Русская религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Русской религиозной философии философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих,

Содержание

Введение
Глава I. Новое религиозное сознание
Глава II. Религиозно – философские собрания
Глава III. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл.
§ 1. Позитивистские проблемы «Нового религиозного сознания»
§ 2. Проблема антагонистически связанных вопросов
Глава IV Теоретическая философия Вл. Соловьева
ГлаваV Религиозно-философская проблематика Вл. Соловьева
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Кр. Русская религиозная философия.docx

— 30.86 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и  науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

     Костромской государственный  университет им. Н.А. Некрасова

 

     ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине

     Философия

     тема: Русская религиозная  философия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 2 курса 1 группы заочной формы обучения (сокращенные сроки) 
                  специальности Юриспруденция

                  Матвеев Р. П. 

                  Проверила: к.ф.н.,доцент

                  Свиридова Галина Ивановна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     Кострома 

     2010

 

      Содержание 
 
 

Введение 

Глава I. Новое религиозное сознание 

Глава II. Религиозно – философские собрания 

Глава III. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл.

     § 1. Позитивистские проблемы «Нового религиозного сознания»

     § 2. Проблема антагонистически связанных  вопросов 

Глава IV Теоретическая философия Вл. Соловьева 

ГлаваV Религиозно-философская проблематика Вл. Соловьева 

Заключение 

Список  литературы

 

     

     Введение 

     Русской религиозной философии философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены  мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого  периода явилась последним ответом  на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия  в России начала века формировалась  в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным  ее представителям.

     Русская религиозная философия формировалась  не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями  в России, в интенсивном общении  с современными ей отечественными школами  идеализма, но также пыталась опереться  на достижения многовековой идеалистической  традиции европейской мысли.

     Значительную  роль и влияние в развитии мировой  философии на рубеже XIX - XX вв. оказали  работы выдающихся русских философов  В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и д.р.

     Волею исторических событий большая часть  русских философов была вынуждена  эмигрировать, но не все ее главные  представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

     Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить  на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и “талантливость”  времени. Было бы ошибкой считать, что  достижения русской религиозной  философии не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение.

 

     Глава I. Новое религиозное сознание 

     Новейший  религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: “новое религиозное сознание” , “богоискательство” , “веховство” , “духовный ренессанс начала XX века”. Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие “новое религиозное сознание” , обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.) . После революции 1905—1907 гг. получило распространение понятие “богоискательство”, широко использовавшееся публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени.

     “Новое  религиозное сознание” лишь у  истоков несло на себе печать замкнутости. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.

     “Новое  религиозное сознание” , или богоискательство, — сложное и противоречивое образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию.

     Рассматриваемое религиозно-философское течение  с самого начала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало  в себе отдельные идеи анархизма  и либерального народничества.

 

     Глава II. Религиозно-философские собрания 

     Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на “религиозно-философских собраниях” , официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления классовой борьбы, “крайностей” самодержавия, основной социальной (“культурно-исторической” ) силой, долженствующей объединить и “примирить” вокруг себя все общественные слои и классы, ибо, по утверждению их участников, “возрождение России может совершиться на религиозной почве”.

     После закрытия религиозно-философских собраний активность их участников сконцентрировалась вокруг журнала “Новый путь”, который взял на себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями социализма. “…Не следует забывать, — писал в 1904 году Булгаков, —что в наш рационалистический век и самая пламенная религиозная вера должна получить философское оправдание и закалиться в горниле философских сомнений. Поэтому философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению”.

     К 1905 году Булгаков предельно кратко перечислил основные черты антипозитивистского  идеализма “нового религиозного сознания” : “... трансцендентный реализм в гносеологии и онтологии, спиритуализм в метафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму, понимаемому как религия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным духовным отцом русского идеализма, дело которого приходится продолжать и развивать теперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев”.

 

     Глава III. Духовный ренессанс начала ХХ в. Его сущность и социальный смысл 

     К концу первого десятилетия XX в. результатом  бурно расцветшего кризисного и  декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс  начала XX в.

     Круг  вопросов, захвативших умы религиозных  философов, был поистине безграничен. Основные темы и категории “нового  религиозного сознания” связывались, во-первых, с различными “позитивными”  дуалистическими или плюралистическими  началами, подлежащими “синтезу”, и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого “синтеза”; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.

     Если  попытаться в рамках этих двух типов  проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица. 

     §1. ПОЗИТИВНЫЕ” ПРОБЛЕМЫ “НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ”

     Дуалистические  и плюралистические начала, подлежащие синтезу в “новой культуре и жизни (религии) ”

     1. Бог — человек, общество, человечество; “небо — земля”.

     2. Теогония — космогония — антропогония — история.

     3. Христианство — язычество (античность) ; жизнь — религия.

     4. Бог — государство (власть)

     Их  долженствующее и ожидаемое разрешение - богочеловечество, “становящееся  всеединство” , реализация “божьего замысла о мире и человеке” и т.п., в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление “духовного возрождения” теократия: новая, истинная, “свободная” , “анархическая” ; “христианская общественность” .

     5. Трансцендентное — имманентное  — ноуменальное.

     Экстаз, трансцендирование, вечность; “антиномический синтез”; духовный, ноуменальный мир

     6 Дух—плоть (тело, воплощение).

     7. Свобода — творчество — жизнь  — гнозис — “революция духа”.

     8. Вера — воля — разум —  чувство — свобода — дух  — любовь — надежда.

     9. Жизнь — знание; религия —  философия; теургия — искусство;  эрос — логос; истина — добро  — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—“нравственная вселенная”.

     10. Мужское — женское. 

     § 2. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ

     Антагонистические явления или доктрины

     1. “Историческое” христианство и  церковь как социальный институт—церковь  “мистическая” , “апокалипсическое христианство” и т.д.

     2. “Царство кесаря — царство  духа”

     3. Материализм, позитивизм, атеизм  — религия, религиозная философия

     4. Научные представления о развитии  природы и общественной жизни,  материалистические или позитивистские  “религии прогресса” - идеи “замысла  божьего” , религиозная историософия

     5. Феноменальное — ноуменальное; эмпирическое  — трансцендентное, мистическое

     6. Материя — дух

     Существующие  или возможные “негативные” формы, разрешения их борьбы официальное православие, церковная казенщина, “церковный позитивизм” папоцезаризм, цезарепапизм, торжество “грядущего Хама”, демократия, социализм в аспекте общественно-политической и идейной жизни России: победа революционно-демократических и материалистических традиций, “сектантского”, атеистического духа русской интеллигенции “абсурдность” и “бесчеловечность” бытия; “дурная” бесконечность мира и истории как “бессмысленной” смены поколений; “конечность” , ограниченность существования человека в мире  “дурная” бесконечность мира явлений; мир науки; материалистическое и позитивистское мышление объективная реальность, материализм, наука

     7. “Отвлеченные” начала —“целостное” знание; эмпиризм, рационализм — мистицизм; рассудок — разум, “сверхразум” , абсолютный разум; разум — абсурд; интеллектуализм — волюнтаризм, иррационализм

     8. Смирение, аскетизм, монашество, святость  — свобода, творчество, гениальность; эманация — творчество

     9. Род — личность, общее — индивидуальное  в аспекте антропологическом:  “отвлеченный” , “греховный” , “внешний” , “объективированный” и “социализированный” субъект; мещанин, обыватель

     Косная атмосфера византийско-монашеского православия; “позитивизм” официального православия безличная родовая жизнь, “деградация личности в процессе деторождения” , бытовщина, мещанство

     Широкий спектр подлежащих “синтезу” или  антагонистически связанных идей —  в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками—обсуждался большинством русских религиозных  философов начала XX в. Лидерами этого большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Эрн, Вяч. Иванов, С. Трубецкой, Д. Философов и многие другие.

Информация о работе Русская религиозная философия