Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:29, реферат
Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содей¬ствовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной филосо¬фии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрес¬сивное и конструктивное значение.
Впрочем, познание всеединства мира тоже имеет свои границы. В книге "Непостижимое" С.Л. Франк формулирует очень важную для своей философии идею о наличие во Всеединстве "Непостижимого". Франк проводит мысль о различии между "Непостижимым для нас" и "Непостижимым в его самобытии". Посредством тончайшего анализа он показывает, что на дне всех пластов бытия — внешнего мира, мира самосознания и вневременного мира идей — лежит неизбывный иррациональный остаток окружающей нас и в нас сущей тайны бытия. Это "непостижимое" пронизывает собой всю реальность, везде свидетельствует о себе и просвечивает через все предметы в качестве "явной тайны". Но для Франка существование "Непостижимого" во всеединстве не есть повод для отрицания возможности познания: "Непостижимое не есть "ночь", в которой "все кошки серы" и перед лицом которой теряло бы всякий смысл ясное и отчетливое восприятие "дневного" зримого облика мира. Непостижимое есть, напротив, тот неприступный Свет, из которого, с одной стороны, вытекает сама "дневная", обыденная зримость мира и перед лицом которого эта обычная "светлость" мира оказывается сама лишь чем-то темным, непроницаемым, иррациональным". Поэтому Франк утверждает, что "Непостижимое постигается через постижение его непостижимости".
По существу, "Непостижимое" С.Л. Франка — это Абсолютное Божество апофатического (отрицательного) богословия. В трактовке Франка, Абсолютное Непостижимое есть больше, чем бытие. Оно есть "потенциальность" и "свобода", оно есть то, что порождает бытие (Франк употребляет в качестве существительного слово "мочь" для выражения сущей потенции бытия).
В то же время,
философская концепция Франка не
была лишена противоречий. Например, В.В.
Зеньковский отмечал, что С.Л. Франку
не удалась даже постановка проблема
теодицеи (оправдания Бога), в частности,
в вопросе о сущности зла. Во франковской
концепции всеединства проведено слишком
тесное сближение мира с Богом, отчего
у него фактически отсутствует идея творения.
Следовательно, философская система Франка,
несмотря на ее религиозно-философскую
сущность, находится в некотором противоречии
с традиционным христианским вероучением.
Впрочем, этот факт осознавал и сам С.Л.
Франк, ведь задача внесения рационального
знания в христианское вероучение, с точки
зрения православия, достаточно нетрадиционна.
По этому поводу С.Л. Франк писал, что он
не занимался именно богословскими проблемами,
а следовал классической традиции, в которой
философия была одновременно и независимой,
и религиозной, и плодотворной.
Философия С.Н. Булгакова
Философия С.Н. Булгакова (1871-1944) являет собой сложность и противоречивость путей развития русской философской мысли, реализацию самых разнообразных возможностей, в том числе и нетрадиционных для нее.
Булгаков
пережил увлечение марксизмом. Но
испытание марксизмом он преодолел
довольно рано, и у него возникает
идея: использовать то, что он считал
положительным и истинным в марксизме,
отбросить философское
Булгакова
не удовлетворяет ни материализм, в
том числе Маркса, ни идеализм. Что
касается материализма, то он, по Булгакову,
неприемлем потому, что неизбежно
ведет к механицизму и
Но столь же неприемлем для Булгакова и идеализм, по причине "наследственного греха бесприродности и акосмизма". Поэтому-то он и добивается "хозяйственного реализма" как единства лучших черт материализма и идеализма.
Высшим
достижением философской мысли,
по Булгакову, является принцип тождества
мышления и бытия, который он понимает
как утверждение неразрывной
связи материального и
Итак, Булгаков осуществляет синтез материализма и идеализма, философии и религии, поэтому он вполне последователен, когда называет свою философию "мистическим реализмом" или, как называет ее В.Соловьев, "религиозным материализмом". На этом синтезе православного христианства и философии и строится оригинальная философская система, но в ней таится и возможность философской неудачи, то есть возможность растворения философии в религии, что фактически и реализовалось в его собственной деятельности.
Для
Булгакова фундаментальным
Жизнь – процесс непрерывной борьбы между живой и мертвой материей. Весь материальный мир – лишь продолжение нашего тела, условие существования целого как организма. Единство объекта и субъекта раскрывается им своеобразно: "... Вселенная есть вообще поле зрения жизни, которая освещает своим светом тьму, как потенциальность материального бытия". Причем Булгаков понимает это положение буквально, т.к., с его точки зрения, макрокосм и микрокосм, вселенная и человек неразрывно связаны друг с другом, переходят друг в друга, становятся тождественными. Так реализуется идея о космическом предназначении человека. Наличие материи, смерти – свидетельство падшести мира, его болезненного состояния. Эта идея традиционна для религиозной философии. Но Булгаков делает из нее неожиданный вывод: он возносит на философскую высоту тривиальный факт питания в соответствии с его теорией экономизма. Под питанием в широком смысле Булгаков понимает не только обмен веществ между живым организмом и средой, но и всю нашу чувственность. Философ отождествляет питание с религиозным актом, причащением. Эта идея, несомненно, навеяна идеями космизма.
На концепции тождества бытия и мышления формируется Булгаковым и концепция тождества учения о бытии и учения о познании. Доказательство тому – концепция истины. "Истина есть состояние бытия...", то есть тождество объекта и субъекта находит выражение в тождестве жизни и истины. Все частные истины, добываемые наукой, которые, наоборот, свидетельствуют о различии объекта и субъекта, в конце концов сольются в единой истине.
Последовательно провести идею тождества жизни и истины ему помогает понятие Софии. Так, истина есть состояние бытия потому, что именно София, Мировая душа, занимает срединное положение и в сознании, и в бытии, делая возможным это тождество. Опираясь на понятие Софии, Булгаков характеризует творчество как софийный процесс, то есть причастность человека к Богу через Софию. Более того, софийным становится и труд, производство.
Булгаков страстно любил Россию. Любовь к Родине сливалась у него с любовью к Богу. Она-то и толкала его на поиски путей, которые вели бы к счастью своего народа. Его работы свидетельствуют о его метаниях между идеалом русского народа и реальностью. Так, он был убежденным монархистом, любил царя как главу государства и в то же время не мог примириться с такими очевидными просчетами и скандальными фактами, которые окружали имя Николая II. Он ликовал по поводу первой русской революции, вместе с тем революционные события оттолкнули его от идеи революции как насильственной смены власти; порвав с марксизмом, он тем не менее считал, что идея социализма – это идея защиты всех угнетенных, это идея справедливости. Поэтому, критикуя социализм как учение, опирающееся на насилие в достижении целей, игнорирующее реальную сложность человеческой природы, Булгаков не отказывался от идеи "христианского социализма". Уже находясь в вынужденной эмиграции, будучи священником и богословом, зная по газетам, что происходит в России, он все же был привержен мысли о возможности совмещения христианских и социалистических принципов.
Л и т е р а т у р а
1. Бердяев Н.А.
Моё философское
софские науки: Научные доклады высшей школы. - 1990. - N 6.
2. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы
философии. - 1989. - N 12.
3. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982.
4. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // Соч. в 2 т. - М., 1990.
5. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990.
6. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.
7. сайт www.azbyka.ru/
План:
«Русская
религиозная философия XX
в.»