В
Византии церковь утверждала что
путь к спасению, путь к богу мог
происходить и без участия
церкви, человек мог и на прямую
обратится к богу через молитву
соединившись с ним. Таким образом
в христианстве превалирует эмоциональное
индивидуальное начало. Отсюда и система
ценностей, и поведение, и несколько
иной идеал личности. Он начал формироваться
в Византии, а потом она передала
эту систему России и таким
образом формирование русского типа
человека очень эмоционального человека
с мистическими взглядами формировалось
на протяжение многих столетий. Религия
Византии выполняла также стабилизирующею
функцию. Она являлась единой оболочкой
формирования Византийской духовности
и культуры. Культурные ценности языческой
античности Византийской церковью не
отрицались. Изучение античности, философии,
литературы поощрялось. Византийская
школа отличалась от западно-европейской
школы. В отличие от запада обучение
в Византии проходило под влиянием
церкви, но оно не было так жестко
привязано к церкви. Византийская
наука развивалась под сильным
влиянием античности и успехи, достижения
византийцев были связанны с потребностями
хозяйственного развития и управления
страны.
Между
православной и католической церквами
уже очень рано возникли значительные
расхождения как социально-политического,
так догматического и обрядового
характера. Эти расхождения, разумеется,
во многом отражали различия в общественной
структуре и идейной жизни
Византии и Запада.
В Византии церковь не имела
той экономической и административной
автаркии, какая сложилась в Западной
Европе. В империи церкви и
монастыри, хотя и были крупными
феодальными землевладельцами, но
так и не превратились в
независимые от государства замкнутые
феодальные княжества, подобно
церковным вотчинам и аббатствам
Запада. Православная церковь и
экономически и политически в
большей степени, чем католическая,
зависела от государства, от
императорских пожалований, теснее
была связана с централизованной
государственной системой.
В Византийской империи православные
иерархи, за редким исключением,
не претендовали на главенство
над могущественной светской
властью. Православная церковь
в Византии, существовавшая в
условиях централизованного государства,
не являлась носительницей универсалистских
тенденций, а, наоборот, проповедовала
единение церкви и государства.
В противовес этому в феодально-раздробленной
Европе именно папский престол
был провозвестником универсалистских
идей и стремился стать центром
католического мира, независимым
от государства и стоящим над
ним. Именно римская курия неуклонно
отстаивала доктрину о примате
духовной власти над светской.
Если на Западе сложилась строго
централизованная церковная организация,
и только папа пользовался
непререкаемым моральным авторитетом
и огромной реальной властью,
то на востоке в теории господствовала
система пентархии — одновременного
существования пяти полноправных
патриархий в Риме, Константинополе,
Александрии, Антиохии и Иерусалиме.
Между восточными патриархами
не было единства, и они не
хотели признавать полного главенства
одного из патриарших престолов.
Рим и Константинополь постоянно
спорили из-за первенства, в ранний
же период с подобными притязаниями
выступали и другие патриархии.
В православной церкви церковные
соборы стояли выше патриархов
и лишь они являлись создателями
церковных канонов. Вместе с
тем они сами подчинялись светской
власти, в отличие от Запада, где
церковные соборы, за редким исключением,
выполняли волю папского престола.
Внутренняя организация католической
церкви носила более аристократический
характер, чем православной. Церковная
иерархия была осуществлена на
Западе строго последовательно,
и корпоративная общность клира
оказалась весьма прочной. В
странах Западной и Центральной
Европы католическая церковь
противостояла мирянам, как особая
сплоченная привилегированная корпорация.
Обособленность католического духовенства
от мирян проявлялась, например,
в причащении клириков вином
и хлебом, а светских лиц только
хлебом, в установлении для всех
католических священников безбрачия
— целибата. В Византии грань
между духовенством и мирянами
проводилась отнюдь не столь
резко: все верующие причащались
под обоими видами, безбрачие
распространялось только на епископов
и монахов. В восточной церкви
в несколько меньшей степени
ощущалась противоположность между
высшим и низшим духовенством.
Подобные различия в структуре
церквей были, естественно, связаны
и с догматическими разногласиями.
На Западе господствовало учение
о том, что спасение человека
якобы зависит от деятельности
особой корпорации — церкви, в
руках которой находится и
оценка заслуг верующего, и
отпущение его грехов. Восточное
же христианство отличалось большим
индивидуализмом, отводило важную
роль в спасении человека индивидуальной
молитве и через ее посредство
допускало мистическое слияние
с божеством. При этом отчетливо
давали себя знать идейные
традиции обеих церквей: на
Западе — влияние юридизма, восходящего
к классическому римскому праву,
на Востоке — спекулятивной
греческой философии, прежде всего
неоплатонизма.
Между восточной и западной
церквами довольно резко обозначились
расхождения, касающиеся церковной
обрядности. Эти различия складывались
в течение веков и являлись
не только результатом догматических
несогласий, но и символическим
выражением церковных традиций
Запада и Востока, на которые
в свою очередь оказывали воздействие
локальные обычаи, принятые в
церковном ритуале той или
иной местности. Языковые различия
и территориальная разобщенность
Запада и Востока, естественно,
усугубляли эти литургические
расхождения. Споры по вопросам
обрядности между католическим и православным
духовенством чаще всего втягивали в борьбу
широкие народные массы и способствовали
углублению церковной розни.
Однако как в католических
странах Европы, так и в Византии
одновременно с тенденциями к
разобщению церквей всегда находились
социальные силы, поддерживающее
не только экономическое и
культурное, но и церковное единение
Запада и Востока. Но в эпоху
средневековья подобное единство
никогда не было достигнуто.
Таким
образом Византийская цивилизация
это христианская цивилизация. Основными
её достижениями можно считать следующие:
доминирующим фактором в обществе становится
религия. Православие выступает
идеологической основой Византийской
религии " исключительное сочетание
жизни Византии с христианской религией,
эллинистической культурой и
римской государственностью сделали
Византийскую цивилизацию не похожей
ни на одну другую. " Византийская цивилизация
оказала влияние на развитие русских,
формирование русской идеи. Идеи всеединства,
идеи государственности.
4.
Заключение.
Мир
многообразен и даже в отдаленной
перспективе, очевидно, не придет к
единообразию. Нет оснований считать,
что западная, китайская, индийская,
мусульманская и другие цивилизации
идут к некоему объединению, общему
знаменами. Традиции, образ жизни, способ
восприятия действительности настолько
различны, что в обозримом будущем
ни о каком слиянии народов
в единую цивилизацию не может
идти и речи. Представление об истории
как многовариантном процессе приобретает
большое значение для формирования исторического
миропонимания. Византия прошла трудный,
но насыщенный яркими событиями общественной
и культурной жизни тысячелетий исторический
путь. Ей по праву принадлежит видное место
в прогрессивном развитии человеческого
общества. История Византии поэтому вызывает
живой интерес и у людей современной эпохи.
5.
Список литературы.
1. http://bibliotekar.ru/culturologia/32.htm;
10.11.2011.
2. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000075/st019.shtml;
10.11.2011.
3. http://www.osh.ru/pedia/history/east/bizant/bisant-civ.shtml;
10.11.2011.