Русская религиозная философия. Человек-индивид, личность, индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит понятия человека как индивида, личности и индивидуальности, а также описывает основные философские теории В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева

Содержание

1. Человек – индивид. Личность, индивидуальность
2. Русская религиозная философия. В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

К концу 1890-х годов здоровье философа стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года В. Соловьев приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод  Платона, однако вскоре почувствовал себя очень плохо. Тогда он попросил своего друга отвезти его в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой - брат владельца имения. Там после двухнедельной болезни 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года В. С. Соловьев скончался.

Среди творческого наследия В. С. Соловьева отличается оригинальностью  его учение о праве. Его исходным пунктом является различие между правом и моралью, как социальными регуляторами. Мораль, согласно В. С. Соловьеву, всегда стремится к построению идеала; предписывает должное поведение, обращена только к внутренней стороне воли индивида. Право же, по его убеждению, носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат. Право рассматривает внешнее проявление воли — имущество, действие, результат действия. Задача права, пишет В. С. Соловьев, не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад. Цель права — уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо. «Общее благо» должно ограничивать частные интересы людей, но оно не может их подменять. Поэтому В. С. Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права. Исходя из этого, закон — это «ограничение личной свободы требованиями общего блага». Признаками закона у Соловьева выступают: 1) публичность; 2) конкретность; 3) реальная применимость; а признаками власти: 1) издание законов; 2) справедливый суд; 3) исполнение законов.

В.С. Соловьев на концептуальном уровне обосновывает необходимость  христианского государства. Если обычное  государство, по его мнению, охраняет интересы граждан, то христианское государство — охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах. Прогресс государства — состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей». При этом В. С. Соловьев подчеркивает: «Правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача — препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)». Вместе с тем, философ признает, что общество не может жить исключительно только по нравственному закону. Для защиты всех интересов нужны юридические законы и государство.

Основной же идеей  религиозной философии В. С. Соловьева была идея Софии — Души Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но В. С. Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Об этом повествует его стихотворение «Три свидания». Для В. С. Соловьева это не просто миф, София для него — предмет чувственно-сверхчувственного мистического опыта. Свою задачу отныне он видит в том, чтобы содействовать восстановлению целостности мира, объединению мировой души с небесной Софией. Это содействие не могло для него ограничиться академической и литературной сферой. Участие в осуществлении Всеединства состоит в подчинении воле Бога, играющей определяющую роль во всех областях частной и общественной жизни. В. С. Соловьев называет это «теургическим творчеством» или «христианской политикой». Он считал Россию и славянский мир центром и отправным пунктом вселенской теократии и он настаивал на том, что именно здесь духовная и культурная, социальная и политическая жизнь должна быть отмечена Духом Христовым. Но он все больше ощущал, насколько русская действительность не соответствует этому требованию.

Реализация Софии, согласно учению В. С. Соловьева, возможна трояким способом: 1) в теософии формируется представление о ней, 2) в теургии она обретается, 3) в теократии она воплощается. Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. В. С. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье. Теургия — дословно боготворчество. В. С. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими. Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли В. С. Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

По этому поводу, в 1880-ые годы В. С. Соловьев написал и  опубликовал ряд работ, в которых  пропагандировал идею воссоединения  Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из этих работ — «Россия и Вселенская Церковь» была издана в 1889 г. в Париже.

Философия Соловьева  по своему характеру является антропоцентрической. Человек у него – это вершина творения. Возрождение мира совершено Богом совместно с человеком, который также выразил божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, божественной Мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. Поэтому Богочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии. «Если в божественном существе — в Христе первое или производящее единство есть собственно Божество — Бог как действующая сила или Логос и если, таким образом, в этом первом единстве мы имеем Христа как собственное божественное Существо, то второе, произведенное единство, которому мы дали мистическое имя Софии, есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек. И Христос в этом единстве, причастный человеческому началу, есть человек, или, по выражению Священного Писания, второй Адам».

Учение о богочеловечестве как источнике возрождения мира использовано Соловьевым для истолкования истории человечества и проблем  социальной жизни. Действительно, Богочеловек есть индивидуум и одновременно универсальное существо, обнимающее «одухотворенное через Него человечество» и являющееся по отношению ко всему в мире единством, благом, истиной и красотой. Даже в дочеловеческий период (эволюция природы) все в мире стремилось к единству, которое является непременным условием абсолютного совершенства. Таким образом, мир в своем развитии проходит через два этапа. Первый этап (до человека) можно назвать эволюцией природы, а второй (человеческая деятельность) — историей. Конечным результатом развития мира является утверждение царства Бога, которое «есть то же, что действительность безусловного нравственного порядка или, что то же, всеобщее воскресение и восстановление всех».

Христианское государство, согласно мыслителю, должно проводить христианскую политику. В области международных отношений такое государство должно содействовать «мирному сближению народов». Решая вопрос об отношениях между народами, В. С. Соловьев использовал заповедь Христа о любви к ближнему. Это позволило ему дать абсолютно правильное решение вопроса: «Люби все другие народы, как свой собственный». В. С. Соловьев объясняет, что это требование «вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному; эта «любовь благоволения» одинакова уже потому, что истинное благо едино и нераздельно. Разумеется, такая этическая любовь связана и с психологическим пониманием и одобрением положительных особенностей всех чужих наций: преодолев нравственною волею бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности, они начинают нам нравиться».

«Если такое отношение  станет действительным правилом, то национальные различия сохранятся и даже усилятся, сделаются более яркими, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для нравственной организации человечества».

В. С. Соловьев полагал, что  заповедь Христа о любви к ближнему должна распространяться на отношения между народами, ибо каждый народ «оказывается на деле лишь особою формой всемирного содержания, живущего в нем, наполняющегося им и воплощающего его не для себя только» а для всех».

В.С. Соловьев считал, что каждый народ должен осуществлять христианскую политику. Ее цель в области экономических отношений должна состоять в уничтожении экономического рабства и эксплуатации человека человеком, в достижении справедливой организации труда и распределения и т. д.

Весьма показательным  в плане практического подхода  к осуществлению своей концепции  о взаимоотношениях между народами было отношение В. С. Соловьева к  евреям, как одной из наиболее преследуемой этнически-религиозной общности Российской империи. Отношение В. С. Соловьева к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы как свой собственный. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьеву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан.

Размышления В. С. Соловьева  о еврействе и христианском вопросе  весьма актуально выглядят и сегодня: «Взаимные отношения иудейства и христианства в течение многих веков их совместной жизни представляют одно замечательное обстоятельство. Иудеи всегда и везде смотрели на христианство и поступали относительно его согласно предписаниям своей религии, по своей вере и по своему закону. Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно них заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть конечно явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то еще гораздо хуже быть неверным закону хорошему, заповеди безусловно совершенной».

В. С. Соловьев не только защищал евреев в своих философских  произведениях, но и боролся против преследований евреев в России. В  письмах Ф. Гецу он обличал погромы  и заверял, что его «перо всегда готово к защите бедствующего Израиля». В то же время В. С. Соловьев не был сентиментальным филосемитом; он не идеализировал еврейский народ и неоднократно указывал на недостатки, присущие, по его мнению, евреям. Даже на смертном одре В.С. Соловьев молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. Его смерть вызвала глубокое горе всего русского еврейства. В синагогах читались молитвы за упокой души Соловьева, которого ныне признали одним из «праведников народов мира».

Как уже отмечалось, творчество В. С. Соловьев оказало существенное влияние на дальнейшие пути развития русского искусства. Особенно заметно влияние его творчества в русском символизме и модернизме начала ХХ века. Как указывают литературоведы, во многом на него ориентировались такие выдающиеся поэты – представители этих течений, как Александр Блок и Вячеслав Иванов. Именно культурное влияние Владимира Соловьева вдохновило Ф. М. Достоевского на создание образа Алеши Карамазова в романе «Братья Карамазовы». А книга В. С. Соловьев «Смысл любви», побудила Л. Толстого к написанию известной в повести «Крейцерова соната». Помимо поэтических произведений, философских трудов и многочисленных критических статей о творчестве Достоевского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А.К. Толстого и др., а также трактатов по эстетике, Соловьеву принадлежат переводы Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана.


Николай Александрович  Бердяев (родился 18 марта 1874 г. в Киеве, умер 23 марта 1948 г. в предместье Парижа Кламар) произрастая своими мировоззренческими корнями из русской религиозной философии, является, вместе с тем, одним из наиболее европейских ее представителей. И не только потому, что значительную часть своей творческой жизни прожил в эмиграции во Франции. Н. Бердяев, оставаясь сугубо христианским мыслителем по духу и воспитанию, выходит к осмыслению наиболее злободневных социальных и политических проблем современности рассматривая их сквозь призму двух наиболее фундаментальных для него человеческих ценностей – свободы и творчества. Не случайно его считают одним из зачинателей и представителей такого влиятельнейшего направления западной философии ХХ века как экзистенциализмa. Вместе с тем, такая «европейскость» Н. Бердяева не помешала ему дать глубокий и в чем-то пророческий историософский анализ судьбы России. А его размышления о предназначении человека и роли личности в истории остаются чрезвычайно актуальными в свете вызовов современного глобализованного мира, и дают все основания относить его к ярчайшим фигурам философии персонализма.

Место рождения и получения  образования Н. Бердяева наложило, несомненно, отпечаток на формирование его мировоззрения, поэтому вполне оправдано причисление его к так называемой киевской школе русской философии. Ведь родился будущий философ в «матери городов русских» - Киеве - дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом - киевским уездным предводителем дворянства, а позже - председателем правления киевского земельного банка. Мать, Алина Сергеевна (урождённая княжна Кудашева) по матери была француженкой.

Информация о работе Русская религиозная философия. Человек-индивид, личность, индивидуальность