Русская религиозная философия. Человек-индивид, личность, индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Данная работа содержит понятия человека как индивида, личности и индивидуальности, а также описывает основные философские теории В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева

Содержание

1. Человек – индивид. Личность, индивидуальность
2. Русская религиозная философия. В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоении всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Понятие личности относится  к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность”, куда входят и духовные качества.

Как в восточном, так  и в западном мышлении сохранение своего “лица”, т.е. личности – это  категорический императив человеческого  достоинства, без чего наша цивилизация  потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

В истории философии  и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Выделяют несколько  крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – “деятели”  – охотники и рыболовы, воины  и ремесленники, земледельцы и  рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Для  таких личностей главное –  активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

Второй тип – “мыслители”. Это люди, которые, по словам Пифагора,  приходят в мир не для того, чтобы  соревноваться и торговать, а  смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.

Третий тип – “люди  чувств и эмоций”, которые остро  чувствуют, как “трещина мира” (Г.Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

  Четвертый тип  – “гуманисты и подвижники”,  отличающиеся обостренным чувством  ощущения душевного состояния  другого человека, как бы “вчувствуются”  в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом своей жизни милосердие. “Спешите делать добро” – этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

В основных культурах  и цивилизациях Земли сложились  определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон  личности, отражающий идеал цивилизаций  Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной стержень. А для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких “кругов обязанностей” – по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Хотя буддизм и отрицал  наличие у человека души в европейском  понимании, но индивид стремится  к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова вторая истина.

Далее утверждается, что  “истина преодоления страдания” состоит в снятии иллюзорных субъективных установок.

Наконец, четвертая “истина пути” содержит описание восьми ступеней, на которых последовательно осуществляется контроль над сферой познания, поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования. Этим не исчерпывается диапазон данного понятия и очевидно, что большинство людей сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы. А, по словам Гегеля, истинная природа человека есть “свобода, свободная духовность”.

 

 

 

Русская религиозная  философия.

В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев.

 

Русская религиозная  философия ХІХ – начала ХХ вв. представляет собой уникальное явление в истории русской и мировой философской мысли, которое органично соединило основы религиозного, православного мировоззрения с попытками найти ответы на наиболее жгучие вопросы новой эпохи через критическое осмысление опыта классической и новейшей (на то время) западной философии.

По мнению современных  ревнителей православия: «Религиозная философия – это рациональное познание сущего путем осмысления религиозного опыта, то есть опыта Бога. Русская  религиозная философия – познание сущего на основе русского религиозного опыта, опыта верующих РПЦ. В этом познании необходим теологический момент и его нельзя исключить, вынести за скобки. Иначе это будет уже не религиозная философия, но некое искусственное абстрактно-теоретическое образование – философия вообще.

Вся история русской  религиозной философии демонстрирует  противоестественную искусственность  отделения рационально-философского момента от религиозно-теологического. Русская религиозная философия  руководствуется идеалом синтетического, целостного, соборного, органического, живого знания. Это знание противостоит знанию философскому – частному, мертвому, искусственному, отвлеченному, аналитическому, но противостоит, не отрицая, но включая его в себя как подчиненный момент. Русская религиозная философия стремится вернуть западную философию  к универсальному синтезу установки теоцентрической или теологической.

Эта удивительная по своей  самобытности и напряжению личностного  сопереживания вселенских проблем  ветвь осмысления взаимоотношений Бога, человека и мира оказала и продолжает оказывать огромнейшее влияние на всю последующую русскую и мировую культуру, а ее идеи на социальные, политические, религиозные процессы современности. Помимо прочих вопросов, волновавших представителей русской религиозной философии, одним из важнейших для них был вопрос о месте и роли России в мировой истории, о ее особом духовном предназначении. На фоне продолжительных дискуссий «западников» и «славянофилов» отдельным представителям русской философии удалось подняться до гораздо более высокого уровня осмысления означенной проблемы. Их духовное наследие послужило творческим ферментом для возникновения многих современных геополитических доктрин. Его явственное влияние ощущается, например, в концепции «русского мира», которую так последовательно отстаивает нынешний патриарх РПЦ Кирилл.

Знакомство с русской  религиозной философией невозможно без знакомства с ее крупнейшими, знаковыми фигурами. И первым в  этом ряду стоит, безусловно, Владимир Соловьев.


Владимир Сергеевич Соловьёв

(родился 16 января (28 января) 1853 г., Москва — умер 31 июля (13 августа) 1900 г., имение Узкое, Московский уезд, Московская губерния) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900 г.).

В. Соловьёв стоял у  истоков русского «духовного возрождения» начала XX века и оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

Пожалуй, наиболее точную и полную характеристику В. Соловьеву  как самобытному мыслителю дал  русский, а затем советский философ  Алексей Федорович Лосев, который сам был взращен в лоне традиции русской религиозной философии. В своей статье «Творческий путь Владимира Соловьева» А.Ф.Лосев пишет: «В. Соловьев — это крупнейшая фигура русской философии, публицистики и поэзии второй половины XIX в. Он еще очень мало изучен в нашей науке, а его изучение представляет огромные трудности ввиду чрезвычайной сложности и многогранности его творческой натуры. Первое и основное, что бросается в глаза при изучении В. Соловьева,— большое духовное беспокойство, заставляющее его болезненно чувствовать шаткость и обреченность старого мира. Он предчувствовал наступление мировых событий катастрофического характера; и это предчувствие было у него настолько глубоко и невыразимо обычным прозаическим языком, что он в конце концов заговорил в пророческих тонах и стал изображать наступление конца истории в духе чистейшей мифологии».

Родился Владимир Сергеевич Соловьёв в Москве в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Отец Владимира Соловьёва отличался  строгостью нрава. В семье всё было подчинено строгим правилам. Сказалось на формировании В. Соловьева и то, что мать философа Поликсена Владимировна принадлежала к украинско-польской семье, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода. Как отмечал А. Ф. Лосев, «обстановка ранних лет Владимира Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития». По совету своего отца семилетний Владимир начал чтение житий святых. Религиозное чувство В. Соловьева уже в детстве было очень сильным. Еще мальчиком он совершал аскетические поступки. Мать часто находила его спящим без одеяла в зимнее время. Этим В. Соловьев хотел победить плоть.

В детстве проявилась у В. Соловьева  и склонность к поэзии. Он наизусть знал много песен и стихотворений  русских поэтов, интересовался народным творчеством. По его же воспоминаниям, он любил бывать в среде крестьян, кучеров и странников. В Соловьеве было сильно развито мистическое отношение к природе. Он называл по имени даже неодухотворенные предметы. Так, например, своему ранцу он дал имя «Григорий», а карандаш называл «Андреем». Иногда юный В. Соловьев видел вещие сны и видения.

В 1864 году отец и сын Соловьевы  выступили публично против ссылки Н. Г. Чернышевского на каторгу.

Учился будущий философ в  московской 1-й гимназии, которая затем была разделена, и заканчивал обучение В. Соловьёв уже в 5-й гимназии. В 1869 г. он поступил в Московский университет на естественное отделение, а через два года переходит на историко-филологическое отделение. В то время В. Соловьёв особо тщательно изучал труды А. С. Хомякова, В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте. В двадцать один год он написал свою первую крупную работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (рационалистического) и «эмпирического» знаний. В июне 1876 года приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете.

В 1880 году В. Соловьёв защитил докторскую диссертацию, однако оставался на должности  доцента, а не профессора из-за прохладного  отношения к нему вышестоящих  чиновников. 28 марта 1881 г. В. Соловьёв прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции, текст которой не сохранился, многие считают причиной его ухода из университета. Хотя дело для него осталось без серьёзных последствий, так как многие влиятельные лица сочли поступок философа попросту признаком его сумасшествия.

После ухода из университета В. Соловьёв целиком отдаётся написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его  философско-теоретическими раздумьями. В это же время он задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам (цензурного и технического характера) вместо запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь». В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года он снова возвращается к философии.

На протяжении всей своей жизни  В. Соловьёв не имел семьи. Жил он большей  частью в имениях своих друзей или за границей. По воспоминаниям современников, был он человеком экспансивным, восторженным и порывистым.

Информация о работе Русская религиозная философия. Человек-индивид, личность, индивидуальность