Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:49, контрольная работа
Русской религиозной философии философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих,
Введение
Глава I. Новое религиозное сознание
Глава II. Религиозно – философские собрания
Глава III. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл.
§ 1. Позитивистские проблемы «Нового религиозного сознания»
§ 2. Проблема антагонистически связанных вопросов
Глава IV Теоретическая философия Вл. Соловьева
ГлаваV Религиозно-философская проблематика Вл. Соловьева
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа по дисциплине
Философия
тема:
Русская религиозная
философия
Выполнил:
студент 2 курса 1 группы заочной формы
обучения (сокращенные сроки)
специальности Юриспруденция
Матвеев
Р. П.
Проверила: к.ф.н.,доцент
Свиридова
Галина Ивановна
Кострома
2010
Содержание
Введение
Глава
I. Новое религиозное
сознание
Глава
II. Религиозно – философские
собрания
Глава III. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл.
§ 1. Позитивистские проблемы «Нового религиозного сознания»
§
2. Проблема антагонистически связанных
вопросов
Глава
IV Теоретическая философия
Вл. Соловьева
ГлаваV
Религиозно-философская
проблематика Вл. Соловьева
Заключение
Список литературы
Введение
Русской
религиозной философии философы
отводят совершенно уникальную роль,
что обусловлено несколькими
причинами. Во-первых, в рамках этой
философии ими были подведены
мировоззренческие итоги
Русская
религиозная философия
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX вв. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и д.р.
Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.
Глубина
и резкость поворотов истории, невиданное
ускорение темпов исторической жизни,
безусловно, содействовали особенно
интенсивному стремлению осмыслить
на фоне крушения одной и начала
другой эпохи небывалость и “
Глава
I. Новое религиозное
сознание
Новейший
религиозный идеализм в России конца
XIX — начала XX в., вместе с общественной
деятельностью его главных
“Новое религиозное сознание” лишь у истоков несло на себе печать замкнутости. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.
“Новое религиозное сознание” , или богоискательство, — сложное и противоречивое образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию.
Рассматриваемое
религиозно-философское
Глава
II. Религиозно-философские
собрания
Первыми
крупными представителями
После
закрытия религиозно-философских
К 1905 году Булгаков предельно кратко перечислил основные черты антипозитивистского идеализма “нового религиозного сознания” : “... трансцендентный реализм в гносеологии и онтологии, спиритуализм в метафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму, понимаемому как религия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным духовным отцом русского идеализма, дело которого приходится продолжать и развивать теперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев”.
Глава
III. Духовный ренессанс
начала ХХ в. Его сущность
и социальный смысл
К
концу первого десятилетия XX в. результатом
бурно расцветшего кризисного и
декадентского религиозно-
Круг
вопросов, захвативших умы религиозных
философов, был поистине безграничен.
Основные темы и категории “нового
религиозного сознания” связывались,
во-первых, с различными “позитивными”
дуалистическими или
Если
попытаться в рамках этих двух типов
проблем выделить их основные комбинации,
то получится следующая таблица.
§1. ПОЗИТИВНЫЕ” ПРОБЛЕМЫ “НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ”
Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие синтезу в “новой культуре и жизни (религии) ”
1. Бог — человек, общество, человечество; “небо — земля”.
2.
Теогония — космогония —
3.
Христианство — язычество (
4. Бог — государство (власть)
Их долженствующее и ожидаемое разрешение - богочеловечество, “становящееся всеединство” , реализация “божьего замысла о мире и человеке” и т.п., в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление “духовного возрождения” теократия: новая, истинная, “свободная” , “анархическая” ; “христианская общественность” .
5. Трансцендентное — имманентное — ноуменальное.
Экстаз, трансцендирование, вечность; “антиномический синтез”; духовный, ноуменальный мир
6 Дух—плоть (тело, воплощение).
7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — “революция духа”.
8. Вера — воля — разум — чувство — свобода — дух — любовь — надежда.
9.
Жизнь — знание; религия —
философия; теургия —
10.
Мужское — женское.
§ 2. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ
Антагонистические явления или доктрины
1.
“Историческое” христианство и
церковь как социальный
2. “Царство кесаря — царство духа”
3.
Материализм, позитивизм, атеизм
— религия, религиозная
4.
Научные представления о
5. Феноменальное — ноуменальное; эмпирическое — трансцендентное, мистическое
6. Материя — дух
Существующие или возможные “негативные” формы, разрешения их борьбы официальное православие, церковная казенщина, “церковный позитивизм” папоцезаризм, цезарепапизм, торжество “грядущего Хама”, демократия, социализм в аспекте общественно-политической и идейной жизни России: победа революционно-демократических и материалистических традиций, “сектантского”, атеистического духа русской интеллигенции “абсурдность” и “бесчеловечность” бытия; “дурная” бесконечность мира и истории как “бессмысленной” смены поколений; “конечность” , ограниченность существования человека в мире “дурная” бесконечность мира явлений; мир науки; материалистическое и позитивистское мышление объективная реальность, материализм, наука
7.
“Отвлеченные” начала —“
8. Смирение, аскетизм, монашество, святость — свобода, творчество, гениальность; эманация — творчество
9. Род — личность, общее — индивидуальное в аспекте антропологическом: “отвлеченный” , “греховный” , “внешний” , “объективированный” и “социализированный” субъект; мещанин, обыватель
Косная атмосфера византийско-монашеского православия; “позитивизм” официального православия безличная родовая жизнь, “деградация личности в процессе деторождения” , бытовщина, мещанство
Широкий спектр подлежащих “синтезу” или антагонистически связанных идей — в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками—обсуждался большинством русских религиозных философов начала XX в. Лидерами этого большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Эрн, Вяч. Иванов, С. Трубецкой, Д. Философов и многие другие.