Русская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Введение
Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер., Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковасий отмечал, что философия нашла в России свои пути — «не чуж¬даясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли».

Содержание

Основная часть
1 Материалистическое направление в русской философии ( М.В.Ломоносов,
А.Н.Радищев, А.И.Галич, И.М. Сеченов)______________________________3-7
2 Религиозное реформаторство в России (Ф.М. Достоевский,Л.Н. Толстой)7-9
3 Философия всеединства В.С. Соловьева.____________________________9-11
Заключение_______________________________________________________12
Список литературы_________________________________________________13

Работа содержит 1 файл

Русская философия.doc

— 80.00 Кб (Скачать)


2

 

Тема работы: Русская философия

 

Содержание:                                                                                                     Введение_________________________________________________________3

Основная часть

1 Материалистическое направление в русской философии ( М.В.Ломоносов,

А.Н.Радищев, А.И.Галич, И.М. Сеченов)______________________________3-7

2  Религиозное реформаторство в России (Ф.М. Достоевский,Л.Н. Толстой)7-9

3 Философия всеединства В.С. Соловьева.____________________________9-11

Заключение_______________________________________________________12

Список литературы_________________________________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер., Известный историк русской философской мысли В.В. Зеньковасий отмечал, что философия нашла в России свои пути — «не чуж­даясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами...». В XIX в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли».

Несмотря на то, что русская философская мысль представле­на самыми различными направлениями, ориентациями и школа­ми, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная ус­тановка, постоянная обращенность к историческим судьбам  России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

1 Материалистическое направление в русской философии (М.В.   Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Галич, И.М. Сеченов)

Классический период становления русского материализма связан с именем М.В. Ломоносова (1711-1765). Он был едва ли не первым русским мыслителем, с убежденностью осознавшим свое интеллектуальное превосходство над философскими кумирами Запада.

По мнению Ломоносова, именно материей обусловлива­ется «все, что есть и происходит в телах». Он различал два вида материи: «собственную» и «постороннюю». «Материя соб­ственная есть та, из которой состоит тело, а посторонней на­зывается та, которая наполняет промежутки тела, не запол­ненные собственной материей». Никакого абсолютно пусто­го пространства не существует: мир заполнен целиком и пред­ставляет собой сочетание двух родов материи. Все измене­ния, происходящие в мире, связаны с процессами движения материи. Оно возможно потому, что тела обладают «порами», которые могут заполняться посторонней материей. Движе­ние сводится к простому перемещению тел в пространстве; «...как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состо­яния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько при­совокупится к другому, так, ежели где убудет несколько мате­рии, то умножится в другом месте...». В целом материя вечна и неуничтожима; она всегда остается в пределах собственно­го наличного бытия. Для Ломоносова это означало, что мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешатель-

стве. Природа изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов.

Разработанные Ломоносовым принципы естественно-научного материализма оказали глубокое влияние на философские изыскания А.Н.Радищева (1749-1802), жестоко пострадавшего за обличение крепостничества в своем ли­тературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», напи­санном в сибирской ссылке, он рассматривал «картину человека» под углом вписанности его в систему природных связей, подчер­кивая способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, при этом воспроизводя доказательства и в пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия. Само по себе столь противоречивое утверждение говорит о двух подходах к его оценке. Во-первых, Радищев исходит из признания существова­ния души, и это не подлежит спору. Во-вторых, его спор о смерт­ности и бессмертии души являет собой мучительный поиск, кото­рый продолжает вековую традицию в подходе к этому сверхслож­ному метафизическому вопросу.  Необходимо подчеркнуть, что этот труд Радищева является первой в истории русской мысли систематической философской разработкой проблемы человека. Радищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы позна­ния о них и существует по себе». Он указывал, что человек в процессе своего взаимодействия с природой познает ее: «...в бытии вещей иначе нельзя удостовериться, как чрез опыт». Мучительно размышляя над проблемами бытия Бога и бессмертия души, Ра­дищев впадал в такие противоречия, что было бы явной натяжкой считать его материалистом или идеалистом. Основную мощь своего философского ума он направил на поиски путей решения социально-философских проблем.

Ближайшим воспреемником идей Радищева по праву  может быть назван  А.И.Галич (1783-1848).

Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - «сборное место» мироздания, гармо­низирующее «средоточие» мира. Он исследует человека «в разуме общей природы», возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов. «...В организме человеческом жизнь на земле, - писал он, - дает себе решительные порывы к сво­боде и тем достигает цели, к которой стремится через все сте­пени исторического своего развития... Так-то человек явля­ется представителем всей планеты!»

Первое, что характеризует человека, - это деятельность. Побуждение к деятельности дает душа, которая не «предсуществует в умственном, неведомом мире», не творится Богом, а возникает через «рождение» и связана с природой, проник­нутой «животворящими силами».

Сущность души находит свое выражение в познании. Основу познания образует чувствование, или ощущение. Вершиной познания Га­лич считал «свободное познание», позволяющее «сознать и обозначить отношение между содержанием идеальных созда­ний», т.е. понятий и категорий. Они либо выражают возможность быть чему-либо явлением, либо обо­значают способ существования явлений. К первой группе от­носятся категории пространства, времени, движения, ко вто­рой - количества, качества, отношения. Свободное познание позволяет постичь единство «основания и сущности», прибли­зиться «к последнему, безусловному началу всякого условно­го бытия и устройства», познать «гармонию между идеальным и естественным царством». Таким образом, познание объек­тивного мира тесно смыкается с самопознанием человека. Познавая действительность, человек определяет свое место в природном бытии, а познавая самого себя, он овладевает «иде­ей доброго» - законами и принципами нравственности. Без знания природы не бывает истинной антропологии, без уче­ния о человеке, «человекознания» - науки о мире, философии.

С новой силой расцвет русского материализма обозна­чился в середине XIX в. Это вызвано быстрым развитием оте­чественного естествознания, опытных наук. Центральной фигурой этого времени был И.М.Сеченов (1829-1905). Его знамени­тый трактат «Рефлексы головного мозга» составил целую эпоху в истории русского материализма.

Сеченов исходил из положения, что жизнь на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям суще­ствования и что «в длинной цепи эволюции организмов ус­ложнение организации и усложнение действующей на нее среды являются факторами, обусловливающими друг друга». Признавая неразрывную связь организма с условиями его су­ществования, ученый особенно подчеркивал определяющий характер влияния среды на содержание психической деятель­ности человека. Вместе с тем он констатировал, что посколь­ку психическая деятельность человека выражается внешни­ми признаками, то можно исследовать законы ее проявлений. Последние он сводил к одному знаменателю - мышечному движению, посредством которого организм реагирует на воз­буждение извне. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, - писал Сеченов, - улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышеч­ное движение». В противовес психологам-идеалистам, Сеченов выдвигал физио-лого-материалистическое положение о родстве психических и соматических процессов. Кроме того, психическая деятельность, возникающая лишь при условии анатомо-физиологической целостности головного мозга, развивается из чисто материальных субстра­тов - яйца и семени. Именно через их посредство передают­ся по наследству очень многие из индивидуальных психичес­ких особенностей, даже таланты. В то же время Сеченов от­мечал, что содержание психической деятельности, вообще умственное развитие человека определяется прежде всего воспитанием, условиями его социального бытия. «Этим я не хочу, конеч­но, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно; что дать человеку, рожденному без слухового не­рва, слух. Моя мысль следующая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком мало отличающимся со стороны психичес­кого содержания от образованного европейца». Из этого принципиального положения Сеченова следовали два важ­ных момента: во-первых, отнесение к природе человека соб­ственно физиологических процессов, общих всем людям и генетически связывающих их со всем остальным животным миром, и, во-вторых, определение сущности человека на основе культурно-исторических критериев, признание ее социальной специфики. Оба эти момента необходимо дополняют друг друга, но первостепенное значение сохраняется за физиологической стороной, составляющей исходное начало всякой психической деятельности.

2 Религиозное реформаторство в России (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

Из недр славянофильства вышло такое идейное образование, как религиозное реформаторство, отразившее глубокий кризис официальной церковности и развившееся в двух взаимосвязанных, но вполне самостоятельных формах – почвенничества и толстовства.

Идея «почвы», «родственного единения с народом» нашла выражение в творчестве Ф.М.Достоевского (1821-1881). Сердцевину воззрений Достоевского составляла антропо­логия, которая имела два измерения: этико-социальное и ре­лигиозно-нравственное. В первом случае его волновала «тай­на человеческой природы», во втором - «вопрос о существо­вании Божием», проблема бессмертия души. Первая позиция ознаменовалась в личности Великого инквизитора, вторая - в личности старца Зосимы.

В его представлении человек сам по себе, в сво­ем материальном естестве является сосудом всевозможных пороков и грехов. Человеческая природа, не обузданная верой, порождает безмерный эгоизм, ненасытную жажду к удовлет­ворению и приумножению чувственных потребностей. В са­мой свободе своей человек устремляется к собственной поги­бели - такова основная идея Легенды о Великом инквизиторе.

Вера старца Зосимы: истинная вера сопряжена с «пере­делкой» человека, которая достигается путем очистительно­го страдания и обрядовой дисциплины. Образец «подража­ния Христу» - старец Зосима, это безусловный литератур­ный двойник Достоевского.

Логика Достоевского предельно обнажена: нельзя стать человеком без сознательного самосовершенствования, «вы­делки». Никто от природы не бывает способен к каждоднев­ному подвигу «примирения». Для этого необходимо посте­пенное обновление, перерождение человека. Моральное обновление достигается лишь в вере. В религии человек обретает то, чего нет ни в каком челове­ческом знании, - надежду на бессмертие. Лишь сознание, что челове­ка и после смерти ждет новое рождение, вселяет в него чув­ство вины и ответственности за всех и все в мире. А это и есть смысл жизни, без которого нет счастья.

Достоевский считал, что русский человек более, чем кто либо другой, способен к нравственному совершенству, имея ввиду широту и многосторонность его таланта. Так проблема смысла жизни отдельного человека перерастала у Достоевского в проблему исторического призвания народа.

Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления  злу  насилием,   с   проповедью  всеобщей любви. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общест­венной   жизни   он   отвергал   насильственные   методы   борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государст­венных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовер­шенствование человека должно было дать ему определенный ду­шевный и социальный порядок, то, очевидно, что полное отрица­ние всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В

этом проявилась противоречивость исходных принципе; и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого.

Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Согласно Толстому, Бог eсть любовь.

Несмотря на полнейший контраст в осмыслении сущности христианства, в особенности в понимании самого Христа, и Достоевский, и Толстой исповедовали общие принципы этического индивидуализма, который стал   знаменем   всего  «русского  духовного  ренессанса»  конца  XIX  –  нача-

ла  XX вв.

3 Философия всеединства В.С. Соловьева

В.С.Соловьев (1853 —1900) — крупнейший русский философ, зало­живший основы русской религиозной философии. Соловьев по­пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, долж­но стать христианство. Важной особенностью философии В.С.Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение но­вейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимо­связаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основ­ной принцип всеединства — «Все едино в Боге». Всеединство - это, прежде всего, единство творца и творения. Философ характеризует Бога как «космиче­ский разум», «существо сверхличное», «особую организующую си­лу, действующую в мире».

Окружающий нас мир, по мнению В. С. Соловьева, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исхо­дящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога мало еще признавать абсолютное су­щество. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого». Поэтому Соловьев вводит в свою систему понятие «идеи» и «мировой души». «Божественный ум», «органическая си­ла», по мнению Соловьева, распадается на множество элементарных сущностей, которые лежат в осно­вании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего со­стоит в последовательности изменений. И непо­средственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соло­вьева мировая душа. Основным признаком ее является осо­бая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако, мировая душа, по учению Соловьева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Информация о работе Русская философия