Роль религии в Византийской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Более пятисот лет прошло с той поры, как имя Византийской империи, — в прошлом могущественного средневекового государства, — исчезло с карт мира. И все же след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее духовной и материальной культуры. До сих пор историки и археологи, нумизматы и папирологи, искусствоведы и сфрагисты многих стран с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов, пристально вглядываются в произведения византийских художников, вновь открытые во дворцах и храмах.

Содержание

1.Введение.
2. Византийская модель цивилизационного развития.
3. Роль религии в Византийской цивилизации.
4. Заключение.
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

КСРС 2. Византийская цивилизация..docx

— 30.75 Кб (Скачать)

Содержание 

1.Введение.

2. Византийская  модель цивилизационного развития.

3. Роль  религии в Византийской цивилизации.

4. Заключение.

5. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение.

    Более пятисот лет прошло с той поры, как имя Византийской империи, —  в прошлом могущественного средневекового государства, — исчезло с карт мира. И все же след, оставленный  Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее духовной и материальной культуры. До сих  пор историки и археологи, нумизматы  и папирологи, искусствоведы и  сфрагисты многих стран с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими  золотыми монетами, углубляются в  чтение греческих манускриптов, пристально вглядываются в произведения византийских художников, вновь открытые во дворцах  и храмах. Они неустанно ищут и  собирают все, что может воскресить перед современным человеком  этот давно ушедший с исторической арены, но вечно живой мир византийской цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Византийская модель  цивилизационного  развития.

    Византийская  цивилизация получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324–330 гг. император Константин основал  новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии,–  Константинополь. Название «Византия» появилось позже.

    Возникнув в результате распада Римской  империи в конце IV в. и превращения  ее восточной половины в самостоятельное  государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей.

    Разделение  империи на Восточную и Западную была подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи  и кризисом рабовладельческого общества III в. Однако восточные провинции  значительно менее западных пострадали от кризиса, который там не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя. Все это обусловило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни  империи в более богатые восточные  провинции, обособление обеих половин  империи, подготовившее в конечном итоге и их политическое разделение. Константинополь и Рим стали  двумя центрами политической жизни  «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось размежевание также восточной  и западной церквей. К концу IV в. процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между  преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого  из образовавшихся государств пошла  своим путем.

    Формирование  византийской цивилизации начинается в IV в. с образования византийской государственности и превращения  христианства в главенствующую религию. Оформление византийской цивилизации, которому предшествовала острейшая  духовная борьба, проявившаяся, в частности, в богословских спорах IV–VI вв., в  иконоборческом движении VIII–IX вв., можно  отнести к IX–XI вв. В эту эпоху  в основном сложилась византийская богословско-философская картина  мира с ее целостной интуитивно-мистической  концепцией. К этому времени оформилась симфония церкви и государства, произошло  разделение Западной и Восточной  церквей, завершилась кодификация права, греческий язык был признан официальным. На X–XI вв. приходится расцвет византийской цивилизации, в XII в. обнаруживаются черты стагнации, а XIII–XV вв. знаменуют ее закат .

    Территория  империи превышала 750 000 кв. км. В состав Византии вошла вся восточная  половина распавшейся Римской империи. Она включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского  моря, острова Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии и Армении, опорные владения на южном побережье  Крыма и на Кавказе.

    Особенности геополитического положения Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах – в Европе и Азии, порой простиравшей свою власть на области Африки, делали империю как  бы средостением между Востоком и  Западом. Византийское государство  играло выдающуюся роль в международной  жизни средневекового общества, несмотря на то, что империя знала как  периоды расцвета своего внешнего могущества, так и военные поражения, и  дипломатические неудачи.

    В течение веков менялись главные  враги Византии, менялись и ее союзники. В раннее средневековье основная опасность грозила империи с  востока и севера – со стороны  Сасанидского Ирана, варваров-гуннов, готов, авар, славян. Позднее их сменили  арабы, которым так и не удалось  сломить мощь Византии. С IX в., несмотря на появление на Востоке турков-сельджуков, главная опасность для империи  переместилась на Латинский Запад  в лице норманнов, расчетливых итальянцев и первых завоевателей Константинополя  – армий крестоносных рыцарей. В  последние столетия существования  Византийского государства смертельная  опасность вновь надвинулась  с Востока, откуда хлынули и смяли  империю войска турок-османов.

    Постоянное  раздвоение между восточным и  западным миром, смешение греко-римских  и восточных традиций с преобладанием  в отдельные эпохи то одних, то других наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские  идеи, культуру и искусство византийского  общества. Вместе с тем Византия взяла от христианского Востока  и античности далеко не самые выигрышные черты: от Рима – имперское сознание, произвол и деспотизм, гедонизм; от христианства – аскезу, ригоризм, нетерпимость, а также акцентировку на ощущение начальной греховности человеческого  рода и отдельного человека, которое  трансформировалось в идею социальной вины, т.е. изначальной вины каждого  перед лицом властной иерархии. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада, причем это своеобразие определилось еще в ранний период ее существования. Она избежала судьбы Западной Римской империи, не знала полного завоевания страны варварами и гибели государства. Появление на ее территории различных народов (славян, арабов, других племен) не привело к образованию на исконных землях империи самостоятельных варварских государств.

    Феодальные  отношения, развивавшиеся в Византии, начали формироваться относительно поздно и сильно отличались от классических образцов Запада. Для Византии характерны плавная, непрерывная эволюция от античности к средневековью, развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого общества. Синтез прораставших в империи  элементов феодализма с общественными  порядками варваров был менее  интенсивным, чем в Западной Европе. Это обусловило типологические особенности  генезиса феодализма в Византии: более  длительное, чем на Западе, сохранение рабовладения; более широкое распространение  свободной сельской общины, пришедшей  на смену разнообразным видам  рабовладельческого хозяйства; наличие  государственной собственности  на землю; замедленное по сравнению  с Западом складывание иерархической  структуры земельной собственности (в этом аспекте аграрный строй  Византии имеет больше сходства с  аграрными отношениями стран  Востока); меньшая по сравнению с  Западом дезурбанизация, происшедшая  с конца VII–VIII вв.

    Как ни парадоксально, своего наивысшего расцвета города Византии достигли не в конце, а в начале истории. В то время  как на Западе многие античные городские  центры были смыты волной варварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла  называться страной городов –  центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения  и организации торговли. Византийские города, преодолев кризис VII– VIII вв. раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили в полосу экономического процветания. Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно  сочеталось развитие денежного хозяйства  и государственная регламентация  производства. На средневековом Западе рост городов с XII в. привел к кардинальным сдвигам во всей социально-экономической  жизни феодального общества. Городское  население составляло корпорацию, противопоставляющую себя светским и церковным властям и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское самосознание, развивавшееся вне рамок традиционных общественных институтов. Эта борьба породила тенденцию к будущим существенным переменам и в результате привела к предельному обособлению сословий, а позднее – к зарождению в наиболее передовых странах того времени, в Италии и Нидерландах, раннекапиталистических отношений, появлению условий для развития мануфактур и в конечном счете – к гибели феодализма.

    В Византии город прежде всего Константинополь, являлся моделью империи как  воплощения идеи единства народа и  власти, что препятствовало вызреванию самосознания городских слоев. Город  как центр и выразитель идей бюрократического государственного управления обусловил  относительную стабильность византийской цивилизации, ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую  традиционность. Кроме того, для  Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими  центрами в сфере как экономики, так и политики и культуры.

      Территория империи состояла  преимущественно из областей  с высокой земледельческой культурой.  Во многих из них плодородные  почвы позволяли выращивать по  два-три урожая в год. Было  широко развито скотоводство. Богата  была Византия и природными  ресурсами, различными видами  минерального и растительного  сырья. Она могла обеспечить  свои потребности почти во  всех основных продуктах, а  некоторые из них даже в  значительном количестве вывозить  в другие страны (зерно, масло,  рыба, ткани, металл, металлические  изделия и др.). Все это создавало  известную экономическую устойчивость  в империи, позволяло вести  достаточно широкую внешнюю торговлю, быть монопольным посредником  в торговле между Востоком  и Западом.

    До XII в. экономическое превосходство  Византии над другими европейскими странами было бесспорным. Изобретение  греческого огня и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, расцвет  строительной техники, достижения точных и естественных наук помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии наступил в XII в. С этого столетия экономическое  превосходство переходит, притом окончательно, к государствам Западной Европы. 

3. Роль религии в  Византийской цивилизации.

    Особый  облик общественной и идейной  жизни в Византии придавали специфические  черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Между восточной  — православной — и западной — католической церквями с самого начала наметились существенные различия. Хотя и та и другая генетически  восходили к единой вселенской церковной  организации, каждая из них уже с  первых столетий их истории пошла  своим особым путем.

    В IV веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились иные толкования основных догматов. Церковь стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры, особенно на ранних этапах Византийской цивилизации, о природе Христа.

    Не  только споры о сущности Христа вызывали ожесточённые дебаты и вызывали такие  еретические движения как арианство, меккорианство, монофизитство. Но также  существовали другие очень важные споры. Следующий из них это о соотношение  духовного и физического человека. Эти споры до сих пор не утихают  и в современном обществе. Но для  Византии этот спор был очень важен. Появились такие идеи как павликианство  в Армении и богомильство в  Болгарии. И павлекиане и богомилы утверждали, что небеса это владения бога, а земля это владение сатаны, и что человека создавали вместе и бог и сатана (бог душу, а  сатана тело). Они призывали верующие к верности яксикелю. Византийская церковь утверждала что тело не может  помешать развитию в себе божественного  начала. Оно создано богом ибо  еще апостол Павел утверждал  что тело это храм духа святого.

    Именно  христианство открыло дисгармонию  человека (красота телесная, красота  духовная).

      Номинально церковное единство  признавалось и Римом и Константинополем, но фактически в течение столетий  между папским престолом и  константинопольской патриархией шла никогда не затухавшая то подспудная, то открытая борьба за религиозное и политическое главенство. Эта борьба изобиловала драматическими коллизиями, страстной догматической полемикой. Не раз церковная рознь между Востоком и Западом доходила до жестоких стычек пап и патриархов и привела в середине XI в. к разрыву — схизме. Церковный мир, периодически восстанавливаемый, оказывался столь шатким, что окончательный раскол был неминуем. И он действительно произошел, когда после завоевания Византии крестоносцами католическая церковь попыталась провозгласить папскую супрематию на Востоке, но натолкнулась на решительное сопротивление как греческого духовенства, так и широких масс населения. В последующие столетия церковные разногласия переросли в открытую вражду «схизматиков»-греков и католического Запада, и все попытки заключения церковной унии успеха не имели. Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ веры. На западе церковь решала свои дела по вопросам спасения души человека. Она отпускала грехи, оценивала добродетель и недостатки человека. Был выработан целый условно говоря кодекс исторических правил, форм поведения человека. Таким образом происходила своеобразная регламентация жизни человека. Позитивным моментом в этом является то что человек выработал в себе внутреннею дисциплину и внутреннюю организованность.

Информация о работе Роль религии в Византийской цивилизации