Русская религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:29, реферат

Описание работы

Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содей¬ствовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной филосо¬фии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрес¬сивное и конструктивное значение.

Работа содержит 1 файл

Русская религиозная философия XX в.docx

— 59.64 Кб (Скачать)

Впрочем, познание всеединства мира тоже имеет свои границы. В книге "Непостижимое" С.Л. Франк формулирует очень важную для своей философии идею о  наличие во Всеединстве "Непостижимого". Франк проводит мысль о различии между "Непостижимым для нас" и "Непостижимым в его самобытии". Посредством тончайшего анализа он показывает, что на дне всех пластов бытия — внешнего мира, мира самосознания и вневременного мира идей — лежит неизбывный иррациональный остаток окружающей нас и в нас сущей тайны бытия. Это "непостижимое" пронизывает собой всю реальность, везде свидетельствует о себе и просвечивает через все предметы в качестве "явной тайны". Но для Франка существование "Непостижимого" во всеединстве не есть повод для отрицания возможности познания: "Непостижимое не есть "ночь", в которой "все кошки серы" и перед лицом которой теряло бы всякий смысл ясное и отчетливое восприятие "дневного" зримого облика мира. Непостижимое есть, напротив, тот неприступный Свет, из которого, с одной стороны, вытекает сама "дневная", обыденная зримость мира и перед лицом которого эта обычная "светлость" мира оказывается сама лишь чем-то темным, непроницаемым, иррациональным". Поэтому Франк утверждает, что "Непостижимое постигается через постижение его непостижимости".

По существу, "Непостижимое" С.Л. Франка — это  Абсолютное Божество апофатического (отрицательного) богословия. В трактовке Франка, Абсолютное Непостижимое есть больше, чем бытие. Оно есть "потенциальность" и "свобода", оно есть то, что  порождает бытие (Франк употребляет  в качестве существительного слово "мочь" для выражения сущей  потенции бытия).

В то же время, философская концепция Франка не была лишена противоречий. Например, В.В. Зеньковский отмечал, что С.Л. Франку не удалась даже постановка проблема теодицеи (оправдания Бога), в частности, в вопросе о сущности зла. Во франковской концепции всеединства проведено слишком тесное сближение мира с Богом, отчего у него фактически отсутствует идея творения. Следовательно, философская система Франка, несмотря на ее религиозно-философскую сущность, находится в некотором противоречии с традиционным христианским вероучением. Впрочем, этот факт осознавал и сам С.Л. Франк, ведь задача внесения рационального знания в христианское вероучение, с точки зрения православия, достаточно нетрадиционна. По этому поводу С.Л. Франк писал, что он не занимался именно богословскими проблемами, а следовал классической традиции, в которой философия была одновременно и независимой, и религиозной, и плодотворной.  

   Философия С.Н. Булгакова 

   Философия С.Н. Булгакова (1871-1944) являет собой сложность и противоречивость путей развития русской философской мысли, реализацию самых разнообразных возможностей, в том числе и нетрадиционных для нее.

   Булгаков  пережил увлечение марксизмом. Но испытание марксизмом он преодолел  довольно рано, и у него возникает  идея: использовать то, что он считал положительным и истинным в марксизме, отбросить философское обоснование  научности социалистической идеи и  создать нечто новое, в котором  бы были синтезированы все достижения европейской философии.

   Булгакова не удовлетворяет ни материализм, в  том числе Маркса, ни идеализм. Что  касается материализма, то он, по Булгакову, неприемлем потому, что неизбежно  ведет к механицизму и утилитарному прагматизму. Материализм неспособен понять человека как свободное творческое существо, а прагматизм неизбежно  заканчивается уничтожением духовности вообще, нравственности, в частности. По Булгакову, следование материалистическому  мировоззрению неизбежно ведет  к потере индивидуальности, человеческой личности.

   Но  столь же неприемлем для Булгакова  и идеализм, по причине "наследственного  греха бесприродности и акосмизма". Поэтому-то он и добивается "хозяйственного реализма" как единства лучших черт материализма и идеализма.

   Высшим  достижением философской мысли, по Булгакову, является принцип тождества  мышления и бытия, который он понимает как утверждение неразрывной  связи материального и идеального и недопустимости их разрыва. Точно  также, как едины объект и субъект, должна быть единой и система философствования. И это единство давно уже достигнуто человечеством в христианстве, "ибо христианство одинаково далеко и от материализма и от субъективного идеализма, оно снимает противоположность плоти и духа в своем учении о человеке, как воплощенном духе, живом единстве обоих. Христианство есть в этом смысле тоже философия тождества. На этом основано и учение о возможности обожения плоти, совершенного в боговоплощении".

   Итак, Булгаков осуществляет синтез материализма и идеализма, философии и религии, поэтому он вполне последователен, когда называет свою философию "мистическим  реализмом" или, как называет ее В.Соловьев, "религиозным материализмом". На этом синтезе православного христианства и философии и строится оригинальная философская система, но в ней таится и возможность философской неудачи, то есть возможность растворения философии в религии, что фактически и реализовалось в его собственной деятельности.

   Для Булгакова фундаментальным философским  понятием является понятие жизни, причем с развитием общества выясняется, что жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный. Но у Булгакова это вовсе не означает, что жизнь сводится, как у Маркса, к "общественному бытию". Жизнь, с его точки зрения, неопределима. "Она – все, но и ничто, т.к. не может приурочиваться к какому-либо что (нечто) и им исчерпываться. Она вне времени и пространства, ибо хотя и выражается в пространственных и временных явлениях, но никогда не исчерпывается в них, а их собою обосновывает" . Жизнь, таким образом, по Булгакову, предельное понятие, первоначало, она не выводится из причин и в этом смысле является чудом, она есть свобода. Не существует бытия вообще, существует всегда лишь конкретное бытие, самополагающаяся жизнь. В соответствии с принятым им за основу хозяйственным разумом мысль родится из жизни, более того, жизнь есть то материнство, в котором рождаются все ее проявления. Она противоречива, в ней алогичное неразрывно связано с логичным, как свет, например, предполагает тьму.

   Жизнь – процесс непрерывной борьбы между живой и мертвой материей. Весь материальный мир – лишь продолжение нашего тела, условие существования целого как организма. Единство объекта и субъекта раскрывается им своеобразно: "... Вселенная есть вообще поле зрения жизни, которая освещает своим светом тьму, как потенциальность материального бытия". Причем Булгаков понимает это положение буквально, т.к., с его точки зрения, макрокосм и микрокосм, вселенная и человек неразрывно связаны друг с другом, переходят друг в друга, становятся тождественными. Так реализуется идея о космическом предназначении человека. Наличие материи, смерти – свидетельство падшести мира, его болезненного состояния. Эта идея традиционна для религиозной философии. Но Булгаков делает из нее неожиданный вывод: он возносит на философскую высоту тривиальный факт питания в соответствии с его теорией экономизма. Под питанием в широком смысле Булгаков понимает не только обмен веществ между живым организмом и средой, но и всю нашу чувственность. Философ отождествляет питание с религиозным актом, причащением. Эта идея, несомненно, навеяна идеями космизма.

   На  концепции тождества бытия и  мышления формируется Булгаковым и  концепция тождества учения о  бытии и учения о познании. Доказательство тому – концепция истины. "Истина есть состояние бытия...", то есть тождество объекта и субъекта находит выражение в тождестве жизни и истины. Все частные истины, добываемые наукой, которые, наоборот, свидетельствуют о различии объекта и субъекта, в конце концов сольются в единой истине.

   Последовательно провести идею тождества жизни и  истины ему помогает понятие Софии. Так, истина есть состояние бытия  потому, что именно София, Мировая  душа, занимает срединное положение  и в сознании, и в бытии, делая  возможным это тождество. Опираясь на понятие Софии, Булгаков характеризует  творчество как софийный процесс, то есть причастность человека к Богу через Софию. Более того, софийным становится и труд, производство.

   Булгаков  страстно любил Россию. Любовь к  Родине сливалась у него с любовью  к Богу. Она-то и толкала его  на поиски путей, которые вели бы к  счастью своего народа. Его работы свидетельствуют о его метаниях между идеалом русского народа и  реальностью. Так, он был убежденным монархистом, любил царя как главу государства и в то же время не мог примириться с такими очевидными просчетами и скандальными фактами, которые окружали имя Николая II. Он ликовал по поводу первой русской революции, вместе с тем революционные события оттолкнули его от идеи революции как насильственной смены власти; порвав с марксизмом, он тем не менее считал, что идея социализма – это идея защиты всех угнетенных, это идея справедливости. Поэтому, критикуя социализм как учение, опирающееся на насилие в достижении целей, игнорирующее реальную сложность человеческой природы, Булгаков не отказывался от идеи "христианского социализма". Уже находясь в вынужденной эмиграции, будучи священником и богословом, зная по газетам, что происходит в России, он все же был привержен мысли о возможности совмещения христианских и социалистических принципов.

Л и т е  р а т у р а

1. Бердяев Н.А.  Моё философское миросозерцание  //  Фило-

софские науки: Научные доклады высшей школы. - 1990. - N 6.

2. Булгаков С.Н.  Философский смысл троичности //  Вопросы

философии. - 1989. - N 12.

3. Фёдоров Н.Ф.  Сочинения. - М.: Мысль, 1982.

4. Флоренский П.А.  Столп и утверждение Истины. Опыт  православной теодицеи в двенадцати письмах // Соч. в 2 т. - М., 1990.

5. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990.

6. О России и  русской философской культуре. Философы  русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

7. сайт www.azbyka.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 

План:

  1. Введение
  2. Русский "космизм".
  3. Философия свободы и творчества Н.А.Бердяева.
  4. Интуитивизм Н.О.Лосского.
  5. Православная теодицея П.А.Флоренского.
  6. С.Н.Булгаков и С.Л.Франк: знание  и вера,  всеединство и "соборность", абсолютное и непостижимое:
    • Философия С.Н.Булгакова;
    • Философия С.Л.Франка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Русская религиозная философия XX в.» 
 
 
 
 

Информация о работе Русская религиозная философия