Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:59, контрольная работа
В истории русской философии и особенно русской политической мысли яркий контраст представляют два взаимно противоположных направления -- славянофильское и западническое.
Введение……………………………………………………………………3
Философия славянофилов…………………………………………………5
Философия западников……………………………………………………9
Ф. Достоевский: проблемы морального сознания и нравственного преображения…………………..…………………………………………12
Л. Толстой: Религиозно-нравственные искания………………………..14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20
Подобная вера, определяемая Л.Н. Толстым как «сознание» и «сила» жизни, в корне отличается от ее традиционного понимания, сложившегося в русле исторического христианства. Она неотрывна от бытия человека и полностью совпадает с его жизнью, ибо «без веры нельзя жить», и «если человек живет, то он во что-нибудь да верит». Вера конституирует жизнь, утверждая ее как благо, и задает направленность человеческого мышления, в компетенции которого остается лишь вопрос о том, «как человеку самому быть и жить лучше». Усвоив классическое требование рационалистов всех времен «мыслить правильно», Л.Н. Толстой наполняет его новым содержанием: «мыслить правильно» означает для него употреблять свой разум не на разрешение вопросов о том, что такое жизнь и зачем человек живет, а на максимально полное и адекватное уяснение того, как следует жить, т.е. как правильно распорядиться благом жизни.
Л.Н. Толстой склонен идентифицировать человека как изначально нравственное существо, чье пребывание в мире, по сути, не нуждается в санкции познающего разума, который не в состоянии оправдать человеческого бытия в силу того, что сам требует бытийного оправдания. Подлинное оправдание человеческая жизнь может получить только через веру, которая вносит в нее нравственную определенность и обуславливает ее направленность, т.е. задает ее истинный смысл. Наполняя сокровенные глубины его духа и делая его сопричастным всеобъемлющей бесконечности мира, вера движет человеком, возвышая его над самим собой и соединяя с истоками бытия.
Вопреки высказываемому С.Л. Франком мнению о том, что в основе религиозно-философского учения Л.Н. Толстого лежит «безнадежное раздвоение «добра» и «жизни», в силу чего последнее приобретает характер «морализаторского жизнеотрицания», следует подчеркнуть, что толстовская «разумная вера» есть абсолютное жизнеутверждение, ибо она, одновременно, тождественна и жизни, и благу (добру), причем такому благу (добру), которое «дано до противоположности добра и зла и позволяет подняться над нею».Человеческая жизнь возможна только как благо, и это ее единственно разумная форма, уверен Л.Н. Толстой. Таким образом, толстовская вера не отрекается от разума, напротив, задавая человеческому разуму начало и пределы, она придает ему тем самым ту «высшую разумность», которая гарантирует его от скатывания в пучину нигилистического отрицания жизни и ее блага, восстанавливая утраченную европейским сознанием изначальную духовно-разумную целостность человеческого «я».
Специфическая особенность толстовской трактовки соотношения веры и разума состоит в ее тавтологичности: вера есть основа разума, который обосновывает ее саму. К данному выводу, по сути, сводятся все рассуждения мыслителя, образуя некий, весьма знаменательный, замкнутый круг, где «вера и разум по существу есть одно и то же», а потому Л.Н. Толстому оказывается «чуждо, бессмысленно и ненужно все, что стоит вне этого единства – одинаково и Тертуллианова вера в нелепость, и современное поклонение безрелигиозному разуму» . Именно эта исходная онто-эпистемическая гармония разума и веры, в конечном счете, и определяет специфику толстовского рационализма, ставшего обоснованием универсального принципа «разумной веры» и породившего особый инвариантный тип рациональности, который не только не противостоит вере, но и является ее неотторжимым слагаемым, будучи изначально обусловлен и ограничен ею. «Разум дан нам Богом», он есть «Божественный свет, сошедший с неба», который «никак нельзя отрицать» и которому «одному надо служить и в нем одном искать благо» , в подобном, тривиальном, на первый взгляд, положении заключена квинтэссенция и подлинный смысл толстовского рационализма, отчетливо наметившего некий «срединный путь» между «Афинами» и «Иерусалимом», между самодостаточностью отвлеченного разума и абсурдностью безосновательной веры, увенчавшийся рождением качественно новой формы «сверхрационального рационализма».
Он
явился прямым порождением предельного
абсолютизма и максимализма толстовской
этики, выражавшихся в нежелании мыслителя
довольствоваться никакими компромиссами
в вопросах человеческой нравственности,
«заключать никакого социального контракта...»,
дабы уже здесь и теперь «остаться в божественной
природе», где бы «царствовал закон Бога,
а не закон мира...» . Подобная непримиримость
«нравственного абсолютизма» Л.Н. Толстого
определяется тем, что последний, по меткому
замечанию С.Н. Булгакова, был напрочь
лишен «вкуса к срединному и относительному»
, а потому, как подчеркивает Н.А. Бердяев,
«Толстой требует немедленного и полного
осуществления абсолютного, абсолютного
добра в этой земной жизни, подчиненной
законам грешной природы, и не допускает
относительного, истребляет все относительное»
. Однако, если Н.А. Бердяев считал, что
это было лишь «отрицательное абсолютное,
пустое и нигилистическое» , то С.Л. Франк,
который тоже видел в склонности Л.Н. Толстого
к тотальной абсолютизации моральных
понятий и ценностей некоторую «недооценку
относительного, сложности «мира»...»,
проявление «типично русской болезни
нигилизма, происходящей от духовного
абсолютизма» и следствие «односторонне-
Эта
безусловная убежденность мыслителя
в необходимом наличии
Таким образом, столкнувшись с невозможностью последовательно рационального объяснения человеческой нравственности, Л.Н. Толстой, фактически, признает, что мораль не умещается в границах познающего (контролирующего) разума, у нее – свой разум, благодаря которому человек способен, осознавая собственную онтологическую ограниченность и нравственное несовершенство, действовать так, будто он является носителем универсального начала, всецело подчиняющего его эмпирическое бы-тие абсолютной причинности – всеобщему моральному закону. Эта моральная интер-претация разума разворачивается у Л.Н. Толстого до подлинных масштабов этико-эпистемологического и, отчасти, онтологического переосмысления сущности и целей человеческой рациональности, в контексте которого познавательная функция разума утрачивает свою абсолютную ценность, а гносеология окончательно теряет власть над этикой, превращающейся в подлинно автономное, универсальное «жизнеучение»: «древо познания не глушит более древа жизни» , и «то, что называется этикой – нравственным учением» «о жизни людей – о том, как надо жить каждому отдельно и всем вместе», которое «совершенно исчезло в псевдохристианском обществе» , полностью восстанавливается в своих исконных правах.
6.
Заключение
Русская философия представляет собой значительное по своему идейному содержанию и влиянию явление духовной культуры человечества. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, учений и идей. В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное самосознание.
В содержании русской философии традиционным является наличие и взаимодействие трех идейных потоков: религиозного, нравственного и историософского. Их присутствие обусловлено, во-первых, активным влиянием православия как религии, ориентированной на высокие общечеловеческие ценности - добро и милосердие, справедливость. Во-вторых, остротой социальных проблем и противоречий в России, что всегда обращало отечественную философию к теме общества, проблеме его переустройства. В-третьих, особенностью этой философии является и то, что в ней всегда присутствует постановка вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, ее особом космическом призвании.
Россия представляет собой огромный "Восток-Запад", находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов. Это обстоятельство нашло отражение в русской философии, породило в ней множество течений, между которыми зачастую происходила острая идейная борьба (например, западничество и славянофильство). В истории русской философии принято выделять ряд периодов. Наиболее содержательным из них является XIX век, на который пришелся расцвет отечественной философии. Это был "Золотой век" в истории русской духовности, век классики и универсализма. Важным моментом является и то, что в это столетие наблюдался органический синтез философской мысли и художественного слова (А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.).
Философия в России самобытна, масштабна и многолика. В большинстве ее течений и школ наблюдается повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека в мире. Она несет в себе огромный потенциал гуманизма и нравственности, знания и веры, занимая достойное место в историко-философском процессе и имея мировое значение.
Список литературы
1. Барабанов
Е.В Русская философия и
2.Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии 1994г. .
3.Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии 1994г.
4.Гайденко П.П.
Человек и человечество в
философии. 1994г.
5.Громов М.Н.
Вечные ценности русской
6.Пантин И.К.
Социалистическая мысль в
Москва, 1973г.
7.Полторацкий
Н.Т. Русская религиозная
1992г.
8.Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия .// Вопросы философии 1994г.
9.Современная
философия: словарь и
10.Франн С.Л. Сущность и ведущие мотивы в русской философии // Вопросы
философии 1990г.
11.Философия. Учебное пособие под редакцией В. Н. Лавриненко. М.,1996г.
Информация о работе Русская философия XVIII-первая четверть XIX вв.