которых запечатлена человеческая сущность.

     Вещное  самосознание стремится сохранить "я", отгородить себя от мира - и  в то же время прочно привязывает  себя к этому миру с помощью  идеи обладания. Отсюда постоянные колебания  вещного самосознания между потребностью обособить свое "я" от мира с  помощью вещей и соблазном  прекратить сопротивляться вещному  миру, стать его равноправной частью. Таково "рыночное" самосознание, превращающее в товар черты характера, привычки, само чувство тождества  с самим собой. Идея обладания  собственной сущностью непосредственно  или с помощью чужого сознания, с помощью социальных функций - ролей, вещей - заводит самосознание в тупик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Самосознание и личность